Файл: 1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОО
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей
2.1. Выявление актуального уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста
сформированы нравственные ценности, и решение проблемных ситуаций происходит с позиции нравственной нормы.
Таблица 3. Динамика развития уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий и контрольный этап)
Рисунок 2.6 Динамика развития уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий и контрольный этап)
По результатам диагностики констатирующего и контрольного этапов видна положительная динамика (таблица 3, рисунок 2.6), показатели уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой значительно улучшились. На констатирующем этапе в группе детей с высоким уровнем не было (0), а на контрольном этапе их стало 21,7% (5 человек). Значит, совместная работа с родителями, развивающие занятия способствовали повышению уровня нравственных представлений. Дети понимают, что такое добро и зло. Отрицательно относятся к таким качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость. Изменения среднего уровня незначительные, но положительная динамика наблюдается. Если на констатирующем этапе значение среднего уровня было равно 15 (65,2%), то на контрольном этапе оно снизилось на 1 (-4,3%), 14 детей. Детей с низким уровнем также стало меньше, на контрольном этапе их было 8 детей (34,8), а на контрольном этапе осталось 4 (-17,4% из констатирующего этапа) дошкольника с низким уровнем нравственных представлений. Из этого следует отметить, взаимодействие ДОО с родителями по нравственному воспитанию дает только положительные результаты.
Таким образом, результаты контрольного этапа и их положительная динамика свидетельствуют о том
, что разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал свою эффективность. Улучшение взаимодействия с родителями положительно влияет на развитие нравственных норм, правил, представлений, поведения.
Вторая глава была посвящена экспериментальному исследованию взаимодействия ДОО с родителями как один из методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 23 дошкольников в возрасте 5-6 лет и их родители в количестве 23 человек. Экспериментальная работа проводилась на базе. Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап был направлен на выявление уровня нравственного поведения дошкольников старшей возрастной категории. Для диагностики были выбраны методика «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой и методика беседы Л.В. Ануфриевой.
В рамках формирующего этапа был разработан и апробирован план занятий направленный на улучшение взаимодействия ДОО с родителями по нравственному воспитанию. Для совершенствования процесса совместной деятельности с родителями работа была реализована через разнообразные формы: традиционные – беседы, консультации, анкетирование, инновационные – совместные досуги, участие в выставках, мастер-классы.
Контрольный этап был направлен на выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику. Из этого следовало, разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал и доказал свою эффективность.
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Сотрудничество ДОО и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Эксперимент состоял из трех этапов. На констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень развития нравственного воспитания детей с помощью методики «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой и методика беседы Л.В. Ануфриевой.
Формирующий этап был направлен на разработку плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей. План занятий был апробирован в течении одного месяца. Содержание занятий и мероприятий был разработан с учетом особенностей нравственного воспитания дошкольников. Также для улучшения взаимодействия воспитателя и родителей применялись разные формы и методы работы:
На контрольном этапе эксперимента, с целью проверки эффективности разработанного плана по исследованию взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику. Уровень нравственных норм и правил улучшилась на 17,4%, а уровень нравственных представлений – на 21,7 %. Следовательно, разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал и доказал свою эффективность. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение.
Таблица 3. Динамика развития уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий и контрольный этап)
Уровни/этапы | Констатирующий | Контрольный |
Низкий | 34,8 | 17,4 |
Средний | 65,2 | 60,9 |
Высокий | 0 | 21,7 |
Рисунок 2.6 Динамика развития уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий и контрольный этап)
По результатам диагностики констатирующего и контрольного этапов видна положительная динамика (таблица 3, рисунок 2.6), показатели уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой значительно улучшились. На констатирующем этапе в группе детей с высоким уровнем не было (0), а на контрольном этапе их стало 21,7% (5 человек). Значит, совместная работа с родителями, развивающие занятия способствовали повышению уровня нравственных представлений. Дети понимают, что такое добро и зло. Отрицательно относятся к таким качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость. Изменения среднего уровня незначительные, но положительная динамика наблюдается. Если на констатирующем этапе значение среднего уровня было равно 15 (65,2%), то на контрольном этапе оно снизилось на 1 (-4,3%), 14 детей. Детей с низким уровнем также стало меньше, на контрольном этапе их было 8 детей (34,8), а на контрольном этапе осталось 4 (-17,4% из констатирующего этапа) дошкольника с низким уровнем нравственных представлений. Из этого следует отметить, взаимодействие ДОО с родителями по нравственному воспитанию дает только положительные результаты.
Таким образом, результаты контрольного этапа и их положительная динамика свидетельствуют о том
, что разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал свою эффективность. Улучшение взаимодействия с родителями положительно влияет на развитие нравственных норм, правил, представлений, поведения.
Выводы по 2 главе
Вторая глава была посвящена экспериментальному исследованию взаимодействия ДОО с родителями как один из методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 23 дошкольников в возрасте 5-6 лет и их родители в количестве 23 человек. Экспериментальная работа проводилась на базе. Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап был направлен на выявление уровня нравственного поведения дошкольников старшей возрастной категории. Для диагностики были выбраны методика «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой и методика беседы Л.В. Ануфриевой.
В рамках формирующего этапа был разработан и апробирован план занятий направленный на улучшение взаимодействия ДОО с родителями по нравственному воспитанию. Для совершенствования процесса совместной деятельности с родителями работа была реализована через разнообразные формы: традиционные – беседы, консультации, анкетирование, инновационные – совместные досуги, участие в выставках, мастер-классы.
Контрольный этап был направлен на выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику. Из этого следовало, разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал и доказал свою эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Сотрудничество ДОО и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Эксперимент состоял из трех этапов. На констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень развития нравственного воспитания детей с помощью методики «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой и методика беседы Л.В. Ануфриевой.
Формирующий этап был направлен на разработку плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей. План занятий был апробирован в течении одного месяца. Содержание занятий и мероприятий был разработан с учетом особенностей нравственного воспитания дошкольников. Также для улучшения взаимодействия воспитателя и родителей применялись разные формы и методы работы:
-
консультация; -
беседа; -
совместные досуги; -
мастер-классы; -
открытые занятия.
На контрольном этапе эксперимента, с целью проверки эффективности разработанного плана по исследованию взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику. Уровень нравственных норм и правил улучшилась на 17,4%, а уровень нравственных представлений – на 21,7 %. Следовательно, разработанный и апробированный план занятий по нравственному воспитанию показал и доказал свою эффективность. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аверина, Е. В. Организация мониторинга взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС до / Е. В. Аверина // Мониторинг качества деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 21 ноября 2018 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2018. – С. 181-185. -
Аносова, Е. В. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях интерактивной работы с родителями и детьми / Е. В. Аносова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч., Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 9-10. -
Антонова, А. Ф. Проблемы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников посредством трудовой деятельности / А. Ф. Антонова, Р. Ф. Миннуллина // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 24 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 34-37. -
Арсентьева, А. А. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / А. А. Арсентьева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года / Под редакцией Н.А. Кузь, Е.В. Шмаковой. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 13-15. -
Барсукова, С. А. Эффективные и современные подходы в организации взаимодействия детского сада и семьи / С. А. Барсукова // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». – 2022. – № 1(10). – С. 16-19. -
Бебешко, А. С. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. С. Бебешко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года / Под редакцией Н.А. Кузь, Е.В. Шмаковой. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 21-23. -
Бурцева, И. В. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / И. В. Бурцева, Т. А. Колесникова, В. И. Кудаева // Вестник научных конференций. – 2023. – № 1-1(89). – С. 19-20. -
Высоцкая, А. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста / А. В. Высоцкая, Ф. С. Газизова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 24 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 235-238. -
Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями / О. Л. Зверева. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2020. – 158 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-222-32933-7. -
Зембеля, И. А. Особенности нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / И. А. Зембеля, Я. В. Трусова, О. В. Резник // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 мая 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. – С. 40-43. -
Земскова, М. В. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / М.В. Земскова //Молодёжь и наука. – 2020. – С. 83. -
Зиновьева, Н. В. Особенности организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического и нравственного воспитания / Н. В. Зиновьева, И. В. Кулевацкая, В. М. Степанова // Современные УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в НАУКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 24 октября 2019 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2019. – С. 197-200. -
Иваненко, В. В. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения / В. В. Иваненко // Перспективы развития науки и образования : Сборник научных трудов по материалам XXVIII международной научно-практической конференции, Москва, 30 апреля 2018 года / Под общей редакцией А.В. Туголукова. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2018. – С. 77-80. -
Ищенко, В. А. Возрастные особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / В. А. Ищенко // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 1-6. – С. 332-337. -
Кокорева, В. В. Система работы с родителями в современном образовательном учреждении: досуговые формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовании / В. В. Кокорева // Преемственность в образовании. – 2019. – № 24(12). – С. 176-182. -
Литвинова, Е. В. Современные подходы к сотрудничеству ДОО и семьи / Е. В. Литвинова, Е. В. Жигулина, М. С. Копейко // Векторы образования: от традиций к инновациям : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 19–20 сентября 2019 года / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Анапа: Московский педагогический государственный университет, Анапский филиал, 2019. – С. 112-115. -
Лобанова, Е. В. Модель нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия семьи и доу / Е.В. Лобанова //ГОУ ВПО «ДОННУ». – 2023. – С. 113. -
Макарова, О. В. Современные формы и методы взаимодействия с родителями / О. В. Макарова // Преемственность в образовании. – 2019. – № 24(12). – С. 200-210. -
Малахова, Н.Е. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Н. Е. Малахова, И. П. Какуева, И. Г. Гранкина [и др.] // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации : Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 06 октября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 121-124. -
Мещерякова, А. Е. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А. Е. Мещерякова // Актуальные вопросы современной науки и образования : Материалы Научной сессии Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 02–27 апреля 2018 года. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2018. – С. 160-163. -
Мильковская, И. Ю. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста на культурных народных традициях / И. Ю. Мильковская // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 2. – С. 28-35. -
Немова, О. А. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в обеспечении культурного и нравственного воспитания ребенка (нижегородский опыт) / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина //Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2021. – Т. 12. – №. 4. -
Новикова, С. В. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в инклюзивном образовании детей дошкольного возраста / С. В. Новикова, А. Р. Матеева // Общество. – 2022. – № 4-2(27). – С. 57-61. -
Пашкова, Н. В. Актуальные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи / Н. В. Пашкова, А. С. Удовиченко // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27–28 октября 2022 года. Том 6. Часть 1. – Донецк: ДонНУ, 2022. – С. 228-229. -
Первышова, А. И. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и детского сада / А. И. Первышова, С. Д. Собылинская // Общество и наука: векторы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 18 декабря 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 76-78. -
Платонова, Е.В. Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций / Е. В. Платонова, О. В. Алехина, А. Ю. Голикова, Е. А. Губаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4(14). – С. 10-13. -
Полякова, Т. В. Особенности организации сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Полякова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 5-2(21). – С. 1193-1200. -
Смолова, И. И. Современные подходы к организации взаимодействия семьи, социума и дошкольной образовательной организации / И. И. Смолова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2022. – № 1. – С. 60-67. -
Сыраева, А. Б. Организация эффективного взаимодействия ДОО и семьи как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду / А. Б. Сыраева, Т. В. Веселова // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого – взгляд в будущее : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 20 ноября 2019 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2019. – С. 306-309. -
Шаповалова, Е. С. Современные подходы к проблеме взаимодействия доо и семьи / Е.С. Шаповалова, Е.В. Ткачева //Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – №. 4. – С. 8-10. -
Эсаулова, Е.Н. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Эсаулова, О. Л. Баскакова, И. П. Какуева, Е. А. Некрасова // Научный альманах. – 2023. – № 2-1(100). – С. 65-67.