Файл: 1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формы и методы организации взаимодействия воспитателя с родителями по формированию нравственного поведения детей дошкольного возраста



Оглавление



ВВЕДЕНИЕ 2

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОО 10

1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей 13

Выводы по 1 главе 17

2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Выявление актуального уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста 19

2.2. Разработка и апробация плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей 23

2.3. Проверка эффективности плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей 27

Выводы по 2 главе 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Современная система образования рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для формирования у воспитанников потребностей и умений к освоению новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, а также развития личности в целом. Основной задачей современного образования является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Именно процесс нравственного воспитания также рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как одно из направлений личностного развития дошкольника.

Необходимо отметить, что взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности
, которая осуществляется на основе социальной перцепции, посредством общения педагогов с родителями на равных. Взаимодействие педагогов ДОО с семьёй должно строится, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, в частности – нравственного воспитания, обучения и формирования детей дошкольного возраста.

Также хотелось бы отметить, что современные родители испытывают трудности при взаимодействии с детьми, им не хватает специальных знаний в области образования и воспитания. Таким образом, зачастую дети испытывают дефицит общения с родителями. За счет вовлечения семьи в образовательное пространство дошкольной образовательной организации можно уладить сложившуюся ситуацию.

Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем исследовать проблему взаимодействия воспитателя с родителями по формированию нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – формы и методы работы воспитателей с родителями для формирования нравственного поведения детей в ДОО.

Гипотеза исследования – взаимодействие воспитателя с родителями будет успешным, если:

  • учитываются и применяются разные формы и методы работы с родителями (традиционные и инновационные);

  • содержание мероприятий предполагает учет особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

  2. выявить актуальный уровень развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста ;

  3. разработка и апробация плана по исследованию взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и описать методики исследования;

  4. проверка эффективности плана по исследованию взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;


Методы исследования: 1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа.

3. Математические: обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Этапы исследования: опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:

– констатирующий – цель: изучение уровня нравственных норм, правил, представлений и нравственного поведения детей дошкольного возраста;

– формирующий – цель: разработать и экспериментально апробировать план занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей;

– контрольный – цель: выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как Е. В. Аверина, А. Ф. Антонова, Р. Ф. Миннуллина, А. В. Высоцкая, Ф. С. Газизова, Е. В. Литвинова, Е. В. Жигулина, М. С. Копейко, С. В. Новикова, А. Р. Матеева, Е. В. Платонова, О. В. Алехина, А. Ю. Голикова, Е. А. Губаева.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей в ДОО могут быть использованы педагогами детских садов для повышения эффективности работы с родителями.

База исследования. В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 23 детей и их родители в количестве 23 человек.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Нравственность – характеристика человека, сочетающая в себе такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Согласно определению Е.В. Субботского, «нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста» [31, с. 65].

Дошкольный возраст является важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека. Нравственному развитию детей посвятили свои работы такие авторы как Р.С. Буре, A. M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.

Основа нравственного воспитания – это мораль. По мнению А.Д. Кошелева, мораль это «исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям» [3, с. 34].

Основной задачей нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [6, с. 21].

Такие чувства, как чувство привязанности и любовь, желание поступать и соответствовать указаниям взрослых, делать приятное, воздержаться от поступков огорчающих близких воспитывается в процессе общения со взрослыми [7, с. 19]. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

Из исследовательских трудов можно выделить те работы, в которых нравственное воспитание рассматривается как:


- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова) [4, с. 13];

- процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева) [10, с. 40];

- развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова) [14, с. 333].

Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер.

Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах. При этом B. C. Мухина и Г.М. Лямина отмечают определённую последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет [19, с. 122].
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга,