Файл: 1. вебквест как образовательная технология в обучении иностранному языку 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1321
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей в процессе обучения иностранной речи у обучающихся на средней ступени
Творческая деятельность – это одна из форм деятельности человека или целого коллектива, подразумевающая создание чего-то абсолютно нового, не существовавшего ранее. Стимулом к началу творческой деятельности выступает проблемная ситуация, которая не может быть разрешена традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартных гипотез, вычленения необычных взаимосвязей между элементами проблемной ситуации, привлечения не явно связанных элементов и установления между ними новых типов взаимозависимостей. Предпосылками творческой деятельности можно считать: гибкий ум, то есть способность варьировать свои решения; критичность взглядов – способность отказываться от непродуктивных стратегий; способность сближать и сцеплять понятия; цельность восприятия.
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, средств и приемов, представляющих собой функционирующую систему, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и качества получаемых научных знаний5.
Функциональность информационно-коммуникационных технологий проявляется в следующих сферах:
-Научно-исследовательская сфера – технологии направлены на разработку и создание новых концепций и моделей обучения, принципов их эффективного построения и выявления условий успешного функционирования.
Педагогическая практика – технологии направлены на реализацию информационно-коммуникационных концепций, основных принципов их построения, с целью выявления наиболее эффективных условий функционирования.
Основным механизмом развития и последующего функционирования информационно-коммуникационных технологий являются активная деятельность педагога и учащихся, направленная на решение конкретных информационно-коммуникационных целей.
В настоящее время необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс во многом обусловлена низкими показателями успеваемости среди учащихся (по результатам ОГЭ и ЕГЭ), а также переходом на новые стандарты обучения. Современное российское образование переходит на европейские стандарты, что естественно требует и внедрения новых, более совершенных методов и способов обучения. Данные требования в полной мере могут быть удовлетворены посредством внедрения в образовательный процесс современным информационно-коммуникационных технологий
6.
Информационно-коммуникационная технология в рамках образовательного процесса рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны – это совокупность специально подобранных педагогом методов, средств и приёмов, которые направлены на эффективную подачу учебной информации с целью успешного усвоения учащимися. С другой стороны – это наука, которая рассматривает способы воздействия педагога на учащегося посредством использования разнообразных информационных и технических средств. Все методы и средства обучения, в рамках информационно-коммуникационной технологии находятся в тесной взаимообусловленности и взаимосвязи друг с другом.
Таким образом, любая информационно-коммуникационная технология – это система, включающая в себя следующие структурные составляющие: цель обучения, содержание, средства, организацию учебного процесса, участников процесса (педагог и учащиеся), итоговые результаты. Современная педагогическая наука и практика имеют достаточно обширный арсенал информационно-коммуникационных технологий, которые показали свою эффективность при внедрении в образовательный процесс. Задача педагога заключается только лишь в том, чтобы подобрать наиболее оптимальную технологию, которая покажет высокие результаты при внедрении в образовательный процесс. При необходимости допустимо адаптировать технологию под конкретные условия7.
Процесс внедрения информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс требует от педагога ее тщательного изучения и последующего соблюдения ряда условий:
-Особенности и специфика технологии, уровень ее изученность и применения.
-Место и роль каждой конкретной технологии в воспитании и обучении.
-Совместимость уровня способностей учащихся и их познавательной активности с внедряемой технологией.
-Наполнение технологии (содержание).
-Соотношение предлагаемого в учебнике содержания учебного материала с тем «минимаксом», который является необходимым для достижения достаточного уровня знаний и умений.
-Значимость поставленных целей и задач учебного занятия.
-Соотношение количества самостоятельной и коллективной работы в процессе урока.
-Наличие связи между содержанием всех учебных занятий в рамках технологии.
-Разнообразие типов и форм уроков в информационно-коммуникационной технологии.
-Оптимальность набора методов, средств и приемов обучения, которые являются характерными для выбранной технологии.
Таким образом, все указанные элементы технологии являются основой для выбора наиболее оптимальной и успешной информационно-коммуникационной технологии.
Процесс внедрения информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс предусматривает наличие обязательных этапов:
Организационно-подготовительный этап. На данном этапе предполагается: наличие инициатора или же инициативной группы, которые желают внедрить информационно-коммуникационные технологии в современный образовательный процесс; осуществление работы по изучению теоретической сущности вопроса и реальной практики его решения в информационно-коммуникационных учреждениях; подготовка всей необходимой документации для внедрения технологии.
Ознакомительный этап, включает в себя выполнение следующих работ: детальное изучение технологии, используемых в ней методов и приемов работы с учащимися; ознакомление с опытом внедрения технологии в образовательный процесс, возможные проблемы ее организации, нюансы и особенности; написание планов предстоящей информационно-коммуникационной технологии в рамках предстоящего внедрения. Данная работа предусматривает процесс самообразования педагога, составление плана работы над технологией; указание сроков проведения технологии, в зависимости от класса, темы, наличия необходимых средств, методического и технического оснащения и т.д.
Исполнительский этап – внедрение технологии в образовательный процесс, апробация технологии на учебных занятиях, внеклассной и внеурочной работе. Контрольный этап – посещение учебных занятий других педагогов, внедряющих аналогичную технологию в образовательный процесс, сравнение полученные результатов, их анализ.
Итоговый этап – подведение итогов внедрения технологии, определение и анализ полученных результатов, фиксация изменения, коррекция с учетом особенностей работы информационно-коммуникационной организации и педагога Обобщение собственного опыта – соотнесение тех результатов, которые были получены по итогам внедрения технологии в образовательный процесс, с теми, которые предполагалось получить. Определение уровня достижения информационно-коммуникационной цели8.
Современные сетевые объекты предоставляют нам возможность и требуют от нас постоянной практики в классификации. Кроме того, сетевые службы позволяют наблюдать и анализировать, как другие люди и группы людей классифицируют объекты, с которыми они работают в сети. Нам не нужно задавать людям вопросы и просить их выразить свое отношение к той или иной концепции, тому или иному человеку. Всякий раз, когда пользователь современных социальных служб помещает информационный объект в сеть (закладка, сообщение, фото, видео или аудио), система предлагает ему отметить этот объект одним или несколькими ярлыками.
Постоянные простые движения, которые они создают, новые блоки знаний и метки, которые они отмечают, создают для изучения благоприятной среды для привлечения учеников и школьников к поиску и исследовательской деятельности нового типа при изучении, поиске, написании текстов и классификации различных цифровых текст описания объектов - это единая повседневная деятельность. Поиск или письмо - нам нужно подумать о том, как мы позже найдем этот документ. Скорее, нам больше не нужно об этом думать, если мы в нашей повседневной культуре разработали привычку маркировать и классифицировать себя.
Механизм маркировки гипертекстовых документов с использованием тегов на основе тегов получил широкое распространение благодаря способности использовать ссылки на ресурсы, созданные пользователями социальных служб, таких как del.ici.ous или Flickr. В вики-среде тегирование разметки принимает исключительное значение, поскольку оно также становится одним из основных механизмов навигации. В связи с этим возникает вопрос о необходимости найти разумный баланс между субъективным характером тегов (до сих пор одним из наиболее часто используемых тегов Фликры является «я») и необходимость введения какой-то системы и порядка в довольно аморфной структуре среды вики. Такой баланс или система тегов, созданная в результате совместных усилий сетевого сообщества по-своему и развитая в результате уникального опыта и языка от подачи Томаса Вандера Валя, стала называться народно-демографической9.
По мере увеличения количества статей и участников для удобства классификации существующих статей был разработан механизм категории. Категории - теги, теги или ключевые слова, с которыми мы отмечаем материалы. Теги могут быть размещены на разных объектах - статьях, фотографиях, изображениях, медиафайлах, шаблонах. В MediaWiki вы можете даже поместить теги категорий в другие теги. Из-за механизма вложенных категорий весь гипертекст использует черты иерархической структуры. Категории используются для упрощения поиска и консолидации объектов по категории объектов. Например, мы можем выбрать все статьи, относящиеся к определенному географическому району с меткой Хабаровского края, или статьи об объектах из определенной области знаний в категории информационных технологий.
Процедура маркировки или присвоения категории не нужна, но она может значительно ускорить и облегчить поиск материалов в коллективном гипертексте. Категории могут помочь вам найти партнеров, которые являются соавторами, которые живут рядом с вами или пишут похожие темы. Желательно, чтобы каждая страница в MediaWiki была включена как минимум в одну категорию. Это делается для облегчения поиска и создания дополнительных ссылок между статьями энциклопедии. Категории добавляются в статью в самом конце текста. Каждая категория добавляется в отдельную строку. В MediaWiki, чтобы отметить объект, вам нужно написать Category: Category_Name и добавить слово в две квадратные скобки. Когда пользователи присоединяют одни и те же крючки ко многим статьям в MediaWiki, становится возможным вытащить все эти настройки и использовать. Значительная разница между категориями и метками заключается в том, что категории можно классифицировать как категории верхнего уровня
10.
Категорий, с которыми отмечена статья, может быть много. Категории никак не влияют на название статьи. Название статьи, независимо от категорий, должно быть уникальным. Среда WikiWiki позволяет включать любые страницы в Annals.
В то же время автор должен знать, к какой категории принадлежит страница, которую он вносит в хронику. Использование категорий помогает соавторам хроники следить за действиями друг друга и объединять их усилия в рамках общей темы.
По мере продвижения проекта количество категорий тегов, которые участники отмечают своими статьями и изображениями, выросло пропорционально материалу, входящему в энциклопедию. Список категорий, существующих в Хронике в настоящее время, может быть представлен графически в виде облака тегов. В настоящее время в проекте «Хроника» зарегистрировано более 3000 участников, многие из которых постоянно участвуют в обновлении коллективной энциклопедии новыми статьями, в редактировании и классификации существующих статей.
Теперь мы можем перейти к проектам, в которых участники изучают навыки коллективной классификации. Можно представить категории, созданные внутри MediaWiki, как в виде облака, так и в виде дерева. Чтобы наблюдать за классификационной деятельностью в виде растущего дерева внутри MediaWiki, существуют специальные инструменты, основанные на графическом пакете GraphViz11
Знакомство с лексикой с помощью Интернета может осуществляться непосредственно на уроке, если в офисе иностранного языка есть компьютеры и они подключены к локальной сети. Если такой возможности нет, то точно, что теперь в каждой школе есть как минимум один компьютер, подключенный к Интернету и мультимедийный проектор. Через него вы можете отображать как изображения, так и лексические единицы.
С целью создания ЛВС учитель использует Интернет для обучения учеников в сочетании ЛЕ. Приведем пример для разработки этой операции. Например, учащимся предлагается:
- коррелировать изображения с ЛЕ;
- написать предложение из этих слов;
- заполнить пробелы в предложениях.
Интернет также позволяет интенсифицировать процесс обучения лексики на основе учеников, выполняющих разные, но равные задачи. Приведем примеры веб-квестов для использования ЛЕ в речевой деятельности:
Творческая деятельность – это одна из форм деятельности человека или целого коллектива, подразумевающая создание чего-то абсолютно нового, не существовавшего ранее. Стимулом к началу творческой деятельности выступает проблемная ситуация, которая не может быть разрешена традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартных гипотез, вычленения необычных взаимосвязей между элементами проблемной ситуации, привлечения не явно связанных элементов и установления между ними новых типов взаимозависимостей. Предпосылками творческой деятельности можно считать: гибкий ум, то есть способность варьировать свои решения; критичность взглядов – способность отказываться от непродуктивных стратегий; способность сближать и сцеплять понятия; цельность восприятия.
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, средств и приемов, представляющих собой функционирующую систему, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и качества получаемых научных знаний5.
Функциональность информационно-коммуникационных технологий проявляется в следующих сферах:
-Научно-исследовательская сфера – технологии направлены на разработку и создание новых концепций и моделей обучения, принципов их эффективного построения и выявления условий успешного функционирования.
Педагогическая практика – технологии направлены на реализацию информационно-коммуникационных концепций, основных принципов их построения, с целью выявления наиболее эффективных условий функционирования.
Основным механизмом развития и последующего функционирования информационно-коммуникационных технологий являются активная деятельность педагога и учащихся, направленная на решение конкретных информационно-коммуникационных целей.
В настоящее время необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс во многом обусловлена низкими показателями успеваемости среди учащихся (по результатам ОГЭ и ЕГЭ), а также переходом на новые стандарты обучения. Современное российское образование переходит на европейские стандарты, что естественно требует и внедрения новых, более совершенных методов и способов обучения. Данные требования в полной мере могут быть удовлетворены посредством внедрения в образовательный процесс современным информационно-коммуникационных технологий
6.
Информационно-коммуникационная технология в рамках образовательного процесса рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны – это совокупность специально подобранных педагогом методов, средств и приёмов, которые направлены на эффективную подачу учебной информации с целью успешного усвоения учащимися. С другой стороны – это наука, которая рассматривает способы воздействия педагога на учащегося посредством использования разнообразных информационных и технических средств. Все методы и средства обучения, в рамках информационно-коммуникационной технологии находятся в тесной взаимообусловленности и взаимосвязи друг с другом.
Таким образом, любая информационно-коммуникационная технология – это система, включающая в себя следующие структурные составляющие: цель обучения, содержание, средства, организацию учебного процесса, участников процесса (педагог и учащиеся), итоговые результаты. Современная педагогическая наука и практика имеют достаточно обширный арсенал информационно-коммуникационных технологий, которые показали свою эффективность при внедрении в образовательный процесс. Задача педагога заключается только лишь в том, чтобы подобрать наиболее оптимальную технологию, которая покажет высокие результаты при внедрении в образовательный процесс. При необходимости допустимо адаптировать технологию под конкретные условия7.
Процесс внедрения информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс требует от педагога ее тщательного изучения и последующего соблюдения ряда условий:
-Особенности и специфика технологии, уровень ее изученность и применения.
-Место и роль каждой конкретной технологии в воспитании и обучении.
-Совместимость уровня способностей учащихся и их познавательной активности с внедряемой технологией.
-Наполнение технологии (содержание).
-Соотношение предлагаемого в учебнике содержания учебного материала с тем «минимаксом», который является необходимым для достижения достаточного уровня знаний и умений.
-Значимость поставленных целей и задач учебного занятия.
-Соотношение количества самостоятельной и коллективной работы в процессе урока.
-Наличие связи между содержанием всех учебных занятий в рамках технологии.
-Разнообразие типов и форм уроков в информационно-коммуникационной технологии.
-Оптимальность набора методов, средств и приемов обучения, которые являются характерными для выбранной технологии.
Таким образом, все указанные элементы технологии являются основой для выбора наиболее оптимальной и успешной информационно-коммуникационной технологии.
Процесс внедрения информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс предусматривает наличие обязательных этапов:
Организационно-подготовительный этап. На данном этапе предполагается: наличие инициатора или же инициативной группы, которые желают внедрить информационно-коммуникационные технологии в современный образовательный процесс; осуществление работы по изучению теоретической сущности вопроса и реальной практики его решения в информационно-коммуникационных учреждениях; подготовка всей необходимой документации для внедрения технологии.
Ознакомительный этап, включает в себя выполнение следующих работ: детальное изучение технологии, используемых в ней методов и приемов работы с учащимися; ознакомление с опытом внедрения технологии в образовательный процесс, возможные проблемы ее организации, нюансы и особенности; написание планов предстоящей информационно-коммуникационной технологии в рамках предстоящего внедрения. Данная работа предусматривает процесс самообразования педагога, составление плана работы над технологией; указание сроков проведения технологии, в зависимости от класса, темы, наличия необходимых средств, методического и технического оснащения и т.д.
Исполнительский этап – внедрение технологии в образовательный процесс, апробация технологии на учебных занятиях, внеклассной и внеурочной работе. Контрольный этап – посещение учебных занятий других педагогов, внедряющих аналогичную технологию в образовательный процесс, сравнение полученные результатов, их анализ.
Итоговый этап – подведение итогов внедрения технологии, определение и анализ полученных результатов, фиксация изменения, коррекция с учетом особенностей работы информационно-коммуникационной организации и педагога Обобщение собственного опыта – соотнесение тех результатов, которые были получены по итогам внедрения технологии в образовательный процесс, с теми, которые предполагалось получить. Определение уровня достижения информационно-коммуникационной цели8.
Современные сетевые объекты предоставляют нам возможность и требуют от нас постоянной практики в классификации. Кроме того, сетевые службы позволяют наблюдать и анализировать, как другие люди и группы людей классифицируют объекты, с которыми они работают в сети. Нам не нужно задавать людям вопросы и просить их выразить свое отношение к той или иной концепции, тому или иному человеку. Всякий раз, когда пользователь современных социальных служб помещает информационный объект в сеть (закладка, сообщение, фото, видео или аудио), система предлагает ему отметить этот объект одним или несколькими ярлыками.
Постоянные простые движения, которые они создают, новые блоки знаний и метки, которые они отмечают, создают для изучения благоприятной среды для привлечения учеников и школьников к поиску и исследовательской деятельности нового типа при изучении, поиске, написании текстов и классификации различных цифровых текст описания объектов - это единая повседневная деятельность. Поиск или письмо - нам нужно подумать о том, как мы позже найдем этот документ. Скорее, нам больше не нужно об этом думать, если мы в нашей повседневной культуре разработали привычку маркировать и классифицировать себя.
Механизм маркировки гипертекстовых документов с использованием тегов на основе тегов получил широкое распространение благодаря способности использовать ссылки на ресурсы, созданные пользователями социальных служб, таких как del.ici.ous или Flickr. В вики-среде тегирование разметки принимает исключительное значение, поскольку оно также становится одним из основных механизмов навигации. В связи с этим возникает вопрос о необходимости найти разумный баланс между субъективным характером тегов (до сих пор одним из наиболее часто используемых тегов Фликры является «я») и необходимость введения какой-то системы и порядка в довольно аморфной структуре среды вики. Такой баланс или система тегов, созданная в результате совместных усилий сетевого сообщества по-своему и развитая в результате уникального опыта и языка от подачи Томаса Вандера Валя, стала называться народно-демографической9.
По мере увеличения количества статей и участников для удобства классификации существующих статей был разработан механизм категории. Категории - теги, теги или ключевые слова, с которыми мы отмечаем материалы. Теги могут быть размещены на разных объектах - статьях, фотографиях, изображениях, медиафайлах, шаблонах. В MediaWiki вы можете даже поместить теги категорий в другие теги. Из-за механизма вложенных категорий весь гипертекст использует черты иерархической структуры. Категории используются для упрощения поиска и консолидации объектов по категории объектов. Например, мы можем выбрать все статьи, относящиеся к определенному географическому району с меткой Хабаровского края, или статьи об объектах из определенной области знаний в категории информационных технологий.
Процедура маркировки или присвоения категории не нужна, но она может значительно ускорить и облегчить поиск материалов в коллективном гипертексте. Категории могут помочь вам найти партнеров, которые являются соавторами, которые живут рядом с вами или пишут похожие темы. Желательно, чтобы каждая страница в MediaWiki была включена как минимум в одну категорию. Это делается для облегчения поиска и создания дополнительных ссылок между статьями энциклопедии. Категории добавляются в статью в самом конце текста. Каждая категория добавляется в отдельную строку. В MediaWiki, чтобы отметить объект, вам нужно написать Category: Category_Name и добавить слово в две квадратные скобки. Когда пользователи присоединяют одни и те же крючки ко многим статьям в MediaWiki, становится возможным вытащить все эти настройки и использовать. Значительная разница между категориями и метками заключается в том, что категории можно классифицировать как категории верхнего уровня
10.
Категорий, с которыми отмечена статья, может быть много. Категории никак не влияют на название статьи. Название статьи, независимо от категорий, должно быть уникальным. Среда WikiWiki позволяет включать любые страницы в Annals.
В то же время автор должен знать, к какой категории принадлежит страница, которую он вносит в хронику. Использование категорий помогает соавторам хроники следить за действиями друг друга и объединять их усилия в рамках общей темы.
По мере продвижения проекта количество категорий тегов, которые участники отмечают своими статьями и изображениями, выросло пропорционально материалу, входящему в энциклопедию. Список категорий, существующих в Хронике в настоящее время, может быть представлен графически в виде облака тегов. В настоящее время в проекте «Хроника» зарегистрировано более 3000 участников, многие из которых постоянно участвуют в обновлении коллективной энциклопедии новыми статьями, в редактировании и классификации существующих статей.
Теперь мы можем перейти к проектам, в которых участники изучают навыки коллективной классификации. Можно представить категории, созданные внутри MediaWiki, как в виде облака, так и в виде дерева. Чтобы наблюдать за классификационной деятельностью в виде растущего дерева внутри MediaWiki, существуют специальные инструменты, основанные на графическом пакете GraphViz11
Знакомство с лексикой с помощью Интернета может осуществляться непосредственно на уроке, если в офисе иностранного языка есть компьютеры и они подключены к локальной сети. Если такой возможности нет, то точно, что теперь в каждой школе есть как минимум один компьютер, подключенный к Интернету и мультимедийный проектор. Через него вы можете отображать как изображения, так и лексические единицы.
С целью создания ЛВС учитель использует Интернет для обучения учеников в сочетании ЛЕ. Приведем пример для разработки этой операции. Например, учащимся предлагается:
- коррелировать изображения с ЛЕ;
- написать предложение из этих слов;
- заполнить пробелы в предложениях.
Интернет также позволяет интенсифицировать процесс обучения лексики на основе учеников, выполняющих разные, но равные задачи. Приведем примеры веб-квестов для использования ЛЕ в речевой деятельности: