Файл: Предмет истории отечественного государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникновение государственности у восточных славян.


Большинство специалистов в наше время склоняются к тому, что народы Восточной Европы миновали рабовладение, и перешли от первобытнообщинного строя к феодализму. Этот переход совершался эволюционно, постепенно, охватив длительный период с VI в. до IX в.

На протяжении этих веков продолжался интенсивный распад родоплеменных связей. На смену родовой общине шла новая, территориальная сельская община. Малая семья становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества – сельской общины, называвшуюся “мир, вервь”, т.е. союз индивидуальных хозяйств.

Интенсивно шел процесс образования классов будущего феодального общества. Формировалась социальная верхушка.

В древности восточные славяне делились на 120-200 отдельных племен, однако уже в VI в. высшей ступенью развития первобытнообщинного строя были большие союзы племен (их было 14-15). Их названия: поляне, древляне, уличи, тиверцы, кривичи, вятичи и т.д. Формой организации управления была военная демократия. Во главе этих союзов становился князь, а управляемые им земли получили название племенных княжений, которые предшествовали образованию древнерусского государства. Военной основой его власти была дружина. Племя формально по-прежнему управлялось Советом старейшин и народным собранием или Вечем. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое правление – княжение. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя – князя. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Появляются союзы союзов племен вокруг Киева, Новгорода, Чернигова, Рязани.

Образование Древнерусского феодального государства


Государственность проявляется в наличии таких органов управления, которые свои решения могут проводить в жизнь силой, принуждением.

На возникновение государственности в Киевском княжестве решающее значение оказал диффузионный фактор.

Первые сведения о происхождении Древнерусского государства содержатся в летописном своде «Повести временных лет». Его автор Нестор говорит о призвании славянами варяжских князей Рюрика
, Синеуса и Трувора. Существует различное отношение к этому рассказу. 

Норманнская теория


Эта теория была разработана немецкими историками Байером, Миллером, Шлёцером в XVIII в. Будучи не в состоянии установить порядок в своей среде, славяне решили обратиться к норманнам (северным германцам) – варягам, которые по их просьбе установили государственную власть сперва в Новгороде, а затем в Киеве. Отсюда вывод, что славяне обязаны своей государственностью и культурой германцам – норманнам.

Следовательно, первое государство, возникшее на территории восточного славянства, не только было организовано германцами, но германцы дали ему свое название (“Русское государство”, “Русь”).

Прежде всего, возникает вопрос об истинности, правдивости летописи текста. Историк А.А. Шахматов установил сравнительно позднее происхождение и искусственный характер рассказа о призвании варяжских князей и пришел к выводу, что сюжеты «Повести временных лет», послужившие основанием для построения норманнской теории являются в действительности результатом творчества позднейших летописцев, выполнявших социальный заказ некоторых из киевских князей, которые родственными или иными династическими узами были прочно связаны с Северной Европой и поэтому преувеличивали роль северян-варягов в судьбе Руси. Возможно, первым норманнистом был князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, муж варяжской принцессы, внук английского короля (по матери), тесть норвежского и датского королей. Нестор окончательно редактировал летопись под его наблюдением в 1118 г.

В настоящее время существует множество доказательств, говорящих не в пользу «норманнской теории», объясняющих возникновение Руси естественными предпосылками.

Антинорманнская теория


 Какие же аргументы антинорманнистов?

            Норманны побывали не только в Новгороде, они высаживались во Франции, Англии, Италии. Однако своих государств со своим языком, культурой они не создавали, а растворялись в местной среде, ассимилировались местным населением.

            Среди археологических находок в Новгороде находятся и варяжские предметы, однако они могли сюда попасть в результате торгового обмена и число их незначительно.

            Русское право в лице «Русской Правды» намного древнее писанных скандинавских правовых актов,

следовательно утверждать, что Русь нуждалась в управленцах из вне нельзя, т.к. на Руси в VIII – IX вв. уже существовали все признаки зарождения государства. Киевская Русь для варягов выступает, как богатая страна с множеством городов, с развитой торговлей и многочисленным населением. Служба русским князьям сулила скорое обогащение.

            Против «норманнской теории» говорит и тот факт, что задолго до 882г. Русы совершали походы на Византию, что являлось очень не простым (сложным) мероприятием, которое по силам только народу, которому известна государственность.

            В летописном отрывке варяги неправомерно именуются русью. Исследователями установлено, что упоминания о «руси» представляют позднейшие вставки при компиляции летописного свода. Их цель – поднять авторитет княжеской династии.

Отечественная лингвистическая наука доказала, что слово «русь» или «рось» являлось словом, которое получило издавна распространение по бассейну Черного моря. Установлено, что народ «рось» знали сирийские и византийские источники уже в VIIв. н.э.

Еще от М.В. Ломоносова распространяется версия, что Рюрик, Синеус, Трувор и прочие князья были не германцами, а представителями славянского племени русь, обитавшего на побережье Балтийского моря.

Однако вся историческая наука XIX в. от Карамзина до Соловьева придерживалась норманнской концепции.

На Западе же норманнская теория и по сей день пользуется успехом, хотя число ее сторонников и поубавилось. Соблазн все тот же: показать русских полностью зависящими от Запада в интеллектуальном отношении. Сейчас ее частично проповедуют Р. Пайпс, Х. Дэвидсон.

Возможно, призвание варягов – лишь легенда. Но нельзя полностью игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси, равно как и недопустимо преувеличивать значение их роли в истории древнерусской государственности. Нельзя полностью отрицать тот факт, что на Руси могла утвердиться этнически чуждая династия. Однако не следует смешивать вопрос о династии с вопросом о государстве.

Возможно приглашение варягов связано с возникшей в тот период сложной внутриполитеской обстановкой, для урегулирования которой нужен был «человек со стороны». 
Возможно, так же, что, воспользовавшись трудностями, варяги сумели занять княжеские посты в крупных городах Руси, а затем и стать великими князьями, однако варяги не являлись силой, образовавшей Русское государство.

 Есть три точки зрения: одни считают летопись достоверной, вторые – полностью отрицают, третьи – (наиболее оптимальный вариант) находят в летописи отголоски действительно происходивших событий.

Кроме диффузионного, были и другие факторы образования древнерусского государства:

фактор насилия;

ирригационный (фортификационный) фактор в процессе происхождения древнерусского государства;

патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства.

Государственная власть – это преобразованная власть собственника земли. На Руси государство являлось верховным собственником земли. Князья жаловали земли приближенным.

При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: государство есть продукт внутренних противоречий и остается таковым независимо от этнической принадлежности монарха. Варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство уже сложилось.

В IX в. государственность у восточных славян уже существовала, объединение земель вокруг Киева, безусловно, является государственным объединением, государством.

Возникновение государства Киевская Русь было в первую очередь следствием естественно-исторических процессов, характеризующих уровень развития производительных сил и смену господствующих ранее производственных отношений. Можно, поэтому, выделить несколько основных причин образования государства у восточных славян:

♦ разложение первобытно - общинного строя; распад родовой общины;

♦ имущественное и социальное расслоение внутри общины;

♦ возникновение частной собственности на землю;

♦ формирование классов, классового общества;

♦ появление соседской общины, племенных союзов.

Предпосылки для образования государства были созданы такими факторами, как:

◘ экономическая и этническая общность восточных славян;

◘ их стремление объединить силы в борьбе с кочевниками;

◘ экономические интересы региональных княжений, главы которых стремились установить контроль на торговом пути «из варяг в греки»;

◘ господство сходных языческих верований.


Все эти факторы наблюдаются на протяжении VI – IX вв. у славянских племен, которые вошли в состав Киевской Руси. Характерными чертами зарождающегося в это время у восточных славян феодального способа производстваявляются: 1. господство натурального хозяйства; 2. сочетание феодального землевладения и крестьянского землепользования; 3. личная зависимость крестьянина от феодала; 4. низкий уровень техники.

Датой образования государства считается 882г.