Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему Выполнил обучающийся.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
В 2021 году объем потребления продуктов питания в Москве составил порядка $200 на человека в месяц. Значит, ежегодный рынок продуктов питания в столице России в розничных ценах равен примерно $25 млрд. в год. Если рассчитывать, что развитие пойдет по модели, близкой к американской, то москвичи в 2024 году в среднем будут тратить на продукты питания $340 в месяц.
«По оценкам Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце января 2023 года выросла на 0,7% до 2 тыс. 437,4 рубля в расчете на месяц.Стоимость минимального набора в Москве в конце января 2023г. достигла 2 тыс. 877 рублей и за месяц выросла на 1,7%, в Санкт-Петербурге — 2 тыс. 822,6 рубля (рост на 0,9%). В январе 2023 г. цены на продовольственные товары в целом повысились на 0,8% в сравнении с предыдущим месяцем, на непродовольственные товары — на 0,4%, тарифы на услуги — на 0,2%. Тем самым был сформирован рынок продуктов питания в $125 – 130 млрд. годовых продаж».[25]
При сохранении текущих тенденций Россия подойдет ближе к европейской модели, а значит, деньги, потраченные россиянами на продукты питания, увеличат продуктовый рынок в два раза – до $230 млрд. годовых продаж.
При этом разница в сценариях «Кризисный» / «Бескризисный» небольшая – буквально ± 5 %. Если удастся полностью преодолеть кризис, то цифры будут больше на 5 – 8 %. Если кризис будет продолжаться, то цены будут ниже на те самые 5 – 8 %.
Тем не менее, говоря о развитии рынков различных регионов, необходимо помнить, что объем потребления продуктов питания в них сильно различается.
Развитие регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной скоростью развития и возможностями.
«Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области» [16].
Существует также много регионов, которые имеют долю на рынке России в 1,5 – 2 раза выше, чем в среднем, - это ключевые регионы. В первую очередь, речь здесь идет о Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском краях и т. д. Такие регионы составляют экономический остов России и занимают каждый более 1,5 % от общего объема годовых продаж.
В целом надо отметить, что сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития Москвы.
По прогнозам аналитиков, в ближайшее время наибольший рост рынка будет наблюдаться именно в российских регионах. И тут встает самый главный вопрос – когда этот рост закончится?
Резкое сокращение скорости рынка – очень болезненный момент в любом бизнесе. Сначала рынок растет на 30 – 50 % в год, как это и происходит в России. Затем рост замедляется до 5 – 8 % в год. При этом в бизнесе резко увеличиваются расходы и резко снижается прибыль; начинается насыщение рынка.
В таблице 4 представлен прогноз насыщения продовольственного рынка.
Таблица 4. Прогноз насыщения продовольственного рынка [19]
Регион | Затраты на потребление, $ / мес. | Годы |
Москва | 400 – 450 | 2023 – 2014 |
Региональный центр | 280 – 330 | 2018 – 2020 |
Россия | 240 – 280 | 2022 – 2024 |
По прогнозам специалистов в Москве насыщение произойдет тогда, когда столичные жители будут тратить на продукты питания примерно $400 в месяц. Этот момент может наступить уже в 2024 – 2014 годах.
Рассмотрим региональный центр. Насыщение рынка, скорей всего, наступит на уровне потребления продуктов питания в $280 – 330 на человека в месяц. При этом срок остановки бурного роста – примерно 2018 – 2020 годы.
Что касается остальной России, то здесь ожидается рост еще в течение полутора десятков лет. И на фоне этого роста будет происходить и удвоение, и утроение, и еще большее увеличение рынка. По предварительным прогнозам, через 6 – 7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания если не все, то большинство европейских стран. До 2022 года, когда потребление продуктов питания окажется на уровне $240 – 280 на человека в месяц, рост российского рынка продолжится.
Таким образом, в данной главе проведен анализ современного состояния продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.
Продовольственный рынок страны в настоящее время развивается в направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 2022 году уже 15,8 %.
Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях «цивилизованного рынка», пока рано. Продовольственный рынок еще далек от идеала. Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими регионов России остается зачастую хаотичным.
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Все возможные методы и средства приведения в гармонию вертикально взаимосвязанной деятельности по производству и распределению продуктов питания объединены понятием вертикальной координации, т. е. функции продовольственного рынка по синхронизации потоков сырых, промежуточных и конечных продовольственных продуктов. Основным средством рыночного координирования являются цены. Однако деятельность звеньев вертикальной продовольственной цепочки может координироваться и административными методами (через определение непосредственно количественных, качественных и / или временных параметров трансакции). «Переход от ценовых к административным методам координации происходит по мере увеличения использования предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции» [7, с. 10].
Привлекательность того или иного канала реализации для сельскохозяйственных предприятий помимо собственно уровня цены определяется сегодня в огромной степени такими факторами как пригодность продукта к хранению и транспортировке, осуществление авансирования сельскохозяйственных работ, наличие у покупателя нужного для производителя ресурса, гарантированный сбыт, гарантированные сроки оплаты, возможность получения наличных денег, снижение налоговых платежей и др. Эти факторы значительно влияют на реальные издержки осуществления трансакций. В результате, собственно цена в настоящее время слабо справляется с функцией координации продовольственного рынка.
В то же время, административная координация на российском продовольственном рынке развивается довольно интенсивно. Первое направление интеграционных процессов заключается, прежде всего, в активной вертикальной экспансии сельскохозяйственных производителей на стадии переработки и реализации продовольствия. Это направление можно охарактеризовать как стихийную, слабо контролируемую интеграцию.
Второе направление охватывает квазиинтеграционные схемы, когда часть акций фирмы нижней стадии продовольственной цепочки (например, перерабатывающего предприятия) принадлежит фирме верхней стадии (сельскохозяйственному товаропроизводителю) и наоборот.
Наконец, к третьему направлению «…относится вертикальное слияние предприятий разных стадий продовольственной цепочки, а также формирование интегрированных структур (потребительских кооперативов, ассоциаций, корпораций), где в основу взаиморасчетов положен принцип распределения дохода (выручки) от реализации конечной продукции между всеми стадиями продуктовой цепочки по некоторому затратному критерию. Члены формирований интегрированного типа строят взаимоотношения друг с другом не столько как продавцы и покупатели, сколько как звенья одного технологического процесса (или нескольких связанных технологических процессов) в рамках одной фирмы» [7, с. 10].
Основными причинами доминирования административных методов вертикальной координации продовольственного рынка в России над ценовыми являются неразвитая рыночная инфраструктура и плохо функционирующая правовая система, а также глобальная тенденция усиления продуктовой дифференциации на продовольственном рынке. Еще одним важным фактором выступает государственная политика, направленная на стимулирование интеграционных процессов в АПК.
Таким образом, в данной главе рассмотрены меры по стабилизации продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.
Основным средством рыночного координирования являются цены. Переход от ценовых к административным методам координации происходит по мере увеличения использования предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков.
Продовольственный рынок – это система социально-экономических отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения и потребления продуктов питания. Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.
Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях «цивилизованного рынка», пока рано. Продовольственный рынок еще далек от идеала. Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими регионов России остается зачастую хаотичным. Рост производства основных видов продукции за последние годы, наряду с увеличением ассортимента и повышением качества, позволил товаропроизводителям не только увеличить свои позиции на потребительском рынке, но и активно заниматься экспортом готовой продукции за рубеж. Россия все еще вынуждена импортировать товары в больших количествах, причем наблюдается рост импорта продовольственных товаров. Во многих случаях импорт ряда готовых продовольственных товаров экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок для удовлетворения разных запросов потребителей.
Основным средством рыночного координирования являются цены. Переход от ценовых к административным методам координации происходит по мере увеличения использования предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции.
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2017. - 368 c.
2. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. - М.: СПб: Питер, 2016. - 272 c.
3. Березин, Игорь Крупнейшие потребительские рынки России. Объем, динамика, перспективы. Доклад российскому бизнесу / Игорь Березин. - М.: Беловодье, 2016. - 272 c.
4. Буренин, А.Н. Задачи с решениями по рынку ценных бумаг, срочному рынку и риск-менеджменту / А.Н. Буренин. - М.: Научно-техническое общество имени академика Вавилова; Издание 2-е, испр., 2016. - 416 c.
5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. - М.: Омега-Л, 2016. - 428 c.
6. Гребенщиков Как делать деньги на рынке FOREX / Гребенщиков, Саядов Станислав; , Ваграм. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 125 c.
7. Дайан, А. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар, и др.. - М.: Экономика, 2017. - 572 c.
8. Дорси Анатомия биржевого рынка. Методы оценки уверенности и ожиданий трейдеров и рыночных тенденций / Дорси, Вуди. - М.: СПб: Питер, 2017. - 400 c.
9. Дьяченко, К.П. Потребительская кооперация в городской социальной сфере, торговле и производстве / К.П. Дьяченко, В.П. Дьяченко. - M.: Институт Индустрии Моды, 2016. - 176 c.
10. Зверьков, В.Г. Как заработать на рынке акций. 30,50 и даже 100процентов годовых-это реально! Российский опыт / В.Г. Зверьков. - М.: СПб: Вектор, 2015. - 394 c.
11. Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2016. - 176 c.
12. Иванов Исследование рынка собственными силами / Иванов, Леонид. - М.: СПб: Питер, 2017. - 144 c.
13. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / ред. Ю.А. Савинов. - М.: Мысль, 2017. - 364 c.
14. Котлер 10 смертных грехов маркетинга. Важнейшие заповеди успеха на современном рынке / Котлер, Филип. - М.: СПб: Нева, 2016. - 160 c.
15. Лимитовский, М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках / М.А. Лимитовский. - М.: Дело, 2016. - 528 c.
16. Малашенко, Н. П. Маркетинг на потребительском рынке / Н.П. Малашенко. - М.: Омега-Л, 2016. - 208 c.