Файл: Влияние плавания на развитие физических качеств у детей среднего.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14925
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнивая, анализ результатов исходного уровня развития скоростно- силовых качеств контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о том, что различия результатов изучаемых показателей не являются статистически достоверными. Из этого следует, что сформированные группы по уровню развития быстроты до начала эксперимента были одинаковые.
Оценка развития скоростно-силовых качеств пловцов проходила по темпам прироста четырех показателей:
-
4х25 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания, сек -
4х15 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания, сек -
4х30 м вольным стилем со старта с поворотом, сек -
4х25 м вольным стилем со старта, сек
Таблица 2 -Результаты контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе тестировании
Тесты | ЭГ n=7 | КГ n=7 | Достоверность | |
Х±m | Х±m | 1 | Р | |
4х25 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания | 17,66±0,44 | 17,70±0,42 | 0,120 | >0,05 |
4х15 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания | 8,43±0,12 | 8,85±0,29 | 1,360 | >0,05 |
4х30 м вольным стилем с поворотом | 21,19±0,45 | 21,12±0,40 | 0,116 | >0,05 |
4х25 м вольным стилем со старта | 14,91±0,47 | 15,02±0,58 | 0,692 | >0,05 |
Выявлено, что результаты исследования до эксперимента у контрольной и экспериментальной групп не превышают аналогичных показателей. В дальнейшем контрольная и экспериментальная группы приступили к тренировочным занятиям, где для каждой группы был предложен свой учебный план тренировок.
Стоит отметить, что контрольная группа выполняла свой тренировочный план, а экспериментальная группа тренировалась по разработанному плану тренировок. Все занятия построены с учетом направленности эффективности развития скоростно-силовых качеств. После предложенной программы тренировок (методики развития) для экспериментальной группы было проведено повторное контрольное тестирование для определения уровня развития скоростно- силовых качеств.
Таблица 3 - Результаты контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента
Тесты | ЭГ n=7 | КГ n=7 | Достоверность | |
Х±m | Х±m | 1 | Р | |
4х25 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания | 15,62±0,50 | 16,01±0,57 | 0,331 | >0,05 |
4х15 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания | 7,40±0,10 | 8,09±0,14 | 2,148 | >0,05 |
4х30 м вольным стилем с поворотом | 18,75±0,37 | 19,78±0,35 | 1,994 | >0,05 |
4х25 м вольным стилем со старта | 13,03±0,45 | 13,83±0,48 | 1,674 | >0,05 |
На эффективность использования данной методики развития скоростно- силовых качеств указывает сравнительное исследование динамики показателей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что в конце эксперимента у спортсменов контрольной и экспериментальной групп наблюдается существенный прирост всех изучаемых параметров. Однако прирост исследуемых показателей в группах оказался различным.
У экспериментальной группы наблюдается большой прирост результатов по отношению к контрольной группе. По всем показателям экспериментальная группа значительно улучшила свои показатели после предложенной методики развития скоростно-силовых качеств. Изменение результатов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента представлены на рисунках.
Анализ результатов (рисунок 1) показал, что динамика исследуемых показателей у экспериментальной группы лучше аналогичных показателей контрольной группы при исследовании уровня развития скоростно-силовых качеств у пловцов с использованием теста «4х25 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания». Таким образом, величина улучшения показателей в контрольной группе составила: 17,70 сек; 16,01 сек - в абсолютных единицах. В экспериментальной группе динамика развития показателей оказалась лучше в абсолютных величинах и составила: 17,59 сек; 15,62 сек. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается достоверное (р <0,05) увеличение показателей в данном тесте.
время, сек
Рисунок 1. Результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте «4х25 м вольным стилем со старта на задержке
дыхания, сек»
Рассматривая динамику теста «4х15 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания», следует отметить, что улучшение результатов наблюдался в обеих группах (рисунок 2).
Таким образом, прирост исследуемых величин в экспериментальной группе показатели составили: 8,43 сек; 7,39 сек. В контрольной группе динамика естественного прироста показателя выросла и составила: 8,85 сек; 8,09 сек. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается достоверное (р <0,05) увеличение показателей в данном тесте.
время, сек
Рисунок 2. Результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте «4х15 м вольным стилем с отталкиванием
от бортика на задержке дыхания, сек»
Прослеживая динамику прироста показателей исследуемых групп в тесте «4х30 м вольным стилем с поворотом», следует отметить, что у всех спортсменов уровень развития физического качества стал лучше (рисунок 3). Вместе с тем улучшение результатов в контрольной и экспериментальной группе был различным.
Таким образом, величина улучшения показателей в тесте позволил выявить следующую динамику этого качества. Так в контрольной группе абсолютные показатели составили: 21,19 сек; 19,77 сек. В экспериментальной группе динамика развития этого показателя проявилась убедительно в абсолютных величинах: 21,12 сек; 18,75 сек. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается достоверное (р <0,05) увеличение показателей в данном тесте.
время, сек
Рисунок 3. Результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте «4х30 м вольным стилем с поворотом, сек»
Анализ результатов (рисунок 4) показал, что динамика исследуемых показателей у экспериментальной группы ниже аналогичных показателей контрольной группы при исследовании уровня развития скоростно-силовых качеств у пловцов с использованием теста «4х25 м вольным стилем со старта». Таким образом, величина улучшения показателей в контрольной группе составила: 15,01 сек; 13,82 сек - в абсолютных единицах. В экспериментальной группе динамика развития показателей оказалась лучше в абсолютных величинах и составила: 14,91 сек; 13,03 сек. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается достоверное (р <0,05) увеличение показателей в данном тесте.
время, сек
Рисунок 4. Результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте «4х25 м вольным стилем со старта»
3.2 Результаты исследования
Анализ динамики уровня развития скоростно-силовых качеств у спортсменов контрольной и экспериментальной групп, а также выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о том, что после проведенного нами педагогического эксперимента уровень развития скоростно-силовых качеств экспериментальной группы стал значительно лучше, чем в контрольной группе.
Прирост результатов первоначального тестирования пловцов, и последнего тестирования, составляет:
Для экспериментальной группы:
Тест 4х25 вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания – 11,1%
Тест 4х15 вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания – 12,3%
Тест 4х30 м вольным стилем с поворотом – 11,22%
Тест 4х25 м вольным стилем со старта – 12,6%
Для контрольной группы:
Тест 4х25 вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания – 9,5%
Тест 4х15 вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания – 8,59%
Тест 4х30 м вольным стилем с поворотом – 6,7%
Тест 4х25 м вольным стилем со старта – 7,9%
Данные значения можно отобразить в виде графика для сравнения темпов прироста по анализируемым показателям (рисунок 5).
прирост показателей, %
Таким образом, методика развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-13 лет для экспериментальной группы подтверждает эффективность ее применения.
Рисунок 5. Улучшение результатов в тестовых заданиях у пловцов 12-13
лет экспериментальной и контрольной групп, %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. Процесс подготовки в спортивном плавании направлен на развитие различных силовых качеств, повышение мышечной массы, укрепление соединительной и костной тканей, улучшение телосложения пловца. Вместе с этим особую роль необходимо выделять на развитие координационных способностей, развитию гибкости и построению правильной техники плавания.
2. Возраст от 12 до 13 лет часто называют ранним пубертатным (подростковым) возрастом. В целом на весь пубертатный период приходится большая часть многолетней физической подготовки.
На данном этапе начинаются резкие и качественные изменения в отдельных системах организма детей, затрагивая сердечно-сосудистую, костно-мышечную, дыхательную системы и т.д. В физическом плане дети начинают быстро расти в длину, интенсивно набирается масса тела, мышечные группы совершенствуется, идет быстрое окостенения скелета.
По причине данных конструктивных изменений в организме, начинает наблюдаться несоответствие в развитии данных систем. Например, сердце значительно прибавляет в своем объеме, начинает более мощно работать, но при этом диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к различным расстройствам кровообращения.
Все вышеперечисленное требует особого внимания в процессе построения тренировки. Необходимо рационально выстраивать процесс обучения, воспитания на основе учета закономерностей формирования двигательных, физических и психических возможностей организма детей и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам на данном жизненном этапе.
Также в виду особенностей данного периода у детей - подростков, необходимо правильно организовывать мотивационные моменты при обучении, поддерживать у них устойчивый интерес к данному виду спорта.
3. Разработана методика развития скоростно-силовых качеств для пловцов, включающая в себя комплекс специально подобранных упражнений: 4х25 м вольным стилем со старта на задержке дыхания; 4х15 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания; 4х30 м