Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность малого бизнеса в России
1.2 Преимущества, проблемы и перспективы развития малых предприятий
Глава 2 Исследование деятельности малого предприятия на примере мини- пекарни ООО «Домашний хлеб»
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности мини-пекарни ООО «Домашний хлеб» за 2017-2018 г
Рисунок 1.2 – Количество функционирующих малых предприятий в разных сферах экономики в 2017 году
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Впоследствии аспекты определения компаний к маленькому бизнесу многократно изменялись. Последние конфигурации были внесены 24.07.2007 года. В данный денек был принят свежий Федеральный закон РФ «О развитии мелкого и среднего предпринимательства в РФ» № 209–ФЗ[1].
Под определением мелкого бизнеса стали пониматься потребительские кооперативы и платные организации, а еще физические лица, внесенные в единственный муниципальный реестр персональных коммерсантов и осуществляющие предпринимательскую работа без образования юридического лица, деревенские хозяйства надлежащие грядущим следующим условиям[7]:
1) суммарнaя доля учaстия Российской Федерации, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в устaвном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются малые предприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товaров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должнa превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
За 10 лет существования малого бизнеса шел этап развития. Складывалась нормативно-правовая основа, формировались механизмы помощи мелкого бизнеса, разрабатывались структуры для реализации установленных целей и задач. В Российской Федерации существование мелкого предпринимательства довольно значительна.
Таким образом, важно учитывать, что малые предприятия занимают свою традиционную сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это произведения с использованием ручного труда, которые включают в себя ремесленные работы, ремесла и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации поставок необходимых материалов и сбыта продукции, такие малые предприятия дают значительную отдачу. Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Характеризуется особой мобильностью, гибкостью и высокой эффективностью. Малые предприятия могут быть созданы в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения.
1.2 Преимущества, проблемы и перспективы развития малых предприятий
Малый бизнес – самая молодая и динамичная отрасль. Развития малого бизнеса показывает, что эта отрасль делает успехи. Этот сектор играет решающую роль в обеспечении стабильности экономического развития и повышении гибкости экономики в условиях изменения внешних и внутренних условий. Малый бизнес вносит значительный вклад в создание конкурентной среды и создание рыночного баланса.
Малые предприятия лучше понимают рыночный спрос, обеспечивают средства к существованию для большого числа работников, способствуют их трудоустройству, подготовке специалистов и т.д.
По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет очевидные преимущества[9]:
1. не требует больших вложений в основной капитал для организаций малого бизнеса. Это положительно влияет на себестоимость продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей;
2. небольшие компании поощряют небольшие финансовые вложения;
3. относительно более высокий оборот дохода для малого бизнеса;
4. хорошая управляемость при относительно низких затратах на управление.
Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её.
Разбирая предпринимательскую среду, возможно, отметить ряд оснований, тормозящих становление мелкого предпринимательства[9]:
1. трудная финансовая амуниция, царящая в стране: инфляция, разрыв домашних связей, смещение в худшую сторону платежной дисциплины, возвышенный степень процентных ставок, слабенькая правовая безопасность коммерсантов;
2. плохое отношение определенной части населения, которое напрямую связывает предпринимательство только с размещением, покупкой и продажей;
3. бессилие государственной помощи малому бизнесу;
4. малые предприятия сталкиваются с огромными проблемами с привлечением дополнительных денежных средств и получением кредитов.
По результатам многочисленных исследований, оценивая финансовое состояние малого бизнеса, около 50% предпринимателей заявили, что положение относительно устойчивое, но не хватает ресурсов для развития бизнеса[11].
Для существования и развития фирмы важны собственные финансы: 60% предпринимателей заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30%. Лишь потом идут кредиты банков (10%). Объемы банковских кредитов в финансировании малых предприятий довольно невелики [11].
Среди причин, по которым не состоялось получение кредита, около 50% предпринимателей называют высокие процентные ставки, около 30% - невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах. Далее следует невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования – порядка 20% (Рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Основные проблемы получения кредита
Большая доля сферы услуг относится к малому бизнесу (до 90% объектов торговли, общественного питания и бытовых услуг). Численность работников в субъектах малого предпринимательства представлена по видам деятельности следующим образом (Рисунок 1.4):
Рисунок 1.4 – Среднесписочная численность работников в субъектах малого предпринимательства
Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность – существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства[12].
Ещё одна значимая проблема – кадры. Так как предприниматель обязан не только владеть конкретным складом характера, но и получить подобающее образование.
Третий недостаток – практическая ликвидация источников формирования начального денежных капитала. Получение кредита проблемно для мелкого предпринимательства высочайшим процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков инвестировать средства в маленький бизнес по причине огромного риска и отсутствия гарантий.
Четвертый базовый дефект – недоступность систем государственной и социальной помощи мелкого бизнеса. С огромным опозданием создан муниципальный орган, призванный помогать становлению и развитию мелкого бизнеса – Комитет помощи небольших компаний и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
К развитию мелкого бизнеса заинтересовано все общество, вследствие этого из муниципального бюджета выделяются специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства даются в облике финансовой поддержки, методических назначений, налоговых льгот, оплаты изучения служащих, дотационных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти формируются особые подразделения по поддержке мелкого предпринимательства[10].
Правительство дает бизнесменам всевозможные облики содействия[15]:
1) финансовое – программы помощи мелкого бизнеса предполагают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб;
2) имущественное – коммерсанты получают вероятность бескорыстно или же на дотационных критериях воспользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земляных участков);
3) информационное – методом сотворения федеральных и региональных информационных систем, официальных вебсайтов для обеспечивания субъектов предпринимательства актуальными сведениями;
4) консультационное – помощь мелкого предпринимательства предполагает предложение содействия в облике профессиональных консультаций;
5) образовательное – разработка программ подготовки специалистов, увеличения квалификации служащих.
С целью сделать малый бизнес важнейшим направлением российской экономики, Российской Федерации, в 1996 году в нашей стране был опубликован указ Президента «О приоритетных мерах государственной помощи» в нашей стране малого бизнеса в Российской Федерации » в соответствии с которым рассматривается поддержка малого бизнеса. В качестве важнейшей задачи государственной политики необходимо создать подходящие факторы для установления инициативы граждан Российской Федерации в этой области. В соответствии с этим правовым актом в России муниципальная помощь малому бизнесу осуществляется по следующим направлениям[7]:
– развитие инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
– формирование льготных факторов для использования малыми предприятиями государственных финансовых,;
– установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, выдача лицензий на их работу, сертификация их продукции, представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности;