Файл: "Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника." по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1853
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Режиссерская и образно - ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И.Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).
Каждой игре присущи свои игровые условия - участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».
Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем над выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.п.)
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль - со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно-потребностям сферы ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.
Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика» Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять - так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых, по мнению Б. Беттельхейма, могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам лишенной смысла, поскольку мы не знаем, какой цели она служит. «Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать, ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны…»
Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства.По следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия; II. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
1.4. Педагогические требования к подбору игрушек.
Основные требования предъявляется к тематике содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флерена это требование сформулировала так: «игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности». Содействовать развития может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждением педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек милитаристского содержания а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, культ жестокости, насилия. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» Флерина Е.А. Игра и игрушка. Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения игрушки распределяются по возрастным группам в одинаковом ассортименте, что не допустимо. Слишком простые игрушки не вызывает интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, на оборот, сложные игрушки утомляют, манипуляторным действия.
Предъявляются определенные требования к формированию игрушек. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки шершавой и холодной поверхности, как правило, не становятся любимым. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка отпечатать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточение гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывает, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возраста. В связи с этим многие требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее, токсичности, негорючести и т.п.
Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникавшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши присаживаться сами; отломался металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на не заделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные края игрушек, прочность окраски и т. д.
В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель - игрушку, сценическое оборудование, подиумы.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям. Возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технолог, инженеров и др.
Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.
Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении.
Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее многоплановость использования ее в игре.
В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и побуждать их к коллективным играм.Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
1.5.Виды игрушек.
Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классифицируя их по различным признакам:
Игрушки для девочек и для мальчиков.
Игра и игрушка – две грани одного целого. Игрушка нередко вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается в новых игрушках.
Рукотворная игрушка – это предмет для игры, созданной ребенком самостоятельно или совместно с другими детьми и взрослыми.
Игрушки для девочек.
Девочки обычно изготавливают куклы, украшения, бытовые предметы, необходимые для игры в дом, семью, салон красоты, поликлинику, магазин и др. Они ориентированы на создание условий для проявления отношений. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений.
Каждой игре присущи свои игровые условия - участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».
Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем над выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.п.)
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль - со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно-потребностям сферы ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.
Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика» Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять - так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых, по мнению Б. Беттельхейма, могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам лишенной смысла, поскольку мы не знаем, какой цели она служит. «Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать, ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны…»
Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства.По следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия; II. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
1.4. Педагогические требования к подбору игрушек.
Основные требования предъявляется к тематике содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флерена это требование сформулировала так: «игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности». Содействовать развития может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждением педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек милитаристского содержания а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, культ жестокости, насилия. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» Флерина Е.А. Игра и игрушка. Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения игрушки распределяются по возрастным группам в одинаковом ассортименте, что не допустимо. Слишком простые игрушки не вызывает интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, на оборот, сложные игрушки утомляют, манипуляторным действия.
Предъявляются определенные требования к формированию игрушек. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки шершавой и холодной поверхности, как правило, не становятся любимым. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка отпечатать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточение гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывает, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возраста. В связи с этим многие требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее, токсичности, негорючести и т.п.
Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникавшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши присаживаться сами; отломался металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на не заделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные края игрушек, прочность окраски и т. д.
В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель - игрушку, сценическое оборудование, подиумы.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям. Возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технолог, инженеров и др.
Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.
Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении.
Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее многоплановость использования ее в игре.
В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и побуждать их к коллективным играм.Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
1.5.Виды игрушек.
Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классифицируя их по различным признакам:
-
образнаяигрушка, изображающая людей и животных; -
подражательнаяигрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры; -
дидактическаяигрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей, - погремушки, жужжалки, головоломки; -
игрушки плоскиеи объемные; -
натуралистическиеи символические(даже вполне абстрактные); -
игрушки одинарныеи употребляемые только или преимущественно в наборе(кубики, лото, солдатики, посуда); -
игрушки- конструкторы, картинки из деталей; -
моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки рассчитаны на индивидуальные и коллективные подвижные игры; -
игрушки-забавы; -
звучащие музыкальные игрушки; -
игрушки-самоделки.
Игрушки для девочек и для мальчиков.
Игра и игрушка – две грани одного целого. Игрушка нередко вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается в новых игрушках.
Рукотворная игрушка – это предмет для игры, созданной ребенком самостоятельно или совместно с другими детьми и взрослыми.
Игрушки для девочек.
Девочки обычно изготавливают куклы, украшения, бытовые предметы, необходимые для игры в дом, семью, салон красоты, поликлинику, магазин и др. Они ориентированы на создание условий для проявления отношений. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений.