Файл: Влияние плавания на развитие физических качеств у детей среднего.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14922
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
Эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном учреждение «Физкультурно-спортивный центр» Муниципальное образование Алапаевское, Пгт. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская 17, корпус 1. Эксперимент проводился с 02.05.2023 по 26.05.2023.
Цель исследования – выявить влияние занятий плаванием на развитие физических качеств детей среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методику специальной физической подготовки в плавании.
3. Разработать экспериментальную методику развития специальной физической подготовки детей 12-13 лет в плавании.
4. Провести результаты исследования
Для решения поставленных задач использовался метод анализа научно-методической литературы, который позволил выявить наиболее эффективные методики развития силовой подготовки пловцов, сформулировать цель и задачи исследования, определить тесты для оценки уровня развития силовых способностей и проводился педагогический эксперимент.
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
-
Методы теоретического анализа и обобщения литературных данных; -
Тестирование физической подготовленности; -
Педагогическое наблюдение -
Педагогический эксперимент; -
Методы математико-статистической обработки материала.
Фактический материал, полученный в ходе исследования, обработан с помощью методов математической статистики
2.2.1 Теоретический анализ научной - методической литературы
Теоретический анализ научной - методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Были рассмотрены вопросы, отражающие современный взгляд на развитие скоростно-силовой подготовки и методов тренировки пловцов, вопросы физиологического развития пловцов в данном возрасте и соотнесены с методами тренировки пловцов в обеих группах.
На основании анализа педагогической литературы и тренировочных программ, был измерен уровень развития скоростно-силовых качеств пловцов, по средствам прохождения контрольных отрезков в тренировочном процессе.
2.2.2 Тестирование физической подготовленности
В работе были использованы тесты, которые проводились в начале и в конце эксперимента, с целью определения изменения показателей развития скоростно-силовых способностей пловцов 12 - 13 лет. Тестирование включало в себя сдачу контрольных отрезков и нормативов во время тренировочного процесса.
Контрольные отрезки и нормативы включали в себя:
Тест № 1 - 4x25 м вольным стилем с отталкиванием от бортика на задержке дыхания, (средний результат брался с учетом прохождения 4х отрезков с толчка от бортика бассейна по 25 метров), сек;
Тест № 2 - 4x15 м с отталкиванием от бортика на задержке дыхания, (средний результат брался с учетом прохождения 4х отрезков с толчка от бортика бассейна по 15 метров), сек;
Тест № 3 - 4x30 м вольным стилем с поворотом, (средний результат брался с учетом прохождения 4х отрезков с 15 метровой отметки до бортика бассейна, прохождение поворота и обратно, длинна отрезка 30м), сек;
Тест № 4 - 4x25 м вольным стилем со старта, (спортсмен, проплывая дистанцию 50 метров делает ускорение на отметке 25 м до бортика бассейна, средний результат из 4-ех попыток по 25 м), сек.
Контрольные отрезки и нормативы испытуемые сдавали во время тренировочного занятия.
2.2.3 Педагогическое наблюдение
С целью выявления эффективных средств и методов, которые применяются в тренировочном процессе у пловцов 12-13 лет было организовано педагогическое наблюдение, проводимое в рамках и условиях занятий.
2.2.4 Педагогический эксперимент
Эксперимент проводилась в Муниципальном бюджетном учреждение «Физкультурно-спортивный центр» Муниципальное образование Алапаевское, Пгт. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская 17, корпус 1. Эксперимент проводился с 02.05.2023 по 26.05.2023.Для проведения сравнительного эксперимента были выбраны дети в количестве 14 человек, в возрасте 12-13 лет, занимающихся спортивным плаванием. Испытуемые были разделены на две группы, экспериментальную - группа 1, контрольную - группа 2.
Педагогический эксперимент создает возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование создаются экспериментатором. Они могут, многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление. Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности развития скоростно-силовых качеств пловцов 12 - 13 лет.
2.2.5 Методы математической статистики
Обработка результатов исследования проводилась с помощью современных методов статистического анализа. Применение математических методов статистики в исследованиях заключалось в количественном анализе экспериментальных данных и установлении взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Такой анализ предоставляет широкие возможности для более глубокого изучения механизмов обучения двигательным действиям, для выявления наиболее эффективных путей целенаправленного развития физических качеств и двигательных способностей
Применение математических методов статистики в исследованиях заключалось в количественном анализе экспериментальных данных и установлении взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Такой анализ предоставляет широкие возможности для выявления наиболее эффективных путей целенаправленного развития физических качеств и двигательных способностей
Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Excel для среды Windows, с определением:
средней арифметической величины (М);
среднего квадратичного отклонения (σ);
средней ошибки среднего арифметического (погрешности) (m);
прироста в %;
достоверности различий (р) по t- критерию Стьюдента
2.3 Организация исследования
Для проведения сравнительного эксперимента были отобраны дети в количестве 14 человек, в возрасте 12-13 лет, занимающихся спортивным плаванием. Испытуемые были разделены на две группы, экспериментальную - группа ЭГ, и контрольную - группа КГ. Занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа. В контрольной группе занятия осуществлялись по программе отделения плавания. Пловцы экспериментальной группы занимались по предложенной методике, которая предусматривает включение в программу тренировочных занятий разработанного комплекса упражнений, в зависимости от задачи занятия.
Проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности пловца, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.
В организации исследования было выделено три основных этапа:
Первый этап. В исследовании изучались литературные источники по данной теме, были определены предмет и объект, цель и задачи исследования. Проводилось изучение влияния плаванья испытуемых до эксперимента, проводилось первоначальное тестирование уровня развития скоростно-силовых качеств.
Второй этап. На данном этапе проводились тренировочные занятия, проводилось промежуточное тестирование уровня развития скоростно-силовых качеств, которое показало прогресс в экспериментальной группе.
Третий этап. На данном этапе было проведено итоговое тестирование развития скоростно-силовых качеств, а также была определена динамика физического развития, были проанализированы полученные данные, сформулированы выводы.
2.4 Описание экспериментальной методики
Пловцы экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю по предложенной методике, которая предусматривает включение в программу тренировочных занятий комплексов упражнений.
Комплекс упражнений №1 для занятия в воде:
1. Преодоление отрезков со старта и без 10-25 метров.
2. Преодоление дистанции 50-200 м со старта и без, 15-20 метров с максимальной скоростью и 30-35м.
3. Эстафетное плавание со старта и без передачи эстафеты через 25- 50 метров
4. Ускорение по 15-20 метров на кулаках и в полной координации.
5. Плавание скоростных отрезков от 10 до 50 и 100 метров в полной координации.
6. Преодоление отрезков 20-30-50 метров с поворотом.
7. Плавание с преодолением сопротивления партнера при помощи рук и ног.
8. Плавание с использованием лопаток различной величины.
9. Плавание с дополнительным отягощением (тормоза) и без него.
10. Плавание отрезков подводной части с последующим ускорением в ластах и без них.
11. Перетягивание друг друга с помощью резинового амортизатора
12. 10-15 сек.
13. Плавание с резиновым амортизатором в одну сторону на преодоление обратно с дополнительным ускорением.
14. Финиширование 10-25 м отрезков.
15. Выпрыгивание из стартового положения вверх и с вертикальным вхождением вводу.
16. Отработка старта на максимальное скольжение.
Можно варьировать нагрузку, путем изменения длины дистанции, или применением дополнительного сопротивления. Можно акцентировать внимание на работе рук или ног, изменяя условия прохождения дистанции.
Суть эксперимента заключается в том, что высокий уровень развития скоростно-силовых качеств пловцов даст возможность улучшить результаты на основных соревновательных дистанциях.
В начале эксперимента было освоение техники выполнения специализированных упражнений. Следовательно, упражнения выполнялись с небольшими отягощениями и невысоким темпом, большой уклон делался на освоение правильности движений.
По мере освоения техники выполнения, предложенных упражнений увеличивалась нагрузка и скорость выполнения.
В конце второго этапа мы вновь измерили выбранные нами показатели, использовав прохождение тех же трех дистанций в соревновательных условиях и тренировочном процессе, и сравнили их с показателями тех же групп до начала эксперимента.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ применяемой методики
Полученные результаты в ходе исследования позволяют убедиться в следующем. Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств у пловцов 12 – 13 лет, было проведено контрольное тестирование обеих групп (ЭГ, КГ). Первый эксперимент (приложение А), и затем повторное контрольное тестирование (приложение Б).