Файл: Влияние плавания на развитие физических качеств у детей среднего.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14923
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Верхнесинячихинский агропромышленный техникум»
Специальность 49.02.01.
Физическая культура
ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа
ДР49.02.01.2022.19 ВКР
Дипломная работа
Выполнил студент ___________ Мелкозеров Д.Л. «___» _________ 2023г. | Руководитель проекта _____________ Гусев И.А. «___» _________ 2023г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... ……4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………………………..
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста……………………………………………………………………………….......8
1.2 Морфофункциональные особенности детей 12-15 лет занимающихся плаванием……………………………………………………………………...………....12
1.3. Педагогические принципы и правила построения тренировочного процесса…………………………………………………………………………………..18
1.4 Возрастные особенности и этапы подготовки юных пловцов……………..20
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………………..
2.1 Задачи исследования…………………………………………………………..24
2.2 Методы исследования………………………………………………………...25
2.2.1 Теоретический анализ научной - методической литературы………….….25
2.2.2 Тестирование физической подготовленности……………………………..25
2.2.3 Педагогическое наблюдение………………………………………………..26
2.2.4 Педагогический эксперимент………………………………………………26
2.2.5 Методы математической статистики………………………………………27
2.3 Организация исследования………………………………………………...…28
2.4 Описание экспериментальной методики………………………………….…29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………
3.1 Анализ применяемой методики………………………………………………31
3.2 Результаты исследования……………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………….......40
Список используемой литературы……………………………………………….42
Приложение А……………………………………………………………………..46
Приложение Б……………………………………………………………………47
ВВЕДЕНИЕ
В связи с постоянным ростом соревнований и развитием новых методов обучения, необходимо постоянно оптимизировать систему подготовки пловцов, направленную на достижение повышенного уровня показателей физических качеств детей. [1]
Плавание - зрелищный вид спорта. Он привлекает своих поклонников, прежде всего, своим способом перемещения. Это предъявляет высокие требования как к технике, так и к тренировкам молодых спортсменов. [23]
Успех выступлений высококвалифицированных пловцов во многом зависит от целенаправленной работы с спортсменами, начиная с детства.
Результат в плавании в значительной степени определяется уровнем развития, выносливости, силы и скоростно-силовых качеств.
Развитие двигательных способностей и функционального потенциала юных спортсменов в процессе многолетних тренировок нельзя проводить в отрыве от развития умственных способностей и воспитания личностных качеств, влияющих на успех в спорте - трудолюбия, целеустремленности, воли к победе, уверенность в себе, осознанность.
Физические упражнения - незаменимый и главный фактор воспитания личности и психологических качеств юных спортсменов, которые ежедневно помещаются в условия, требующие преодоления умственных задач, вызванных возрастающими нагрузками на тренировках, в условиях соперничества со сверстниками на тренировках и соревнованиях,
Правильно организованные тренировки превращаются в процесс постоянного самообразования при четком изложении спортивной цели и осознании необходимости определенного самопожертвования и терпения. Каждый тренер должен знать, что без воспитания характера, без создания сильной мотивации для юных спортсменов тренировочный процесс не принесет ожидаемого эффекта.
Необходима цель воспитательной работы, которая должна быть реализована на всех этапах многолетнего обучения с учетом возрастных особенностей спортсмена.
В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении влияния занятий плаванием на развитие физических качеств детей среднего школьного возраста.
Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы
Инструктор физкультуры и спорта в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться настоящей инструкцией, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством физической культуры РФ, и осуществлять контроль над соблюдением занимающимися правил и инструкций по охране труда.
Инструктор физкультуры и спорта или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несут ответственность за сохранность жизни и здоровья занимающихся воспитанников.
Инструктор физкультуры и спорта должен знать: подготовленность и функциональные возможности каждого занимающегося; медицинскую группу, к которой занимающиеся отнесены по результатам медосмотра; занимающихся, освобождённых врачом от физических упражнений после болезни; отмечать занимающихся, отсутствующих на уроке.
Педагогический эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном учреждение «Физкультурно-спортивный центр» Муниципальное образование Алапаевское, Пгт. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская 17, корпус 1. Эксперимент проводился с 02.05.2023 по 26.05.2023.
Педагогический эксперимент создает возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование создаются экспериментатором.
Для проведения сравнительного эксперимента были выбраны дети в количестве 14 человек, в возрасте 12-13 лет, занимающихся спортивным плаванием. Испытуемые были разделены на две группы, экспериментальную - группа 1, контрольную - группа 2.
Цель исследования – выявить влияние занятий плаванием на развитие физических качеств детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс детей среднего школьного образования.
Предмет исследования – процесс развития физических качеств детей среднего школьного образования.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-
Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме. -
Проанализировать методику специальной физической подготовки в плавании. -
Разработать экспериментальную методику развития специальной физической подготовки детей 12-13 лет в плавании. -
Провести результаты исследования
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования:
-
теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; -
педагогическое наблюдение; -
-опрос (беседа), тестирование, педагогический эксперимент. -
фактический материал, полученный в ходе исследования, обработан с помощью методов математической статистики
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что выявление изменений в показателях физической подготовленности детей в течение учебного года позволит определить влияние занятий плаванием на развитие физических качеств детей.
Научная новизна заключается в получении новых данных о влиянии плавания на развитие физических качеств детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по выявлению влияния занятий плаванием на развитие физических качеств среднего школьного возраста.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
-
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется как наиболее сложный и противоречивый возраст. Его специфической особенностью является бурное биологическое (половое) созревание, определяющее не только биологическое, но и социальное становление школьников. В этот период часто наблюдается неадекватный характер реакций органов и структур в ответ на внешние воздействия, вызывающий соответствующие психофизиологические состояния. У подростков может наблюдаться снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода, рассогласование между кровообращением и дыханием, падение показателей физической работоспособности. По мере биологического созревания приобретаются новые свойства, связанные с интенсивным развитием анаэробно-гликолитического источника энергорепродукции. Под влиянием наследственных программ отчетливо проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками, а также различия в индивидуальных темпах созревания [29].
Рост и вес
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 12-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг [25].
Нервная система
Ребенок среднего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать. В этом возрасте активно формируется личность [38].