Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему Выполнил обучающийся.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
максимального социально-экономического эффекта, формирование благоприятного климата для экономической деятельности всех участников рынка. Продовольственный рынок имеет важную особенность, качественно отличающую его от других рынков: на нем продаются товары первой необходимости. В связи с этим продовольственный рынок является сферой экономических, социальных и политических интересов.
В статье подчеркивается, что структурно-логическая модель управления развитием РФМ основана на регулировании процессов с использованием инструментов стратегирования, прогнозирования и программирования. Модель включает в себя цель, задачи, принципы, методы, функции, обоснование направления развития с точки зрения стратегического, ресурсного, воспроизводственного и социального подходов, с учетом потенциала, рисков, стратегий и программ развития, в том числе FOODNET рынок. На рис. 1 представлена общая структура модели управления развитием РФМ в регионе. Предстоит подробно рассмотреть структурные элементы модели управления развитием РМФ. Первый этап – обоснование необходимости развития РФМ в конкретном регионе. Этот элемент базируется на анализе современного состояния РФМ, выявлении проблем его функционирования и определении направлений развития. Современное состояние РФМ и проблемы функционирования представлены в работах, посвященных развитию РФМ [1], [2], [3]. Результаты анализа доказывают целесообразность разработки модели развития RFM. Вторым этапом разработки модели управления разработкой РСМ является описание общих положений модели разработки РСМ. Он включает в себя постановку целей и задач по разработке RFM. Целью развития продовольственного рынка области является рациональное обеспечение населения области качественной продукцией в соответствии с нормами потребления; формирование эффективного продовольственного рынка на основе взаимодействия его участников и сбалансированного развития его составляющих, обеспечивающего устойчивую прибыльность всех участников рынка. RFM функционирует в соответствии с рыночным механизмом. Рыночный механизм RFM в самом общем виде включает в себя такие элементы, как спрос, предложение, конкуренция и цена. Она связывает производителей и потребителей, продавцов и покупателей, заставляет их взаимодействовать и создает для этого необходимые условия и, в конечном счете, определяет результаты и уровень удовлетворенности потребителей продовольственными товарами.
Ресурсная составляющая системы включает все виды ресурсов: труд, земля; материал; инновационный; инвестиции; технические; энергия; вода; лес и другие. Трудовые ресурсы пищевой отрасли требуют особого внимания с точки зрения подготовки специалистов, обеспечивающих производство и реализацию пищевых продуктов. В настоящее время система подготовки специалистов в этой области, в том числе управленческого персонала, в регионах значительно ослабла. Необходимо рекомендовать министерствам образования и науки регионов возобновить подготовку специалистов для обеспечения продовольственного сектора экономики. Неблагоприятные демографические процессы (особенно миграция населения), низкая заработная плата в ряде регионов оказывают существенное влияние на рабочую силу. В годы кризиса значительная часть интеллектуального и человеческого потенциала, обеспечивающего продовольственную отрасль ряда регионов России, традиции применения результатов научных исследований, внедрение инновационных достижений опытных станций, научных и производственных испытательных баз, научно-исследовательские институты на практике были потеряны. Земельные ресурсы: целесообразно обеспечить надежную защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативных факторов, организовать комплексное землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения, организовать систему контроля за их состоянием и использованием. Требуется оптимальное сочетание и размещение субъектов инфраструктуры продовольственного рынка, определяемое объемами продукции, выпускаемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, оптово-посредническими звеньями, розничной торговой сетью, общественным питанием и др. Структурная составляющая производства включает в себя развитие управленческой логистической цепочки, начиная от производства и переработки до потребления. Кроме того, должны выполняться функции развития и стимулирования системы сбыта, стандартизации выпускаемой продукции, вопросы ценообразования и т.д. Величина спроса, его динамика и структура зависят от большого количества факторов, к которым относятся: уровень обеспеченности продовольствием; баланс питания; доходы потребителей; уровень потребительского спроса; потребительские предпочтения; численность и
состав населения по возрастным группам; уровень денежных доходов населения, дифференциация; уровень цен на продукцию и др. Спрос и потребности населения составляют основу хозяйственной деятельности. Предложение формируется под влиянием следующих факторов: цена; объем экспорта; объем импорта; собственное производство; продукция сельскохозяйственных предприятий и др. Спрос и предложение являются взаимообусловленными категориями продовольственного рынка. Их соотношение отражает уровень развития экономики региона. Для устойчиво развивающейся экономики предложение равно спросу.
При неудовлетворенном спросе предложение меньше спроса, что характерно для товародефицитной экономики. Выходом из этой ситуации является повышение уровня цен, что, однако, отрицательно сказывается на уровне жизни населения или увеличение объема импорта, то есть усиление привязанности продовольственного рынка к внешним производителям. . Ограниченный спрос на сельскохозяйственную продукцию создает маркетинговую проблему для соответствующего сектора. В этом случае целесообразно стимулировать платежеспособный спрос населения на основе расширения рынка сбыта продуктов питания, имеющих социальное значение. Меры по расширению емкости рынка продовольственных товаров обеспечивают поддержку малообеспеченных слоев населения, обеспечение нуждающихся. Данный вид помощи может быть организован в виде выдачи талонов на приобретение необходимого количества продуктов питания по льготным ценам или путем введения социальной помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение продуктов. На практике применяются определенные меры поддержки малоимущих. При производстве излишков продукции или высоком импорте товаров возникает превышение предложения над спросом. Выход из ситуации – снижение цен на товары, что негативно скажется на производителях. Оптимальный вариант формируется при нормализации соотношений спроса и предложения или превышении предложения над спросом таким образом, что происходит насыщение потребности населения в продуктах питания с учетом необходимого увеличения запасов. Соотношение спроса и предложения в РФМ зависит от ценовой, тарифной, налоговой политики региона и государства в целом, уровня производства, системы логистики. Для определения уровней соотношения спроса и предложения необходимо прогнозировать спрос населения на продукты питания. Для этого, во-первых, необходимо прогнозировать численность населения разных возрастных групп. Также необходимо включать прогнозы спроса в стратегию развития предприятий пищевой промышленности. Для достижения баланса спроса и предложения в регионе необходимо применять смешанный тип
государственного регулирования рынка продовольствия, основанный на сочетании свободы хозяйствующих субъектов в выборе направлений деятельности и государственных мер по созданию условий для расширенного воспроизведение продукции.
Для определения состояния конъюнктуры на продовольственном рынке важен анализ производства продовольствия в стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.
«Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].
Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.
«Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.
В статье подчеркивается, что структурно-логическая модель управления развитием РФМ основана на регулировании процессов с использованием инструментов стратегирования, прогнозирования и программирования. Модель включает в себя цель, задачи, принципы, методы, функции, обоснование направления развития с точки зрения стратегического, ресурсного, воспроизводственного и социального подходов, с учетом потенциала, рисков, стратегий и программ развития, в том числе FOODNET рынок. На рис. 1 представлена общая структура модели управления развитием РФМ в регионе. Предстоит подробно рассмотреть структурные элементы модели управления развитием РМФ. Первый этап – обоснование необходимости развития РФМ в конкретном регионе. Этот элемент базируется на анализе современного состояния РФМ, выявлении проблем его функционирования и определении направлений развития. Современное состояние РФМ и проблемы функционирования представлены в работах, посвященных развитию РФМ [1], [2], [3]. Результаты анализа доказывают целесообразность разработки модели развития RFM. Вторым этапом разработки модели управления разработкой РСМ является описание общих положений модели разработки РСМ. Он включает в себя постановку целей и задач по разработке RFM. Целью развития продовольственного рынка области является рациональное обеспечение населения области качественной продукцией в соответствии с нормами потребления; формирование эффективного продовольственного рынка на основе взаимодействия его участников и сбалансированного развития его составляющих, обеспечивающего устойчивую прибыльность всех участников рынка. RFM функционирует в соответствии с рыночным механизмом. Рыночный механизм RFM в самом общем виде включает в себя такие элементы, как спрос, предложение, конкуренция и цена. Она связывает производителей и потребителей, продавцов и покупателей, заставляет их взаимодействовать и создает для этого необходимые условия и, в конечном счете, определяет результаты и уровень удовлетворенности потребителей продовольственными товарами.
Ресурсная составляющая системы включает все виды ресурсов: труд, земля; материал; инновационный; инвестиции; технические; энергия; вода; лес и другие. Трудовые ресурсы пищевой отрасли требуют особого внимания с точки зрения подготовки специалистов, обеспечивающих производство и реализацию пищевых продуктов. В настоящее время система подготовки специалистов в этой области, в том числе управленческого персонала, в регионах значительно ослабла. Необходимо рекомендовать министерствам образования и науки регионов возобновить подготовку специалистов для обеспечения продовольственного сектора экономики. Неблагоприятные демографические процессы (особенно миграция населения), низкая заработная плата в ряде регионов оказывают существенное влияние на рабочую силу. В годы кризиса значительная часть интеллектуального и человеческого потенциала, обеспечивающего продовольственную отрасль ряда регионов России, традиции применения результатов научных исследований, внедрение инновационных достижений опытных станций, научных и производственных испытательных баз, научно-исследовательские институты на практике были потеряны. Земельные ресурсы: целесообразно обеспечить надежную защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативных факторов, организовать комплексное землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения, организовать систему контроля за их состоянием и использованием. Требуется оптимальное сочетание и размещение субъектов инфраструктуры продовольственного рынка, определяемое объемами продукции, выпускаемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, оптово-посредническими звеньями, розничной торговой сетью, общественным питанием и др. Структурная составляющая производства включает в себя развитие управленческой логистической цепочки, начиная от производства и переработки до потребления. Кроме того, должны выполняться функции развития и стимулирования системы сбыта, стандартизации выпускаемой продукции, вопросы ценообразования и т.д. Величина спроса, его динамика и структура зависят от большого количества факторов, к которым относятся: уровень обеспеченности продовольствием; баланс питания; доходы потребителей; уровень потребительского спроса; потребительские предпочтения; численность и
состав населения по возрастным группам; уровень денежных доходов населения, дифференциация; уровень цен на продукцию и др. Спрос и потребности населения составляют основу хозяйственной деятельности. Предложение формируется под влиянием следующих факторов: цена; объем экспорта; объем импорта; собственное производство; продукция сельскохозяйственных предприятий и др. Спрос и предложение являются взаимообусловленными категориями продовольственного рынка. Их соотношение отражает уровень развития экономики региона. Для устойчиво развивающейся экономики предложение равно спросу.
При неудовлетворенном спросе предложение меньше спроса, что характерно для товародефицитной экономики. Выходом из этой ситуации является повышение уровня цен, что, однако, отрицательно сказывается на уровне жизни населения или увеличение объема импорта, то есть усиление привязанности продовольственного рынка к внешним производителям. . Ограниченный спрос на сельскохозяйственную продукцию создает маркетинговую проблему для соответствующего сектора. В этом случае целесообразно стимулировать платежеспособный спрос населения на основе расширения рынка сбыта продуктов питания, имеющих социальное значение. Меры по расширению емкости рынка продовольственных товаров обеспечивают поддержку малообеспеченных слоев населения, обеспечение нуждающихся. Данный вид помощи может быть организован в виде выдачи талонов на приобретение необходимого количества продуктов питания по льготным ценам или путем введения социальной помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение продуктов. На практике применяются определенные меры поддержки малоимущих. При производстве излишков продукции или высоком импорте товаров возникает превышение предложения над спросом. Выход из ситуации – снижение цен на товары, что негативно скажется на производителях. Оптимальный вариант формируется при нормализации соотношений спроса и предложения или превышении предложения над спросом таким образом, что происходит насыщение потребности населения в продуктах питания с учетом необходимого увеличения запасов. Соотношение спроса и предложения в РФМ зависит от ценовой, тарифной, налоговой политики региона и государства в целом, уровня производства, системы логистики. Для определения уровней соотношения спроса и предложения необходимо прогнозировать спрос населения на продукты питания. Для этого, во-первых, необходимо прогнозировать численность населения разных возрастных групп. Также необходимо включать прогнозы спроса в стратегию развития предприятий пищевой промышленности. Для достижения баланса спроса и предложения в регионе необходимо применять смешанный тип
государственного регулирования рынка продовольствия, основанный на сочетании свободы хозяйствующих субъектов в выборе направлений деятельности и государственных мер по созданию условий для расширенного воспроизведение продукции.
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
Для определения состояния конъюнктуры на продовольственном рынке важен анализ производства продовольствия в стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.
«Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].
Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.
«Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.