Файл: 1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОО
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей
2.1. Выявление актуального уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей
Формирование нравственных качеств личности дошкольников через взаимодействие педагогов ДОО с родителями реализуется посредством разных форм и методов. Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать; также повысить педагогическую культуру родителей, усилить и укрепить воспитательный потенциал семьи [28, с. 61].
Выделяют традиционные и нетрадиционные (современные) формы работы с родителями:
Традиционные формы подразделяются:
-
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции; -
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; -
наглядно-информационные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей [30, с. 9].
Нетрадиционные (современные) формы:
-
акции; -
информационно-аналитические, анкеты; -
досуговые – спортивные мероприятия; -
познавательные – чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми [16, с. 113]. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как назвать ребенка. Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы [26, с. 11].
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
-
информационно-ознакомительная – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; -
информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное [17, с. 113].
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе [18, с.202].
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины) [23, с. 58].
Наиболее успешными в работе с семьей по нравственному воспитанию показали себя такие методы как: метод проектов, метод активизации, метод рефлексии [17, с. 78].
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов [24, с. 228].
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку [12, с. 198].
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся: анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий, игровое моделирование поведения.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения [5, с. 17].
Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Выводы по 1 главе
Нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
-
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление актуального уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста
В соответствии с гипотезой и поставленными задачами нами было проведено экспериментальное исследование взаимодействия ДОО с родителями как один из методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа является изучение уровня нравственных норм, правил, представлений и нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Цель формирующего этапа – разработать и экспериментально апробировать план занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей.
Контрольный этап направлен на выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 23 дошкольников в возрасте 5-6 лет и их родители в количестве 23 человек. Экспериментальная работа проводилась на базе.
На констатирующем этапе участвовали дошкольники в количестве 23 детей. Для первичной диагностики и выявления уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста были использованы ряд методик. Определение уровня нравственного воспитания проводилось с помощью методики «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (Приложение 1).
Цель данной методики изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста таких нравственных норм, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость.
Диагностика проводится в форме индивидуальной беседы, где ребенок должен продолжить историю, которую рассказывает педаго. Далее он отвечает на вопросы.
Педагог говорит ребенку: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
Обработка результатов.
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Определение и интерпретация уровней освоенности нравственных норм и правил:
Максимальный балл равен 12.
– низкий уровень (0-3 балла): несоблюдение правил и норм для ребенка считается нормой, он не знает их, и относится к нарушению неправильно, нравственные ценности не сформированы;
– средний уровень (4-8 балла): ребенок знает нормы и правила, но не всегда находит правильное решение ситуаций, в некоторых обстоятельствах может нарушать и сам, нравственные ценности сформированы частично;
– высокий уровень (9‐12 баллов): ребенок правильно понимает и реагирует на ситуации, следует нормам и правилам, адекватно реагирует на нарушения и находит их решения, сформированы нравственные ценности.
Результаты данных методик позволят выявить