Файл: 1. вебквест как образовательная технология в обучении иностранному языку 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ




СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ВЕБ-КВЕСТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8

1.1. Понятие, классификация веб-квестов 8

Понятие квест-технологии зависит от ее содержания. В образовательном процессе выделяют следующие виды квест-технологий: Квест-технология с использованием приключенческой игры – решение поставленных педагогом задач учащиеся осуществляют в процессе передвижения, согласно сюжету. Сюжет игры может быть строго установленным или же иметь несколько возможных вариантов в зависимости от действия участников. Квест-технология, основанная на поиске – игра, основанная на историческом, мифическом или приключенческом реалистичном сюжете. Так же необходимо решать задачи, преодолевать трудности, находить решения. 8

Квест-технология, основанная на компьютерной игре-повествовании – технология, которая предусматривает поиск решения задач посредством прохождения компьютерной игры, имеющей определенный алгоритм. Прохождение квеста может осуществляться как одним игроком, так и несколькими в рамках одной игры, по общей сети. 8

Квест-технологии, содержащие комплекс заданий – предусматривают постепенное решение заданий, каждое решенное задание приносит игроку бонусы или баллы, а также возможность выполнения следующего задания. Квест-технология, основанная на интеллектуально-экстремальных видах игр на улицах города или за его пределами. Квест-технология, которая включает в себя веб-квест – самостоятельная поисковая деятельности, осуществляемая на просторах интернета, по заранее составленному маршруту. Образовательная квест-технология – содержит комплекс проблемных заданий, которые представлены в игровой форме, а их решение требует конкретных образовательных знаний. 8

Таким образом, квест-технология является своеобразной формой взаимодействия педагога и учащихся, направленной на формирование умений решать научные и учебные задачи через реализацию определенного сюжета. 9

Впервые квест-технология была предложена в США в 1995 году. Использование данной технологии показывает высокие результаты, допустимо применение, начиная со старшего дошкольного возраста. Квест-технологии направлены на формирование коммуникативных и информативных компетентностей учащихся, успешного овладения ими научными знаниями и умениями применять их на практики. Внедрение квеста в образовательный процесс может быть как кратковременным (на 1-2 занятие), так и долгосрочным (прохождение квеста в течение недели или месяца). 9

Образовательные квест-технологии предполагают выполнение детьми различных заданий, которые заставляют учащихся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации и на ее основании принимать дальнейшие решение. Кроме того, квест-технологии формируют умение работать в коллективе, принимать решения сообща, совместно находить решения и видеть конечный результат работы всей команды. 9

Использование квест-технологий, положительно сказывается не только на обучении и развитии учащихся, но «заставляет» педагога совершенствовать навыки творческого и аналитического мышления. Это связано с тем, что педагог в процессе создания и организации квеста необходимо по максимуму проявить все свои умения и навыки. Особенности и виды квест-технологий Квест-технологии в образовательном процессе имеют ряд особенностей: решение образовательных задач осуществляется через игровую и поисковую деятельности; в процессе прохождения квеста ребенок более раскрепощен и свободен в своих действиях, так как он чувствует поддержку со стороны товарищей или педагога; образовательная деятельность организуется в форме познавательной, поисковой или творческой игры; может быть как индивидуальным, так и групповым (коллективным). 9

Выделяют следующие виды квест-технологий в образовательном процессе: Линейный квест – задачи квеста решаются по цепочке, одна за другой. Штурмовой квест – для решения задачи участники используют подсказки и «вырабатывают» различные предположения и идеи для ее решения. Кольцевой квест – разновидность линейного, но в конце участники приходят к исходной точке, то есть весь маршрут проходит по кругу. В зависимости от типа образовательных задач различают квест-технологии следующих форм: создание плакатов, презентаций или рассказов по заданной теме; разработка планов или проектов, в соответствии с заданными условиями; трансформация полученной информации, ее обобщение и представление в конечном виде; разнообразные творческие работы (пьесы, стихи, песня, рисунок и т.д.); поиск и систематизация информации по заданной теме или проблематике; составление головоломки, истории, детектива и т.д. 10

В настоящее время существует два варианта структуры образовательной квест-технологии. 10

Вариант 1: Пролог – ознакомление участников с сюжетом квеста, распределение ролей. Экспозиция – выполнение заданий, прохождение этапов, разрешение ситуаций и решение задач. Эпилог – подведение итогов, выделение наиболее активных участников, награждение. 10

Вариант 2: Введение – вступительное слово педагога, постановка цели, распределение ролей, составление предварительного плана работы, общий обзор квеста. Задание – четкая постановка задания, оно должно быть понятно всем участникам квеста, выполнимо. Обозначение ожидаемого конечного результата. Ресурсы – список ресурсов, которые могут оказать помощь в прохождении квеста (решении заданий). Процесс работы – описание всей процедуры работы, которую должен выполнить каждый участник для успешного прохождения квеста. Оценка – описание по каким критериям и параметрам будет оцениваться прохождение квеста, решение образовательных задач. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом. 10

Веб-квест - это исследовательская деятельность, в которой вся информация представлена ​​с использованием веб-технологий. Веб-квест - ролевая игра. Ученики анализируют информацию, трансформируют ее, а затем демонстрируют знание материала в форме, которая побуждает участников игры обсуждать ее. 11

Обучающий веб-квест - (webquest) - проблемное задание с элементами ролевой игры, для которой используются информационные ресурсы Интернета. 11

При организации работы над веб-квестами реализуются следующие цели и задачи: 11

-Обучающие - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности студентов, выявление умений и навыков для самостоятельной работы над темой. 11

-Развивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения студентов; формирование навыков научной деятельности, публичных выступлений, самостоятельной работы с литературой и интернет-ресурсами; расширение кругозора, эрудиция. 11

-Обучающие - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы. 11

1.2. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей в процессе обучения иностранной речи у обучающихся на средней ступени 16

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ 27

2.1. Использование веб-квеста как формы контроля усвоенных знаний 27

2.2. Страноведеческие и лингвострановедческие квесты как средство развития творческих способностей в процессе обучения иностранной речи 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 85




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В условиях начальной школы создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет творческих способностей, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.

Как известно, любой язык представлен фонетическим, лексическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение школьников фонетическому, лексическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения иностранному языку является для них основополагающим.

Современное состояние проблемы. Вопросы обучения иностранному языку в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам рассматривались в работах многих исследователей, таких как Зимняя И.А., Беляев Б.В., Бухбиндер В. А.

Методологической основой данной работы послужили исследования таких ученых, методистов как Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Рогова Г.В., Верещагина И.Н.

В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в основном общем образование, вопросы обучения иностранному языку затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до сих пор не было специальных теоретических исследований, посвященных формированию творческих способностей у школьников, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.

Из сказанного следует, что проблема использования квест-технологии как средства развития творческих способностей является одной из самых актуальных и сложных проблем при обучении иностранному языку в школе.

Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, творческие способности, как
было сказано выше, является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку. Во-вторых, используемые в школе УМК, в частности речь идет об УМК «Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate» содержат недостаточное количество веб-квестов, направленных на развитие творческих способностей, для того, чтобы в полной мере усвоить новые лексические единицы. В-третьих, лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ, а использование современных методов и приемов способствует лучшему усвоению лексического материала учащимися. В-четвертых, типичные ошибки экзаменуемых прошлых лет в основном связаны с недостаточным лексическим навыком, что диктует необходимость развития творческих способностей на протяжении всех лет обучения для подготовки к итоговому контролю в 9-х и 11-х классах, то есть к ОГЭ и ЕГЭ, тем самым подтверждая актуальность данного исследования.

Цель исследования – обосновать использование квест-технологии как средства развития творческих способностей в процессе обучения иностранной речи у обучающихся на средней ступени.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть веб-квест как образовательная технология в обучении иностранному языку;

- разработать методику использования квест-технологии как средства развития творческих способностей в процессе обучения иностранной речи у обучающихся на средней ступени.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку средних школьников.

Предмет исследования – тестовый контроль как способ и прием использования квест-технологии у учащихся основной школы с использованием социальных сервисов Web 2.0.

В соответствии с характером поставленных задач и с учетом специфики проблемы использовались следующие методы исследования: критический анализ научной и методической литературы по проблеме, реферирование, конспектирование, анализ, обобщение, наблюдение, эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут найти применение в процессе обучения лексической стороне речи английского языка в основной школе.


Методы исследования - анализ литературы по данной теме, анализ УМК Solutions Intermediate (2-nd edition), разработка дополнительных приемов для правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации, а также апробация разработанных приемов.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1. ВЕБ-КВЕСТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие, классификация веб-квестов
Понятие квест-технологии зависит от ее содержания. В образовательном процессе выделяют следующие виды квест-технологий: Квест-технология с использованием приключенческой игры – решение поставленных педагогом задач учащиеся осуществляют в процессе передвижения, согласно сюжету. Сюжет игры может быть строго установленным или же иметь несколько возможных вариантов в зависимости от действия участников. Квест-технология, основанная на поиске – игра, основанная на историческом, мифическом или приключенческом реалистичном сюжете. Так же необходимо решать задачи, преодолевать трудности, находить решения.

Квест-технология, основанная на компьютерной игре-повествовании – технология, которая предусматривает поиск решения задач посредством прохождения компьютерной игры, имеющей определенный алгоритм. Прохождение квеста может осуществляться как одним игроком, так и несколькими в рамках одной игры, по общей сети1.

Квест-технологии, содержащие комплекс заданий – предусматривают постепенное решение заданий, каждое решенное задание приносит игроку бонусы или баллы, а также возможность выполнения следующего задания. Квест-технология, основанная на интеллектуально-экстремальных видах игр на улицах города или за его пределами. Квест-технология, которая включает в себя веб-квест – самостоятельная поисковая деятельности, осуществляемая на просторах интернета, по заранее составленному маршруту. Образовательная квест-технология – содержит комплекс проблемных заданий, которые представлены в игровой форме, а их решение требует конкретных образовательных знаний.

Таким образом, квест-технология является своеобразной формой взаимодействия педагога и учащихся, направленной на формирование умений решать научные и учебные задачи через реализацию определенного сюжета.