Файл: 1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, какие нравствен­ные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Вторая методика – методика беседы Л. В. Ануфриевой, целью которой является определение уровня сформированности у детей нравственных представлений (Приложение 2).

Диагностика, также, проводится в форме индивидуальной беседы. Детям задаются специально разработанные вопросы, которым предлагается дать точный, четкий, полный ответ.

Обработка результатов. Максимальный балл – 24.

2 балла – четкий, полный ответ;

1 балл – недостаточно четкий, недостаточно полный ответ;

0 баллов – неправильный, неточный ответ.

Результаты были представлены следующими уровнями сформированности нравственных представлений у детей:

• низкий уровень (0-7 баллов) – у ребенка сформировано неправильное, неточное представление о нравственном понятии;

• средний уровень (8-16 баллов) – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

• высокий уровень (17-24 балла) – сформировано полное и четкое нравственное представление о понятии.

Далее рассмотрим результаты нашего исследования, которые представлены на рисунках 2.1, 2.2.



Рисунок 2.1. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий этап)

На рисунке выше (рисунок 2.1) видим, что у дошкольников в количестве 10 детей низкий уровень развития нравственных представлений. Это говорит, что 43,5% не умеют выделять нравственную норму,и продолжение историй разные, не всегда правильно определяют хорошее и плохое поведение. У 47,8 % детей из общего количества группы средний уровень, эти дошкольники умеют оценивать поведение, но не могут обосновывать свою оценку, формулировка нравственных норм дается трудно. Всего у 2 дошкольников (8,7%) понимание нравственных норм находится на высоком уровне. Эти дети обосновывают свое мнение, дают правильную оценку поведению детей и мотивируют свою оценку.



Рисунок 2.2. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий этап)


Как видно из рисунка 2.2, 65,2% дошкольников старшей группы, в количестве это 15 детей, имеют средний уровень нравственных представлений. У детей отмечаются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Сформировано отрицательное отношение к грубости и жадности. 8(34.8%) детей имеют низкий уровень нравственных представлений, затруднились ответить на вопросы или не давали ответа.


2.2. Разработка и апробация плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей


В рамках формирующего этапа исследования был разработан и апробирован план занятий направленный на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию.

В процессе взаимодействия с родителями по нравственному воспитанию дошкольников происходит формирование нравственных представлений детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с окружающими людьми. Единство в воспитании детей решает ряд задач. Во-первых, оно обеспечивает выработку правильного поведения детей. Во-вторых, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, помогает создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.

При реализации формирующего этапа участвовали 23 старших дошкольника и привлечены их родители в количестве 23 человек. План занятий реализовался в течении одного месяца.

Цель разработки плана – улучшение процесса взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей.

Задачи:

  • создать условия для партнерства ДОО и родителей по воспитанию детей.

  • создать эффективные виды и формы деятельности на улучшение взаимодействия ДОО и родителей.

  • продолжать формировать нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми во взаимодействии семьи и ДОО.

  • продолжать развивать в детях нравственное воспитание в совместной деятельности ДОО и родителей.

Таблица 1 Тематическое планирование занятий на улучшение взаимодействия ДОО и родителей по нравственному воспитанию



Тема, цель

Виды и формы деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

1.

«Правила поведения»
Цель:

  • конкретизировать первоначальное представление о себе (поступки, поведение);

  • формировать дифференцированные представления о правилах взаимоотношений между детьми и взрослыми.

  1. Рассматривание иллюстраций на темы: «Мы растём».

  2. Занятие на тему: «Я и сверстники».

  3. Просмотр мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон».

  4. Уроки нравственного воспитания, в частности вежливости по книге Л.П. Стрелкова «Уроки сказки».

  1. Встреча с родителями по теме «Психологические особенности детей старшего возраста».

  2. Консультации по теме «Нравственное воспитание».

  3. Ознакомление с рекомендациями для родителей и воспитателей (Приложение 3).

  4. Рубрика в уголке для родителей «Почитайте детям» (книга Л.П. Стрелкова «Уроки сказки»)

Совместное творчество родителей и детей поделки на выставку «Добрые сказки»

2.

«Труд взрослых. Профессии»
Цель:

  • расширить представления детей о профессиях;

  • содействовать становлению бережного отношения к результатам труда;

  • воспитывать уважение к людям разных профессий.

  1. Беседа по теме «Какие профессии ты знаешь?»

  2. Занятие на тему: «Труд мам».

  3. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?».

  4. Открытое занятие о мужественном профессии: «Космос и космонавты» (Приложение 5)

  1. Консультация на тему: «Игра-школа нравственного воспитания».

  2. Беседа по готовности к совместной деятельности с ДОО.

  3. Рубрика в уголке для родителей: дидактическая игра «Кому, что нужно для труда», «Разложи по порядку» (модель трудового процесса).(Приложение 4)

Совместная работа детей с родителями по уборке участка детского сада.


3.

«Семь Я»
Цель:

  • сформировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружение.

  • воспитывать любовь к семье, желание заботится о своих близких людях.

  1. Беседа «Родитель – это звучит гордо!».

  2. Рассматривание семейных альбомов.

  3. Занятие на тему: «Моя семья.Правила нашей семьи».

  4. Чтение сказки «Красная шапочка». Знакомство с поговорками о семье.




  1. Анкетирование «Семья глазами родителей».

  2. Консультация «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка».

  3. Рубрика в уголке для родителей: задание по теме занятия – совместно с ребенком разработать список правил вашей семьи.

Конкурсы «Утренняя гимнастика с мамой», «Логотип нашей семьи».

4.

«Мой посёлок»
Цель:

  • формировать дифференцированные представления о достопримечательностях нашего города;

  • воспитывать чувство признательности и любви к родному городу.

  1. Беседы об истории родного края.

  2. Рассматривание альбома-книги «Наш город вчера и сегодня».

  3. Занятие на тему: «Наш посёлок».




  1. Консультация на тему «Как бороться с капризами и упрямством».

  2. Мастер-класс с родителями «Первые уроки нравственности»

  3. Рубрика уголка для родителей: создание выставки рисунков на тему «Мой посёлок»

Посещение музея истории лесного хозяйства.

5.

Итоговое мероприятие.
Цель:

  • Способствовать развитию культуры проведения семейного досуга, взаимопонимания между родителями и детьми

  • установить единство ДОО и семьи в вопросах воспитания ребёнка.

Совместный поход воспитателей, детей и родителей в парк «Гаилэ» (игры, эстафеты и др.).
Задачи :

Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.

Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.




В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и ДОО. Поэтому взаимодействие ДОО с родителями является необходимым видом организации совместной деятельности по воспитанию детей. Семья играет особенно важную роль по развитию нравственных норм, представлений и поведения. Работа с родителями может быть реализована эффективно только при правильном подборе форм и методов взаимодействия.

В связи с этим, для совершенствования процесса совместной деятельности с родителями работа была реализована через разнообразные формы: традиционные – беседы, консультации, анкетирование, инновационные – совместные досуги, участие в выставках, мастер-классы и т.д.


2.3. Проверка эффективности плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей


После реализации плана занятий по улучшению взаимодействия ДОО с родителями по нравственному воспитанию для выявления эффективности форм и методов организации деятельности была проведена повторная диагностика. Выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста является целью контрольного этапа. Методики были те же, что были использованы в констатирующем этапе. Результаты повторной диагностики представлены ниже.


Рисунок 2.3. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (контрольный этап)



Рисунок 2.4. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (контрольный этап)

Далее рассмотрим динамику изменений уровня нравственного поведения.

Таблица 2. Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)

Уровни/этапы

Констатирующий

Контрольный

Низкий

43,5

26,1

Средний

47,8

56,5

Высокий

8,7

17,4



Рисунок 2.5 Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)

На таблице 2 и рисунке 2.5 представлена динамика развития нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой. Если в констатирующем этапе количество детей с низким уровнем составляло 43,5 % из общего количества группы (10), то в контрольном этапе данный показатель снизился на 4 (17,4%) и равен 6. Это говорит, что 17,4% дети начали адекватно оценивать поведение и обосновать свою оценку. Изменения показателей среднего и высокого уровней равны 2, то есть повысились на 8,7%. Отсюда можно сделать вывод, что большинство детей группы (56,5%) научились адекватно реагировать на правильное и неправильное поведение. А 17,4% (+8,7%) детей вовсе начали правильно понимать и реагировать на ситуации. У них