ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
Государственный бюджет как элемент финансовой системы государства.
Направления совершенствования финансовой системы Российской Федерации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
2.1. Формирование бюджета на федеральном уровне бюджетной системы РФ.
2.2. Формирование бюджета на областном уровне бюджетной системы РФ (Ульяновская область).
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий. Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения:
-
оборона страны; -
содержание центральных органов государственной власти и управления; -
поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; -
выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; -
охрана окружающей среды; -
поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.
Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов
денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
- 1 2 3 4 5 6 7
Государственный бюджет как элемент финансовой системы государства.
Государственный бюджет является основным элементом финансовой системы государства, предназначенным для планирования и регулирования государственных доходов и расходов.
Бюджет является инструментом управления государственными финансами, и через него реализуются государственные программы и проекты. Бюджет призван организовать систему доходов и расходов, обеспечить необходимые финансовые ресурсы для выполнения функций государства, поддержания социально-экономической стабильности, обеспечения финансовой устойчивости государства. Он состоит из нескольких компонентов, а именно из доходной части и расходной частей:
-
Доходная часть бюджета определяет источники формирования государственных доходов, которые можно разделить на налоговые и неналоговые доходы.
Она включает в себя все источники доходов, поступающие в государственный бюджет, а также бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований.
Основными источниками дохода являются:
-Налоги и сборы. Это налоги на доходы физических и юридических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и другие;
-Доходы от нефти и газа. Это доходы от экспорта нефти и газа, а также налоги и акцизы на продукцию нефтегазовой отрасли;
-Доход от государственных предприятий. Это доходы от реализации товаров и услуг, а также дивиденды от владения акциями государственных компаний;
-Доход от продажи имущества. Это доходы от реализации государственного и муниципального имущества, а также от реализации акций и иных ценных бумаг;
-Заемные средства. Это доходы от выпуска государственных облигаций и получения кредитов;
-Другие доходы. Это доходы от административных сборов, штрафов, а также от аренды имущества и договоров аренды.
Общий объем доходов бюджетной системы России в 2021 году составит около 22,4 трлн рублей.
-
Расходная часть бюджета определяет цели и объем расходования государственных средств.
Она представляет собой перечень расходов по различным направлениям деятельности, таким как экономика, оборона, социальная сфера, культура, наука и др. В 2021 году объем расходов по всем уровням бюджетной системы РФ составляет 22,5 трлн руб.
Распределение расходов по основным статьям бюджета выглядит следующим образом:
-
Социально-культурная сфера: 34% бюджета; -
Национальная оборона и безопасность: 22% бюджета; -
Экономика: 18% бюджета; -
Региональное развитие: 11% бюджета; -
Государственное управление: 7% бюджета; -
Финансовая помощь: 6% бюджета; -
Межбюджетные трансферты: 3% бюджета.
Следует также отметить, что расходы на погашение государственного долга составляют значительную долю расходов бюджета России.
Рисунок 1. Бюджетная система РФ.
Государственный бюджет является одним из инструментов экономической политики государства. Надлежащее планирование и управление бюджетом позволяет государству планировать и реализовывать свои приоритеты в области социальной, экономической и культурной сфер.
-
Сущность государственного бюджета, его роль и функции.
Государственный бюджет является основным инструментом управления государственными финансами, в котором отражается планируемая сумма доходов и расходов государства на определенный период времени (обычно 1 год). Его роль заключается в предоставлении финансовых ресурсов для реализации государственной политики и указаний, которые выдвигаются от имени всего общества.
Основными функциями государственного бюджета являются:
-
Финансовая поддержка функционирования государства.
Бюджет позволяет обеспечить финансовые ресурсы для всех необходимых государственных функций, таких как образование, здравоохранение, безопасность, правосудие, наука, культура и другие. Она может осуществляться различными способами, такими как налоги, сборы, государственные займы и др. Необходимо обеспечить различные функции государственной власти, такие как безопасность, социальная защита, образование, здравоохранение, инфраструктура, и т.д. Также с помощью финансовой поддержки государство выполняет свои функции по регулированию экономических процессов, поддержанию стабильности и экономического роста.
-
Регулирование экономических процессов.
Государственный бюджет может использоваться для регулирования экономических процессов, таких как инфляция, безработица, налоговая политика, инвестиционная политика и др.
Регулирование экономических процессов – это управление экономическими процессами со стороны государства в целях обеспечения устойчивости экономики и достижения определенных социально-экономических целей. Регулирование может осуществляться различными методами и инструментами, такими как налоговая и кредитная политика, инвестиционная политика, государственные закупки, контроль и надзор за ценами и тарифами, монопольное регулирование и другие. Кроме того, существуют международные организации и соглашения, которые также играют роль регуляторов экономических процессов в мире. В целом регулирование экономических процессов направлено на создание благоприятных условий для экономического роста, повышения благосостояния населения и устойчивого развития.
-
Социальная защита и поддержка населения.
Через бюджет государство обеспечивает социальную защиту населения, поддерживает национальные отрасли экономики и регулирует социальные процессы. Социальная защита и поддержка населения – это система государственных мер, целью которых является обеспечение основных прав и необходимых условий для жизни и развития людей. Она включает меры по защите от различных рисков: безработицы, болезней, инвалидности, бедности и нужды, а также меры по поддержке и оказанию социальной помощи в сложных жизненных ситуациях. Также она в каждой стране может различаться в зависимости от социально-экономических условий, политических предпочтений и культурных традиций. В некоторых странах государство берет на себя ответственность за создание условий для получения образования, пенсионного и социального обеспечения, а также обеспечение здравоохранения и обеспечение равных возможностей для всех слоев населения. Эффективная система социальной защиты и поддержки населения является необходимым фактором развития любого общества: она способствует созданию равных условий для развития, укреплению социальной солидарности и защите прав и свобод граждан.
-
Формирование ресурсной базы для развития национальной экономики.
Государственный бюджет является основой для создания ресурсной базы для развития национальной экономики, в том числе для инвестирования в различные отрасли экономики и для привлечения иностранных инвестиций. Формирование ресурсной базы развития национальной экономики – это процесс, направленный на создание необходимых ресурсов (капитала, технологий, человеческих ресурсов и др.) для обеспечения устойчивого и эффективного развития страны.