Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему Выполнил обучающийся.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции. Основным сырьевым рынком при производстве молочных продуктов является коровье молоко. Поголовье коров сокращается уже на протяжении многих лет. В 2019 году поголовье коров в России составило 9,1 млн. голов, темпы роста составили -2,5%, сократившись по сравнению с 2018 годом на 1,9 процентных пункта. В 2019 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2018 года. Несмотря на то, что производство молока (надои) выросло, производство цельномолочной продукции в 2019 году, составившее 10 млн. тонн, снизилось на 4,6% по сравнению с 2018 годом.
Диаграмма 1- Производство молока в России [27]
Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции.
Рисунок 6-Структура потребления молока по сегментам на рынке (доля рынка, %) [27]
По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.
Рисунок 7- Структура рынка в натуральном выражении (доля рынка, %) [27]
В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.
Рисунок 8-Сегментация рынка по видам продукции из молока (доля на рынке, %) [27]
В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается на 9%, в результате данный сегмент рынка в объеме цельномолочных продуктов показывает стабильный показатель роста.
2.2.3 Рынок мяса
Продукцию, представленную на рынке, можно классифицировать по следующим основаниям
По виду животного
o Говядина
o Свинина
o Баранина
o Конина
o Птица
Рисунок 9- Структура рынка по основным видам мяса [28]
Основными продуктами мясопереработки являются колбасные изделия, поскольку традиционно на производство колбас используется значительная часть мясосырья. Так, по итогам I полугодия 2019 года на производство колбасных изделий пошло 30.7% сырья от общероссийского объема.
Колбасные изделия - это продукты питания из мяса, которые обрабатываются механическими и физико-химическими способами с добавлением пряностей и растительных добавок. В 2020 году объем рынка колбасных изделий в стоимостном выражении составил 499 млрд. рублей, темпы 30,6%, что на 7,5 процентных пунктов больше чем в 2019 году. В натуральном выражении объем рынка колбасных изделий по итогам 2020 года составил 2605 тыс. тонн, а темпы роста 3,6%, что на 2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Таким образом, рынок существенно вырос в стоимостном выражении за счет роста цен на колбасные изделия.
2.3 Динамика продовольственного рынка
В 2016 году в России произошла настоящая рыночная революция - объем всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики. В настоящее время российский рынок вообще является одним из самых больших и бурно развивающихся рынков мира. «Его рост составляет в среднем 30 – 35 % в год, по отдельным отраслям – 50 – 60 %. Продовольственный рынок внутри этого громадного объема занимает $ 200 млрд., включая и розничную торговлю, и рынки, и ярмарки и прочее. Стартовав в 1990 году с уровня $5 млрд. продовольственный рынок быстро достиг в предкризисном состоянии 2019 года уровня $120 миллиардов» [16]. Необходимо подчеркнуть, что с учетом всех неофициальных денег российский рынок уже сегодня занимает по объему третье место в Европе. При сохранении текущих темпов развития общие продажи продуктов питания составят от 300 до 400 млрд. долларов к 2015 - 2016 годам.
Средняя цифра неофициального рынка в России составляет 35 %. Другим словами, каждый третий рубль в обороте находится вне официального учета и отчетности. Необходимо отметить, что речь здесь идет не только и не столько о контрафактной продукции, но и любой другой неучтенной продукции: произведенной и проданной.
Для некоторых городов и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны, в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.
Таблица 1. Составные части рынка [21]
Составные части рынка | ||||
Реальный объем рынка | Неофициальный рынок | 60 % | 35 % | 10 % |
Официальный рынок | 40 % | 65 % | 90 % |
Таким образом, из $200 млрд. продовольственного рынка около $70 млрд. являются неофициальными и не попадают в отчетность. Эти невидимые деньги и являются источником ошибок при планировании продаж.
Таблица 2. Объем рынка продовольствия: от $200 к 400 млрд. [21]
2021 | Потребление, $ чел. / год | Объем рынка, $ млрд. / год |
Европа | 2,900 | 200 – 250 |
Москва | 3,850 | 40 |
Город миллионик | 1,800 | 2 – 3 |
Провинциальный город | 1,400 | 0,5 – 0,7 |
В среднем по России потребление продуктов питания на душу населения составляет $1200 на человека в год. Безусловно, наиболее высокий уровень развития сегодня демонстрирует Москва. Жители и гости российской столицы покупают продукты питания на сумму $4000 на человека в год. Т. е. продовольственный рынок Москвы в 2021 году превысил среднеевропейские стандарты, как минимум, в полтора раза и составил $40 млрд. Все остальные российские города можно условно разделить на две большие группы:
-
Города - миллионики. Здесь потребление продуктов питания «…колеблется от $1500 до 2,000 на человека в год, т. е. вплотную приближается к европейскому, а емкость рынка составляет $2 - 3 млрд. в год. Как известно, российский рынок растет ежегодно на 20 – 30 %. Поэтому в скором времени житель российского города - миллионика будет покупать больше продуктов питания, чем средний европеец, а рынок города - миллионика составит $4 - 5 млрд. в год» [16]. -
Провинциальные города с численностью населения около 500 тыс. человек. В подавляющем большинстве потребление продуктов питания в этих городах составляет $1400 на человека в год. Соответственно рынки в этих городах характерны продажами $500 - 700 млн. в год.
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Сама по себе новая модель, потребления, описанная в п. 2.1 работы, интересна и требует детальных обсуждений. Однако России, особенно регионам, предстоит пока пройти третью и четвертую ступени развития рынка. Что ждет нас на этом пути? Каким будет российский рынок продовольствия, к примеру, в 2024 году и уровень личных доходов россиян?
Прежде всего, необходимо помнить: на рынке с завидным постоянством происходит только одна вещь – регулярно случаются кризисы. Поэтому при прогнозе необходимо рассмотреть два сценария развития личных доходов – кризисный и бескризисный.
Учитывая наблюдаемую динамику, сложившийся уровень рыночных доходов в странах разного типа и параметры российской экономики, можно предположить, что среднедушевой доход россиян в 2024 году будет находиться на уровне $650 – 800 в месяц. Доход в среднем региональном центре при этом будет располагаться в диапазоне $800 – 900 на человека в месяц.
Начиная с 2023 года разрыв в доходах между Москвой и регионами будет, безусловно, сокращаться.
Как же повлияет уровень дохода на затраты по продуктам питания?
«Потребление продуктов питания в среднем по России сейчас составляет $70 на человека в месяц, личный доход – порядка $300. Москва уже пересекла уровень потребления $150 - 200 на человека в месяц, при этом данный показатель продолжает стремиться резко вверх» [16].
Возникает вопрос выбора возможной модели потребления для России.
Продолжая отслеживать известные тенденции развития потребления продуктов питания, можно сказать, что к 2023 году оно увеличится в Москве до уровня $320 – 360, а в России – до уровня $130 – 140 на человека в месяц.
В таблице 3 представлен объем рынка продовольствия в Москве и по России.
Таблица 3. Объем рынка продовольствия в Москве и по России [16]
Регион | Затраты на потребление, $ / мес. | Объем рынка, млрд. $ | ||
2021 | 2023 Прогноз | 2021 | 2023 Прогноз | |
Москва | 200 | 340 | 25 | 42 |
Россия | 70 | 130 | 125 | 230 |