Файл: Предмет истории отечественного государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшие органы власти


В середине 16 века Иван Грозный провел важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них попытка уменьшить роль Боярской Думы (в которую входили в основном представители феодальной аристократии). В 1549 году была учреждена «Избранная рада» (названная на польский манер Андреем Курбским) или «Ближняя дума» (из особо доверенных лиц, назначенных царем). Она не была официальным государственным органом (совещательный орган), но течение 10-ти лет фактически являлась правительством. Время правления “Избранной рады” самый светлый и блестящий период царствования Ивана Васильевича. Пришедшая к власти новая группировка занималась реформаторской деятельностью, надеясь упорядочить законы и управление страной, расширить источники поступления доходов в казну.

Избранная рада – некое неофициальное правительство, более 10-ти лет стоявшее во главе Российского государства в середине 16 века при почти номинальной власти Ивана Грозного. Его возглавляли окольничий Алексей Федорович Адашев и священник из Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, поэтому в научной литературе можно встретить термин «правительство А.Ф. Адашева-Сильвестра». С его деятельностью исследователя связывают период крупномасштабных государственных реформ, заложивших целое направление в развитии страны на ближайшие 150 лет, считавшихся «первым опытом перестройки государственного аппарата в России» с элементами демократизации и внесших в политику России нравственные принципы. Избранная рада существовала с 1547  по 1560 гг.

27 февраля 1549 года фактически был создан первый Земский Собор – свидетельство создания сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительскую монархию. Они не стали постоянный органом и впоследствии собирались по необходимости  несколько раз в 1565, 1584, 1589 гг. Последние Земские Соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651, 1653 гг. Во второй половине 17 века окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, уже могла обходиться без созыва этого учреждения. Какого-го специального закона о Земских Соборах не было. На практике в них входили Боярская дума, высшее духовенство “освещенный собор” и выборные представители дворян и городов.
Организованных выборов в Земские Соборы не было, нормы представительства от различных сословий не определены. Дворяне обычно составляли большинство Земских Соборов, особенно столичное дворянство, горожане до 20%.

Каждая сословная часть Земских Соборов обсуждала поставленные вопросы (в 1642 г. – 192 депутата) самостоятельно и выносила своё суждение. Решение должны были принимать всем составом. Продолжительность заседания Земских Соборов различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев, лет. (Земский Собор 1613 – 15 гг. избравший Михаила Романова, Собор 1648 – 49 гг. Соборное Уложение). Решения Земского Собора оформляются принятием специального Соборного документа-приговора.

Ни созыв, ни решение Земского Собора формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянства и богатых посад, кругов. Фактически Земский Собор и Боярская Дума в какой-то мере ограничивали власть царя. Они были нудны правительству, потому что оно вообще, и после смуты особенно, мало знало о положении в провинции.

Итак, в середине 17 века, когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству, в основном, местом для деклараций, даже внутриполитических. Что касается присоединения Украины, то решение это было принято правительством уже в феврале-марте 1653 г., в то время как собор занимался этим вопросом только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести свои отличные предложения.

В середине 17 века правительство укрепилось. Утвердившемуся самодержавию не нужна законодательная инициатива народа.

Местное управление


Существовавшая ранее система кормления постепенно отменялась и заменялась организацией губного (как округ) и земского самоуправления.

Воеводы являлись административной властью (контролировали сбор податей, ведали судом, полицией) и военной (командовали вооруженными силами). Им подчинялось местное самоуправление и городовые приказчики. Воеводы были назначены правительственной властью во многих уездах и городах. Судебник 1550 г.


В Судебнике 1550 г. устанавливается система наказаний:

1.   Высшая мера наказаний – смертная казнь.

2.   Телесные наказания. Торговая казнь, то есть битье кнутом.



3.   Членовредительные наказания (урезания ушей, языка, клеймение).

4.   Штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный в книги тех приказов, и ведению которых они относились. Так сложился важный источник права – уставные и указные книги приказов. В дошедшей до нас книге Разбойного приказа, например, нашли отражение важные нормы уголовного и процессуального права, в том числе о пытке, повальном обыске и прочем.

Стоглав 1551г. решил в основном церковные вопросы, частично ограничил церковно-монастырское землевладение.

Соборное Уложение 1649г.


 Важным памятником права этого времени является Соборное Уложение 1649г., кодекс, определивший в значительной мере правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия.

1)   непосредственной причиной создания Уложения 1649 г. послужило восстание 1648 г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий.

2)   Заметный рост законодательной деятельности, стремление законодателя подвергнуть правовой регламентации возможно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни.

Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550г. до Уложения 1649г. виден в следующих данных: за 37 лет с 1611г по 1648гг. было принято 348, а всего за 1550-1648гг. – 445 указов.

3)   10 июня московские дворяне, дети боярские, торговые люди, гости, купцы гостиной и суконной сотен подавали царю челобитную с требованиями созыва Земского Собора и упорядочения законодательства и составления новой Уложенной книги или кодекса законов, чтобы покончить с коррупцией приказной администрации, тяжкими притеснениями с ее стороны. Оградить их права законом. Служилые люди Русского государства требовали пересмотра существующего законодательства, главным образом по вопросу о службе, землевладении и судопроизводстве.

4)   Одной из причин являлись неупорядоченность и запутанность законодательства, влекущие судебные «московские волокиты», больно ударявшие по широким кругам дворянства и посадских людей.

16 июля 1648 г. был созван Земский Собор, на котором была рассмотрена челобитная о составлении Уложения, «чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Для выработки Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н.И.Одоевским. В нее вошли князь С.В.Прозоровский, окольничий князь Ф.Ф. Волконский и 2 дьяка – Гаврила Леонтьев и будущий историк Федор Грибоедов. Комиссия Н.И.Одоевского сразу же приступила к работе по сбору прошлого законодательства и в сравнительно короткий срок, в 2,5 месяца составила первоначальные вариант Уложения. Законодательный материал для комиссии собирали и копировали приказы.

Принятие Соборного Уложения. По совету патриарха и боярскому «приговору», царь дал указание для рассмотрения и утверждения Уложения избрать на Земский Собор от стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов – по два человека, а также со всех городов от дворян и детей боярских, кроме Новгорода, по два человека; а из новгородцев с пятины – по одному человеку; от гостей  - по три человека, из гостиной и суконной сотен по два человека, а из «черных» сотен и слобод и городов с посадов по одному человеку.


1 сентября 1648 г. собрался Земский Собор расширенного состава с участием представителей посадских людей; крепостные крестьяне и тяглые люди посада на нем не были представлены. 3 октября согласно предисловию к уложению началось слушание проекта кодекса на Соборе в обеих его палатах: в Верхней были царь, Боярская Дума и Освященный Собор; в другой, получившее официально название «Ответной палаты», - выборные люди всяких чинов под председательством князя Ю.А.Долгорукова.

29 января 1649 г. завершено было составление и редактирование кодекса. Это была, видимо, и дата окончательного его утверждения Земским собором и царем. Первоначально Уложение было написано на свитке. Печатание его началось 7 апреля 1649 г. и закончилось 20 мая. Отпечатано было 1200 экземпляров Уложения и пущено в продажу 1183 экземпляра по цене 1 рубль за книгу. 9 книг были преподнесены царю, 3 книги – патриарху и 5 экземпляров – справщикам. В предисловии к Уложению приводятся официальные источники, которые использовались при составлении Уложения:

1.   «Правила святых апостолов и святых отцов», то есть церковные постановления вселенских и поместных соборов;

2.   «Градские законы греческих царей», то есть византийское право;

3.   указы, судебники прежних великих «государей, царей и великих князей российских»;

4.   боярские приговоры;

Что касается «градских законов греческих царей», то есть византийского права, или источника Уложения, то такая ссылка была вызвана лишь желанием московских царей придать «авторитетность их законодательной деятельности», ибо основы византийского права были известны на Руси еще со времен Древнерусского государства.

5.   «Указные книги» московских приказов;

6.   Литовский статус 1529 г., о чем свидетельствуют пометки на полях рукописи Уложения. Однако, как справедливо указывает профессор С.В. Юшков, сам Литовский статус основывался на началах Русской Правды, был написан на русском языке, то есть являлся «системой русского права».

Уложение было первым печатным памятником русского права. До этого обычной формой оповещения законов было оглашение наиболее важных из них бирючами или приказными дьяками на торговых площадях и в храмах. Издание Уложения явилось в данном случае важной вехой.

 В 17 и в начале 18 вв. было сделано несколько переводов кодекса на иностранные языки, что свидетельствует о значении Уложения. В отличие от прошлых русских законодательных памятников Уложение 1649 г. имеет не только неизмеримо большой объём, но и наиболее сложную и строгую систему построения. Оно состоит из 25 глав, разделённых на статьи, общее количество которых составляет 967.