Файл: Влияние плавания на развитие физических качеств у детей среднего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 14924

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости [14].

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 14-15 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела) [10].

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений [33].

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте [36].

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков - следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма [35].


Таким образом, развитие двигательных качеств во многом определяется функциональным созреванием таких физиологических систем организма, как дыхательная система и кровообращения, энергетического обеспечения мышечной работы и некоторых других функций организма.
1.3 Педагогические принципы и правила построения учебно- тренировочного процесса.
Педагогические принципы и методы обучения и воспитания направляются для формирования спортсменом его личности, которая была бы развита всесторонне. Система обучения, которая происходит много лет подчинена методическим закономерностям, которые определяются принципами, правилами и методами обучения, обязательными для овладения теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовкой. [21]

Структура, содержание и методы обучения и воспитания юного спортсмена должны изменяться на разных этапах многолетней подготовки в зависимости от задач, возраста, квалификации и физической подготовленности спортсмена. Учебно-тренировочный процесс в плавании проводится в соответствии с основными принципами педагогики физического воспитания: воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности, прикладной направленности, научности, сознательности, активности, доступности и индивидуализации, систематичности и наглядности. Достижение высоких результатов в спорте невозможно без воспитания у пловца навыков самоконтроля, самооценки, самоанализа, самонаблюдения.

Оздоровительная направленность учебно-тренировочных занятий плаванием в процессе подготовки выражается в однонаправленном росте спортивного мастерства и укрепления здоровья, физического развития, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма подростка.

Если нарушить данные принципы, то у юных пловцов могут возникнуть заболевания, что и к сожалению, зачастую может являться причиной прекращения карьеры.

Навык плавания жизненно необходим для человека любого возраста, и в этом его прикладная направленность. Каждый пловец должен уметь действовать в непредвиденной обстановке на воде: при сильной волне и течении, попадании под лед или в болото, борьбе с судорогой, владеть способами отдыха в воде.

В соответствии с принципом научности содержание, методы и организация учебно-тренировочного процесса должны быть научно обоснованы, то есть адекватны возрастным особенностям занимающихся и пригодны для решения задач на каждом этапе многолетней подготовки. [22]



Воспитание сознательности, активности и мотивационных основ поведения, занимающихся в процессе многолетней подготовки, идет через постановку конкретных целей и задач на ее разных этапах, соответствующих возрастным особенностям юных пловцов.

Систематичность. Основу этого принципа составляют регулярность и последовательность обучения, а также чередование нагрузок и отдыха через определенные промежутки времени.

Наглядным примером реализации принципа систематичности – регулярности и последовательности является планирование и программирование учебного процесса, составления обучающих программ. Наглядность имеет особое значение на первых этапах учебно-тренировочного процесса, где показ в сочетании с образным объяснением педагога вызывает у детей восприятия и ассоциации, помогающие успешному освоению задания.[23]

1.4 Возрастные особенности и этапы подготовки пловцов
Методика подготовки юных пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико- биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Для определения возрастных особенностей спортсменов в плавание целесообразно следовать следующей градации возрастов. (таблица 1)

Таблица 1-Градация возрастов среди девочек, девушек и мальчиков, юношей


Возраст

Девочки, девушки

Мальчики, юноши

Детский

7-10 лет

7-11 лет

Старший детский

11-12 лет

12-13 лет

Подростковый

13-14 лет

14-15 лет

Юношеский

15-16 лет

16-17 лет



В соответствии с известными закономерностями роста и развития двигательных и психологических способностей, многолетняя подготовка до момента, когда необходимо достичь совершенства, подразделяется на
несколько этапов.

Каждый этап имеет свои цели, в первую очередь определяемые особенностями развития и зрелости. Обычно предлагаются четыре этапа многолетней подготовки, которые являются основой для планирования тренировок юных пловцов [5].

Задачи этапа предварительной спортивной подготовки

  1. Определение основных морфологических критериев (например, тип телосложения, пропорции, рост, вес, плавучесть) и некоторых элементарных характеристик двигательных способностей к плаванию.

  2. Формирование устойчивого интереса к плаванию.

  3. Изучение базовых приемов плавания и различных двигательных навыков.

  4. Этап базовых целей обучения

  5. Задачи:

  6. Развитие общих двигательных способностей и функциональной основы плавания.

  7. Выявление наиболее одаренных юных пловцов по морфологическим критериям, показателям выносливости и тягового усилия общего и специфического характера.

  8. Совершенствование навыков технического плавания во всех гребках с постепенной специализацией не менее чем в двух гребках

  9. Формирование положительного отношения к регулярным тренировкам.

По мере роста пловцов сила тяги и скорость плавания во время тренировок должны увеличиваться. Этому способствует использование дополнительных сопротивлений (например, тормозов, лопаток). Несмотря на заметное увеличение аэробной способности и эффективности, способность выполнять тренировочные нагрузки на уровне максимального потребления кислорода и анаэробные способности очень ограничены по сравнению с пловцами старшего возраста.

Развитие анаэробных способностей достигается в основном за счет периодического использования тренировочных упражнений и ежегодного увеличения количества соревнований. Обширные объемы высокоскоростных интервальных тренировок на этой стадии многолетней подготовки очень часто сопровождаются симптомами стресса, такими как снижение общего и специфического иммунитета и более высокая, чем обычно, частота легких и серьезных заболеваний.

Этап специализации:

Девочки-пловцы обычно входят в эту стадию в возрасте 12-14 лет, тогда как мальчики, которые обычно отстают от девочек на 1-2 года из-за разницы в темпах созревания, вступают в этот этап в возрасте 13-15 лет. Готовность молодого пловца к повышенным тренировочным требованиям будет зависеть от его биологического возраста (уровня зрелости). Созревание влияет на морфологический рост, двигательные навыки и функциональное развитие. Продолжительность этого этапа – 3 - 4 года.


Цели этапа специализации:

Повышение общего функционального уровня и подготовки к максимальным тренировочным нагрузкам.

Совершенствовать технические и тактические навыки до автономного уровня. [26]

Развивать твердое принятие и устойчивую мотивацию к интенсивным тренировкам и полной приверженности плаванию.

На этом этапе многолетней подготовки подготовка пловцов должна стать еще более индивидуальной. Начиная с наступления полового созревания, объемы тренировок и их интенсивность могут увеличиваться неравномерно. В возрасте до 12-13 лет для девочек и 14-15 лет для мальчиков аэробные тренировки должны сопровождаться улучшением показателей в заплывах на короткие и длинные дистанции. Напротив, в более старшем возрасте аэробные тренировки оказывают прямое влияние на результаты плавания на длинные дистанции. Анаэробная сила, емкость и сила у подростков очень быстро растут вместе с увеличением мышечной массы.

Эти факторы влияют на плавание короткие и средние дистанции. Быстрый рост мышечной массы и запасов гликогена в сочетании с повышением секреции адреналина, норадреналина и половых гормонов создает оптимальный биологический фон для развития анаэробных способностей, максимальной мощности, специфической мышечной выносливости и скоростно-силовых способностей. Следовательно, обучение должно быть изменено, чтобы отразить эти изменения в развитии.

Увеличение объема анаэробных и силовых тренировок на этом этапе многолетней подготовки положительно влияет на развитие специальной работоспособности только в том случае, если пловец выполнил значительный объем аэробных тренировок на более ранних этапах. Высокий уровень аэробных возможностей - важная основа для развития мышечной выносливости и общей устойчивости к физическим нагрузкам.[24]

Общий объем тренировок в последний год этого этапа может достигать 1600-1900 км, включая 65-85% аэробного плавания, 15-30% смешанной гликолитической тренировки. Положительный перенос на плавание работоспособности, развиваемой при выполнении других видов физических упражнений (например, бега, лыжного спорта, гребли), уменьшается по мере продвижения этого этапа. Первичный стимул для развития специальных способностей к плаванию - плавание с хорошей техникой.