Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, мы скомпоновали его в удобном для обработки табличном варианте и представили в приложении В – «Таблица для попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки».

2.2 Результаты эмпирического исследования

На первом этапе мы определяли стратегии поведения несовершеннолетних в конфликтной ситуации. Всего было опрошено 15 детей, из них 5 девочек и 10 мальчиков от 10 до 14 лет. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели стратегий поведения в конфликтной ситуации



Стратегии поведения

в конфликтной ситуации

мальчики -

девочки

Итого

(по всей выборке)

1.

Соперничество

46,6%

0%

46,6%

2.

Сотрудничество

40%

26,6%

66,6%

3.

Приспособление

13,3%

13,3%

26,6%

4

Компромисс

20%

20%

40%

5

Избегание

20%

33,3%

53,3 %


Из представленных в таблице данных мы видим, что мальчики в своем поведении применяют в основном тактики соперничества, сотрудничества и компромисса. Девочки в основном применяют тактики сотрудничества и избегания.

На следующем этапе мы исследовали конфликтность. Результаты диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности представлены в таблице 2 и в приложении А.

Таблица 2 – Результаты исследования конфликтности индивидов.



Уровни

Самооценка

Экспертная оценка

1

высокий

0 %

26,6%

2

средний

46,6 %

40 %

3

низкий

53, 3%

33,3%

Анализ результатов показал следующее:


Высокого уровня конфликтности в самооценке не показали, среднего уровня конфликтность выявили у себя, а вот при экспертной оценке мы обнаружили оценки высокой конфликтности у некоторых детей, что свидетельствует о возможно необъективной оценке несовершеннолетних своей конфликтности.

Таблица 3 - Результаты исследования межличностных

отношений в рабочих группах



Октанты

Показатели уровней (по всей выборке)

высокий

средний

низкий

1

Авторитарность

37,5%

25%

37,5%

2

Эгоистичность

50%

25%

25%

3

Агрессивность

37,5 %

25%

37,5%

4

Подозрительность

12,5%

37,5%

50%

5

Подчинение

25%

25%

50%

6

Зависимость

37,5%

37,5%

25%

7

Дружелюбие

12,5%

50%

37,5%

8

Альтруистичность

12,5%

25%

63,5%

Из представленных в таблице 4. данных мы видим, что преобладает во взаимоотношениях несовершеннолетних авторитарность, эгоистичность, агрессивность трети несовершеннолетних, зависимость от авторитетов. А вот к дружелюбию и альтруизму склонны только четверть несовершеннолетних.

Результаты исследования эмпатийных установок представлены в приложении Б. В целом по выборке несовершеннолетних мы выявили высокие показатели развития эмпатии у – 18,8 % несовершеннолетних, среднего уровня – у 27,7% и заниженный уровень развития эмпатии мы выявили у 46,2 % несовершеннолетних. Низкого уровня – не выявлено.

Таблица 4 - Результаты попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки и экспертной оценки конфликтности.



Разница экспертной оценки конфликтности и ее самооценки

U=0

Ρ=0.001

Разница в выборе стратегии «соперничество»

U=5,5

Ρ=0.007

Разница в выборе стратегии «сотрудничество»

U=21

Ρ=0.332

Разница в выборе стратегии «приспособление»

U=17,5

Ρ=0.194

Разница в выборе стратегии «компромисс»

U=20

Ρ=0.348

Разница в выборе стратегии «избегание»

U=20

Ρ=0.348



Заключение


В результате теоретического анализа работ по теме нашего исследования, мы выявили, Социализация - это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.

На основании вышеизложенного можно придти к выводу, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности.

Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

В ходе исследования мы провели теоретический анализ аспектов конфликтной личности, нарушений межличностных отношений несовершеннолетних, подобрали диагностический инструментарий, провели эмпирическое исследование влияния конфликтности личности качество взаимоотношений на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).


Ученые отмечают, что подростковый период характерен развитием очень важного чувства взрослости, как специфического новообразования самосознания. Чувство взрослости является стержневой особенностью личности. Ее структурный центр и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру; определяет и содержание его социальной активности, систему новых устремлений и переживаний.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание. Фактором является семья, возлагающая на ребенка свои несбывшиеся надежды. Зачастую цели, которые могут ставить перед собой родители по отношению к детям, весьма разнообразны. Родители часто совершенно не задумываются о влиянии этих целей на ребенка и тем самым создают условия не благоприятствующие для личностного развития ребенка.

Так мы приходим к выводу, что формирование личности играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Так формирование личности может помочь человеку в процессе самосовершенствования и самореализации. В психологии есть разные подходы к пониманию личности. Она может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Это когда человек знает, понимает и способен нести ответственность. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого, он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельно мысли, обладает силой воли, с течением времени способен изменяться. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми.