Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему Выполнил обучающийся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, результатом которых стало создание институтов развития и коммуникационных площадок для налаживания такого диалога – технологических площадок. В частности, единственной технологической площадкой агропродовольственной направленности являются «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания». Следует отметить, что потенциал технологических платформ в настоящее время используется не в должной мере, вовлеченность всех заинтересованных сторон в процесс разработки и обмена технологиями, инновационной деятельности остается низкой. Кроме того, обязательным условием формирования агропродовольственного рынка является развитие конкурентной среды, особенно в сфере обеспечения села средствами производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания сельхозпроизводителей. . Активная позиция антимонопольного регулирования в этой сфере заключается в обеспечении приоритета экономических интересов сельхозпроизводителей, в том числе крестьян, которые, будучи участниками рынка совершенной конкуренции, рассредоточены на огромной территории, разбросаны и, в конечном счете, могут быть удалены от потребителей выпускаемой продукции. Часто в теории и на практике государственная поддержка и регулирование агропродовольственного рынка трактуются как вмешательство государства в экономические процессы с целью влияния на развитие производства и решение продовольственной проблемы. В то же время, по мнению некоторых исследователей, государственная поддержка может стать действенным стимулом производства сельскохозяйственной продукции, если она оказывается экономически сильным производителям, способным работать. Другие подчеркивают, что существующие механизмы предоставления субсидий приводят к их неоправданной концентрации в экономически устойчивых экономиках, что не позволяет вывести из кризиса основную массу предприятий. Третьи обращают внимание на неоправданно высокий уровень государственной поддержки отдельных отраслей (Неймин Д. С. и др., 2016). Авторы считают, что все мнения заслуживают внимания, но придерживаются мнения о роли государства в формировании агропродовольственного рынка на принципах совершенной конкуренции и функционировании эффективного механизма государственной поддержки.

Особое значение он имеет в организации рынка земли, являющегося центральным звеном рыночных отношений в аграрном секторе. Главной отличительной чертой этого рынка является то, что товаром является земля, которая в экономическом смысле является основным средством производства. Рынок земли является одним из факторов, влияющих на рациональное землепользование, поскольку обеспечивает оборот земли и переход ее к более эффективным собственникам. Рынок земли достаточно сложен по своей структуре, как и система земельных отношений. На рынке взаимодействуют не только продавцы и покупатели, но и осуществляются купля-продажа земли, другие формы ее рыночного оборота (аренда, залог и др.). С другой стороны, сельскохозяйственная продукция в основном скоропортящаяся и малотранспортабельная, ее поставки зависят от местных заготовительно-перерабатывающих предприятий, их отношения с товаропроизводителями часто бывают напряженными. Частные заводы фактически диктуют условия поставки, потому что другого выбора у крестьян нет. Перерабатывающие, холодильные и складские мощности в сельской местности развиты слабо, это также влияет на более высокую восприимчивость домохозяйств к колебаниям рыночной конъюнктуры. При этом, по данным Счетной палаты РФ, общий дефицит картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ составляет 3,3 млн т, восполнение которых наряду с другими капиталоемкими элементами логистической инфраструктуры (базы, склады, холодильники, лифты, подъездные пути, транспорт и др.) без государственной поддержки не представляется возможным. В этой связи большое значение имеет реализация начатой в 2016 году подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социальной продовольственной системы» Государственной программы развития сельского хозяйства. Он направлен на создание условий для формирования комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации продукции, устранение лишних посреднических звеньев, постепенный переход к более цивилизованному, «зрелому» рынку продовольствия и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. В современных условиях, когда идет процесс формирования рынка, характерно наличие огромного количества перепродавцов и посредников, что приводит к росту розничных цен на продукты питания и снижению платежеспособного спроса на них, придавая общий стихийный характер рыночных отношений. Устойчивой тенденцией развития всех агропродовольственных рынков России сегодня является «укрупнение» контрагентов, концентрация спроса и предложения, формирование оптовых продовольственных рынков как управляемых, регулируемых механизмов товарооборота с соответствующей инфраструктурой. Для этого необходимо учитывать опыт отдельных регионов, в частности Волгоградской области, где в 1995 году на базе центральной плодоовощной базы Волгограда появился один из первых оптовых продовольственных рынков с использованием опыта испанской компании «Меркас». ». Этот рынок в год обеспечивал до 70% продовольственных потоков области. Важным направлением развития агропродовольственного рынка на региональном уровне является межрегиональная торговля, которая, с одной стороны, способствует расширению производства в каждом регионе, не ограничивая его региональным рынком, с другой, создает условия для лучшее обеспечение производственных и личных потребностей населения каждого региона независимо от его конкретных производственных условий и вытекающей из этого специализации.



2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса



2.2.1 Рынок зерна

На долю посевов зерновых в России в 2022 году приходилось 58% общей площади под урожай, по сравнению с прошлым годом ситуация не изменилась. Основными выращиваемыми зерновыми по посевным площадям традиционно являются пшеница и ячмень, на долю которых суммарно приходится более 75%.


Рисунок 1-Динамика общих площадей под зерновые в России в 2000-2022 гг., тыс. га [23]

В 2022 году доля посевов пшеницы и ячменя в общей площади под зерновые изменились незначительно, так по пшенице снижение показателя составило 4%, по ячменю отмечается рост в пределах 10%.

По остальным зерновым можно отметить следующие тенденции: ежегодное снижение площадей посевов под овес, планомерный рост сева риса, несмотря на незначительную долю в общем итоге. Рост площадей посевов под кукурузу на зерно в 2022 году составил 24%, по гречихе зафиксировано 12%ное снижение показателя.

Региональная структура посевов зерновых за последние 10 лет практически не изменилась. Можно отметить небольшой планомерный рост доли южного федерального округа в посевах зерновых. В целом, более половины всех посевных площадей под зерновыми размещается в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Посевные площади зерновых в 2022 году выросли во всех округах кроме Уральского и Приволжского.


Рисунок 2-Региональная структура посевов зерновых в 2022 году [23]

Динамика валовых сборов зерновых в последние 5 лет имела положительный тренд, за исключением показателей 2021 года, который, в силу погодных условий, оказался годом неудачным для сельского хозяйства. В текущем году по предварительной оценке министерства сельского хозяйства ожидается валовой сбор зерновых на уровне 90 млн. тонн (по данным Российского зернового союза-93 млн.), таким образом, последствия засухи практически будут преодолены.



Рисунок 3-Динамика валовых сборов зерновых в 2000-2022 гг., тыс. центнеров[23]

По предварительным оценкам, почти половину общего показателя валового сбора зерновых в 2022 году обеспечивают Южный и Приволжский округа, а если рассматривать показатели этих округов в совокупности с урожаями Центрального региона – около двух третей зерновых в России собираются в указанных регионах.


Рисунок 4-Региональная структура валовых сборов зерновых в 2022 году, предварительная оценка [23]

Рассматривая региональную структуру сборов по культурам в 2021 году, можно отметить следующие особенности:


Рисунок 5-Региональная структура валовых сборов зерновых в России в 2021 году [23]
треть всего урожая пшеницы собрана в хозяйствах Южного федерального округа, 23% от общего показателя в Сибирском округе, в совокупности с Северо-Кавказским округом – более 70% пшеницы в России собрали хозяйства трех округов;

основная масса урожая ржи в стране приходиться на угодья Приволжского федерального округа (64%), еще 16% урожая собрано в Центральном федеральном округе;

около 70% урожая ячменя собрано в трех федеральных округах: Центральном, Южном и Сибирском;

более половины валового сбора овса приходится на хозяйства Сибирского федерального округа;

Северо-Кавказский регион – лидер по выращиванию кукурузы на зерно в России, доля в 2021 составила порядка 70% от общего показателя;

в этом же округе собрали большую часть проса (31%), еще 30% и 23% в Сибирском и Приволжском округах, соответственно;

львиная доля урожая гречихи и риса была получена благодаря угодьям Южного федерального округа, который традиционно считается житницей России. В 2021 году 74% гречихи и 91% риса-сырца было собрано в хозяйствах данного округа.

Непосредственным образом региональная структура сборов зерновых связана с их урожайностью, которая в целом имеет положительную тенденцию по стране.
2.2.2 Рынок молока

Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека. Молоко - это продукт, который вырабатывается ежедневно и хранится всего несколько дней. А это значительно сокращает время на его переработку и превращение в более стабильную форму с большим сроком хранения. При этом прослеживался связь между ведением хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому в рамках рынка молочной отрасли требуется более четкое и многостороннее законодательство, отражающее требование к качеству молока и молочных продуктов.