ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
Государственный бюджет как элемент финансовой системы государства.
Направления совершенствования финансовой системы Российской Федерации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
2.1. Формирование бюджета на федеральном уровне бюджетной системы РФ.
2.2. Формирование бюджета на областном уровне бюджетной системы РФ (Ульяновская область).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
2.1. Формирование бюджета на федеральном уровне бюджетной системы РФ.
Анализ динамики структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2022-2023 гг. позволит определить, какие статьи расходов занимали наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета Российской Федерации, а также как они изменялись в динамике.
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации - это доля каждой статьи расходов в общем объеме расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Все необходимые расчеты для анализа динамики структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации в период с 2022 г. по 2023 г. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Удельный вес 2022 г. и 2023 г. статей расходов федерального бюджета.
№ | Наименование | 2022 год | Удельный вес на 2022 год, % | 2023 год | Удельный вес на 2023 год, % | Разница удельного веса 2022 и 2023 годов |
01 | Общегосударственные вопросы | 1 756 221 294,7 | 8,8 | 1 653 434 646,9 | 7,8 | -1 |
02 | Национальная оборона | 1 234 966 224,9 | 6,1 | 1 339 309 970,8 | 6,3 | 0,2 |
03 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 640 365 580,8 | 8,2 | 1 739 147 030,4 | 8,2 | 0 |
04 | Национальная экономика | 3 261 278 869,1 | 16,3 | 3 428 529 772,2 | 16,3 | 0 |
05 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 458 651 476,7 | 2,2 | 533 691 046,1 | 2,5 | 0,3 |
06 | Охрана окружающей среды | 482 359 398,5 | 2,4 | 450 311 139,4 | 2,1 | -0,3 |
07 | Образование | 1 237 380 556,0 | 6,2 | 1 292 406 307,4 | 6,1 | -0,1 |
08 | Культура, кинематография | 177 959 300,3 | 0,8 | 185 876 159,4 | 0,8 | 0 |
09 | Здравоохранение | 1 234 574 095,9 | 6,1 | 1 217 373 799,9 | 5,7 | -0,4 |
10 | Социальная политика | 5 823 344 773,6 | 29,1 | 6 264 056 830,1 | 29,8 | 29,6 |
11 | Физическая культура и спорт | 80 939 008,8 | 0,4 | 61 067 004,3 | 0,2 | -0,2 |
12 | Средства массовой информации | 115 094 217,6 | 0,5 | 107 434 938,7 | 0,5 | 0 |
13 | Обслуживание государственного (муниципального) долга | 1 403 356 701,3 | 7 | 1 702 291 056,3 | 8 | 1 |
14 | Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ | 1 046 965 427,3 | 5,2 | 1 041 238 711,6 | 4,9 | -0,3 |
| Всего расходов | 19 953 456 925,5 | | 21 016 168 413,5 | | |
В данной таблице рассматривается 14 разделов расходов за 2022 и 2023 гг.
По данным таблицы 1 видно, что за период с 2022 по 2023 годы расходы федерального бюджета возросли на 5,32%. На стадии развития страны расходы непременно должны увеличиваться с каждым годом.
Социальная политика занимает наибольший удельный вес в классификации расходов. Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,2 до 2,5 удельного веса в общем объеме расходов занимают:
1. Физическая культура и спорт;
2. Средства массовой информации;
3. Культура и кинематография.
По данным таблицы 1 видно, что наиболее крупные расходы приходятся на социальную политику, доля которых с 2022 по 2022 гг. увеличилась с 29,1 до 29,8 удельного веса.
На втором месте по удельному весу в общем объеме расходов федерального бюджета занимают бюджетные ассигнования на национальную оборону. На протяжении изучаемого периода их удельный вес повышается с 6,1 до 6,3 от общего объёма расходов федерального бюджета.
Рассмотрим еще один не мало важный раздел федерального бюджета – государственные программы и непрограммные направления деятельности России за период 2022-2023 гг. По таблице 2 можно сделать вывод о том, что больше всего финансирования получили следующие программы:
-«Социальная поддержка граждан»
-«Развитие образования»
-«Развитие здравоохранения»
Их субсидирование возросло на 5,9%, 9,8% и 1,7% соответственно.
Таблица 2.
Удельный вес государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности 2022-2023 гг.
№ | Наименование | 2022 год | Удельный вес на 2022 год, % | 2023 год | Удельный вес на 2023 год, % | Разница удельного веса 2022 и 2023 годов |
01 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" | 166 025 886,4 | 11,8 | 163 066 022,6 | 10,6 | -1,2 |
02 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" | 184 910 536,8 | 13,2 | 203 042 440,1 | 13,2 | 0 |
03 | Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" | 457 930 879,1 | 32,7 | 484 953 842,9 | 31,6 | -1,1 |
04 | Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" | 826 549,6 | 0,05 | 826 549,6 | 0,05 | 0 |
05 | Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" | 138 216 112,9 | 9,8 | 151 386 714,3 | 9,8 | 0 |
07 | Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" | 1 139 400,0 | 0,08 | 1 138 700,0 | 0,07 | -0,-1 |
08 | Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" | 300 000,0 | 0,02 | 300 000,0 | 0,02 | 0 |
11 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры" | 27 502 788,5 | 1,9 | 25 409 858,2 | 1,6 | -0,3 |
12 | Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" | 24 513 831,0 | 1,7 | 16 680 640,7 | 1,08 | -0,62 |
13 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" | 32 932 975,7 | 2,3 | 19 938 025,6 | 1,2 | -1,1 |
15 | Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" | 17 112 295,3 | 1,2 | 21 414 499,3 | 1,3 | 0,1 |
16 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" | 730 000,0 | 0,05 | 4 638 040,0 | 0,3 | 0,25 |
23 | Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" | 13 061 827,3 | 0,9 | 12 851 219,8 | 0,8 | -0,1 |
24 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" | 87 240 446,0 | 6,2 | 155 577 093,3 | 10,1 | 3,9 |
25 | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 72 005 868,5 | 5,1 | 74 147 762,7 | 4,8 | -0,3 |
26 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" | 74 020,0 | 0,005 | 12 530,3 | 0,0008 | -0,0042 |
28 | Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" | 11 611 142,9 | 0,8 | 15 013 806,9 | 0,9 | 0,1 |
30 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики" | 8 834 130,7 | 0,6 | 3 489 296,8 | 0,2 | -0,4 |
31 | Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" | 602 500,0 | 0,04 | 602 500,0 | 0,04 | 0 |
34 | Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" | 295 000,0 | 0,02 | 250 000,0 | 0,01 | 0,01 |
35 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" | 4 254 946,4 | 0,3 | 3 858 895,5 | 0,2 | -0,1 |
37 | Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" | 3 345 257,0 | 0,2 | 3 318 257,0 | 0,2 | 0 |
45 | Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" | 94 813 469,0 | 6,7 | 130 883 417,0 | 8,5 | 1,8 |
46 | Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" | 1 018 159,3 | 0,07 | 1 018 159,3 | 0,07 | 0 |
47 | Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" | 344 087,2 | 0,02 | 344 087,2 | 0,02 | 0 |
48 | Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" | 28 946 885,8 | 2 | 26 291 030,1 | 1,7 | -0,3 |
53 | Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации | 8 782 197,7 | 0,6 | 9 060 306,3 | 0,5 | -0,1 |
54 | Государственная программа Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" | 695 100,0 | 0,04 | 566 300,0 | 0,03 | -0,01 |
55 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма" | 8 257 555,3 | 0,5 | 811 280,0 | 0,05 | -0,45 |
99 | Реализация функций иных федеральных органов государственной власти | 2 562 487,6 | 0,1 | 3 184 530,8 | 0,2 | 0,1 |
| Всего субсидий | 1 398 886 336,0 | | 1 534 075 806,3 | | |
Минимальное субсидирование получили такие программы, как:
-
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации» -
«Реализация государственной национальной политики» -
Национальная система пространственных данных»
Сумма субсидирования наиболее отстающей программы под названием «Реализация государственной национальной политики» составила всего 1 018 159,3 руб. в 2022 году и 1 018 159,3 руб. в 2023 году.
Помимо затрат федеральный бюджет состоит также из доходов. Доходы поступают в бюджет в основном с помощью налоговых сборов и безвозмездных поступлений других бюджетов.
Так, налоговые и неналоговые доходы в 2022 году составили 24 986 413 478 422,27 руб., а в 2023 – 17 591 054 407 332,34 руб. Из этого следует, что их количество уменьшилось на 29,5%.
Таблица 3.
Поступления доходов в федеральный бюджет за 2022-2023 гг.
Код дохода по бюджетной классификации | Наименование показателя | 2022 год | Удельный вес на 2022 год, % | 2023 год | Удельный вес на 2023 год, % | Разница удельного веса 2022 и 2023 годов, % |
10000000000000000 | Налоговые и неналоговые доходы | 24 986 413 478 422,27 | 98,8 | 17 591 054 407 332,34 | 93,9 | -4,9 |
10100000000000000 | Налоги на прибыль, доходы | 1 643 105 284 095,78 | 6,4 | 1 091 379 500 592,51 | 5,8 | -0,6 |
10400000000000000 | Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации | 3 865 609 858 395,14 | 15,2 | 3 035 640 757 251,81 | 16,2 | 1 |
10600000000000000 | Налоги на имущество | 1 540 176 048,33 | 0,006 | 301 800 762,44 | 0,001 | -0,005 |
10700000000000000 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 8 297 748 420 385,03 | 32,8 | 4 057 493 045 470,26 | 21,6 | -11,2 |
11000000000000000 | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 563 914 473 393,84 | 14 | 1 935 184 631 326,04 | 10,3 | -3,7 |
11100000000000000 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 976 556 008 171,80 | 3,8 | 1 067 278 275 822,68 | 5,7 | 1,9 |
11200000000000000 | Платежи при пользовании природными ресурсами | 666 519 688 795,65 | 2,6 | 593 463 372 237,92 | 3,1 | 0,5 |
11300000000000000 | Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 186 072 357 705,21 | 0,7 | 127 587 498 674,72 | 0,6 | -0,1 |
11400000000000000 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 133 757 071 590,26 | 0,5 | 115 573 671 770,49 | 0,6 | 0,1 |
11500000000000000 | Административные платежи и сборы | 43 159 258 495,59 | 0,17 | 37 228 580 713,91 | 0,19 | 0,02 |
11600000000000000 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 263 708 851 954,91 | 1,04 | 81 756 204 916,71 | 0,43 | -0,61 |
11800000000000000 | Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы российской федерации | 40 960,45 | 0,0000001 | -663 516,09 | -0,000003 | -0,0000031 |
20000000000000000 | Безвозмездные поступления | 299 964 105 072,40 | 1,18 | 1 128 035 527 881,48 | 6 | 4,82 |
20200000000000000 | Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы российской федерации | 47 479 840 903,29 | 0,18 | 37 146 890 437,05 | 0,19 | 0,01 |
20300000000000000 | Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 4 848 443,00 | 0,00001 | 362 000,00 | 0,000001 | -0,000009 |
20700000000000000 | Прочие безвозмездные поступления | 204 992 005 804,02 | 0,81 | 1 066 491 154 470,95 | 5,6 | 4,79 |
21800000000000000 | Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | 47 519 658 306,48 | 0,18 | 24 423 706 426,77 | 0,13 | -0,05 |
21900000000000000 | Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | -32 248 384,39 | -0,0001 | -26 701 022,29 | -0,0001 | 0 |
| Всего доходов | 25 286 377 583 494,67 | | 18 719 089 935 213,82 | | |
По данным таблицы 3 можно также увидеть, что общая сумма доходов федерального бюджета в 2023 году снизилась на 25,9% .
2.2. Формирование бюджета на областном уровне бюджетной системы РФ (Ульяновская область).
Опираясь на выводы из первой, второй и третьей таблиц проведем аналогичный анализ областного бюджета на примере Ульяновской области.
Изучим доходы, поступающие в бюджет данного субъекта. Наименьший удельный вес имеет такой источник доходов, как «Административные платежи и сборы». В 2023 году их удельный вес составил всего 0,003%.
Также по данным таблицы 4 можем проанализировать источники доходов, поступления от которых значительно увеличили бюджет изучаемого субъекта. Этими источниками являются:
-
Налоговые и неналоговые доходы -
Налоги на прибыль, доходы -
Безвозмездные поступления
Таблица 4.
Поступления доходов в бюджет Ульяновской области за 2022-2023 гг.
Код | Наименование | 2022 год (тыс.руб.) | Удельный вес на 2022 год, % | 2023 год (тыс.руб.) | Удельный вес на 2023 год, % | Разница удельного веса 2022 и 2023 годов, % |
000 1 00 00000 | Налоговые и неналоговые доходы | 726609249 | 86,3 | 786388942 | 89,7 | 3,4 |
000 1 01 00000 | Налоги на прибыль, доходы | 521251836 | 61,9 | 571 445 751 | 65,2 | 3,3 |
000 1 03 00000 | Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 60330164 | 7,17 | 64210313 | 7,3 | 0,13 |
000 1 05 00000 | Налоги на совокупный доход | 36244423 | 4,3 | 47072501 | 5,3 | 1 |
000 1 06 00000 | Налоги на имущество | 69225175 | 8,2 | 73353162 | 8,3 | 0,1 |
000 1 08 00000 | Государственная пошлина | 1563895 | 0,18 | 2460030 | 0,28 | 0,1 |
000 1 11 00000 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 14 758 670 | 1,7 | 9631263 | 1,09 | -0,61 |
000 1 12 00000 | Платежи при пользовании природными ресурсами | 434 432 | 0,05 | 413538 | 0,04 | -0,01 |
000 1 13 00000 00 0000 000 | Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 4 565 254 | 0,5 | 2060503 | 0,2 | -0,3 |
000 1 14 00000 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1 249 606 | 0,14 | 448057 | 0,05 | -0,09 |
000 1 15 00000 | Административные платежи и сборы | 33932 | 0,004 | 34092 | 0,003 | -0,001 |
000 1 16 00000 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 14 711 457 | 1,7 | 13977986 | 1,5 | -0,2 |
000 1 17 00000 | Прочие неналоговые доходы | 1640741 | 0,19 | 758468 | 0,08 | -0,11 |
000 2 00 00000 | Безвозмездные поступления | 114758760 | 13,6 | 89626634 | 10,2 | -3,4 |
000 2 02 00000 | Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 107332449 | 12,7 | 86007794 | 9,8 | -2,9 |
000 2 02 10000 | Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 1176891 | 0,13 | 199787 | 0,02 | -0,11 |
000 2 02 20000 | Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) | 14 711 457 | 1,7 | 47021910 | 5,3 | 3,6 |
000 2 02 30000 | Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 16 124 489 | 1,9 | 12023381 | 1,3 | -0,6 |
000 2 02 40000 | Иные межбюджетные трансферты | 37 472 735 | 4,4 | 26762716 | 3 | -1,4 |
2 03 00000 00 | Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 3 381 249 | 0,4 | 3618840 | 0,4 | 0 |
| Всего доходов | 841 368 009 | | 876 015 576 | | |