Файл: 1. вебквест как образовательная технология в обучении иностранному языку 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1320

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(a double-decker tram)

18. Where are the British monarchs crowned:

a) St Paul’s Cathedral

b) Buckingham Palace

c) Westminster Abbey (V)

19. What is the other name of Big Ben in London? ____________________

(St Stephen’s Tower)

20. What does the Old English word «morrow» mean in Modern English:

a) day (V)

b) night

c) evening

Результаты, полученные в процессе первичного тестирования, направленного на выявление уровня сформированности лингвострановедческой компетенции учащихся (экспериментальная и контролирующая группы) на констатирующем этапе опытно-практической работы, представлены в диаграмме 2: где 1 – высокий, 2 – средний, 3 – низкий уровень. Результаты тестирования показали, что уровень сформированности лингвострановедческой компетенции обеих подгрупп примерно одинаковый, но недостаточный для полной реализации цели обучения английскому языку.

Естественно, что формирование лингвострановедческой компетенции должно включать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.

В качестве доминирующих источников получения информации, наряду с другими дидактическими средствами, считаю обучающее видео и учебный текст, которые, как показывает практика, содержат большой пласт фоновой и безэквивалентной лексики, которая включает в себя представления о культуре, традициях, и обычаях.

В процессе опытно-практической деятельности была организована систематическая работа с текстовым материалом для чтения. Используемые тексты были отобраны как из учебно-методического комплекта (под ред. В.П. Кузовлева), так и из дополнительных источников (в основном журнал Speak Out за 2013, 2014, 2017, 2018 года, аутентичные статьи британского журнала The Guardian). Аудио- и видеоматериал предоставлен ресурсами Интернет (в основном сайты www.britishcouncil.com, www.timeforkids.com/news, www.kidshealth.org/healthsurvey).

Следует отметить, что особо часто используется обучающее видео, что делает английский язык более интересным и привлекательным для изучения; вносит огромное разнообразие в стандартный урок английского языка. При их отборе учитывается лингвострановедческая ценность материала, принцип доступности, логики изложения, а также связь с уже изученным лингвистическим материалом. Также были спланированы занятия по работе с пословицами и фразеологическими оборотами, которые являются хранилищем национальной информации.

Суммируя все выше сказанное, при обучении английскому языку идет процесс ознакомления с иностранной культурой и бытом таких англоязычных стран как Великобритания и Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Причем следует отметить, что зачастую работа с такими странами, как Канада, Новая Зеландия и Австралия, ведется поверхностно, т.е. носит исключительно касательный характер (а применительно к УМК под ред. В.П. Кузовлева такая информация вовсе отсутствует). Содержание страноведческих материалов содержит определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о различных организациях стран изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета.


Изучение культуры, истории, реалий и традиций способствует воспитанию толерантного отношения к английскому языку, культуре народа-носителя данного языка, происходит постоянное сравнение элементов культуры и быта родной страны и стран изучаемого языка, формируется понятие о роли языка как элемента культуры народа и о потребности пользоваться им как средством общения.

В результате трех последних лет активного использования дополнительного страноведческого материала на уроке английского языка с целью формирования лингвострановедческой компетенции, мы пришли к следующим выводам.

Изучение англоязычных стран с привлечением интересного и актуального дополнительного материала формирует устойчивую положительную мотивацию учащихся для дальнейшей работы с языком.

Как следствие, повышение интереса к предмету оказывает благотворное влияние на качество знаний обучающихся. Также примечательно, что с каждым годом показатели уровня сформированности лингвострановедческой компетенции учащихся по окончании среднего звена становились выше предыдущих. Это говорит о том, что чем раньше начать привлекать дополнительный страноведческий материал, тем быстрее для самих себя учащиеся поймут важность изучения английского языка.

Кроме высокого качества знаний в рамках образовательного учреждения, положительным результатом работы можно считать высокие показатели учащихся на муниципальных и областных олимпиадах, где они стабильно являются победителями и призерами.

Нам удалось подтвердить то обстоятельство, что овладение учащимися лингвострановедческой компетенцией обеспечивает:

-качественное владение английским языком;

-расширение мировоззренческих и общекультурных знаний;

-развитие широкого кругозора, толерантности, навыков сосуществования с другими людьми, собственного культурного самосознания;

Все это и многое другое дает право полагать, что использование лингвострановедческого материала на уроках английского языка вносит разнообразие в уроки, мотивирует учащихся к дальнейшему изучению языка, самостоятельному поиску информации о культуре чужого народа, формирует реальную действительность, положительно влияет на качество знаний детей, а самое главное – воспитывает в ребенке человека знающего, компетентного и разносторонне развитого.

На сегодняшний день процесс обучения иностранному языку считаем необходимым направлять на развитие у учащихся умения практически пользоваться реальным

, живым языком, который призван обучать не манипулированию языковыми средствами, а осознанному соотнесению этих структур с их коммуникативными функциями. В этом смысле использование страноведческой информации на своих уроках носит обязательный характер.

В связи с этим можно сделать вывод, что использование грамотно подобранного страноведческого материала и соответствующих заданий с целью лучшей активизации и закрепления страноведческих и культурологических единиц, способствует успешному формированию лингвострановедческой компетенции учащихся, а также проявления адекватного толерантного отношения к культурам и явлениям стран изучаемого языка.

Результатами работы могут послужить подборка оригинального и адаптированного текстового, аудио- и видеоматериала, разработанный мной комплекс веб-квестов, оформление дидактического пособия по станам «Австралия и Новая Зеландия», а также контрольно-измерительные материалы в виде теста, контрольных и итоговых работ. Все это будет приемлемо для учителей-практиков при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе в рамках нового ведущего направления – лингвострановедения.

В дальнейшем считаем наиболее приоритетными следующие направления своей деятельности:

-продолжить составлять базу аутентичных печатных, аудио- и видеоматериалов лингвострановедческого характера;

-перенести использование лингвострановедческого материала на уроках английского языка в старшее звено (10-11 классы). В связи с чем, мной будет пересмотрена и составлена рабочая программа с учетом встраивания в нее дополнительного лингвострановедческого материала.

-самостоятельное совершенствование лингвострановедческой компетенции учащимися средней общеобразовательной школы и собственной компетенции как учителя в данном вопросе. Образ учителя, свободно общающегося на иностранном языке, понимающего особенности интерпретации культурных ценностей является главным фактором воспитания школьников, способных жить и учиться в мировом пространстве.

Итоги экспериментального исследования позволили сделать следующий вывод: использование квест-технологии как средства развития творческих способностей на уроке английского языка, способствует быстрому и легкому усвоению учебного материала, развивает память учащихся, настраивает на активную работу, что повышает интерес у учащихся к предмету. Следовательно, использование данных средств обучения, повышает эффективность учебного процесса в целом.


Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при использовании квест-технологии как средства развития творческих способностей успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, лексическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.

Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, организация тестового контроля уровня сформированности творческих способностей у учащихся основной школы с использованием социальных сервисов Web 2.0 раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения английским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Изучив теоретические аспекты заданной темы, и проведя практический анализ, автор пришел к следующим выводам.

В настоящее время существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. В государственных нормативных документах, таких как «Национальная доктрина образования в Российской федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» постоянно отмечается необходимость подготовки специалистов, способных к непрерывному профессиональному росту, мобильности и обладающими конкурентоспособными знаниями и умениями, свободно владеющими иностранным языком, знающими культуру и традиции европейских стран. Именно поэтому возросла необходимость введения в образовательный процесс лингвострановедческого аспекта, который из вспомогательного и иллюстрирующего фактора преобразуется в один из базовых приоритетов.

Обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды. В связи с этим очевидно, что учащимся сложно освоить те или иные языковые явления, тем более такие, которые касаются страноведческого аспекта. А если и могут, то зачастую работа по изучению и освоению реалий и фоновой лексики просто не ведется.

Основная задача любой системы образования - реализация социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества.

В конце XX в. в России произошла революция в методиках (или концепциях) преподавания иностранных языков. Среди них получила широкое распространение лингвострановедческая концепция.

В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано со страноведческими знаниями. Это, прежде всего, связано с общепринятой необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных сферах человеческой деятельности, поскольку без знания страноведческого фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.