Файл: Учет расчетов бюджетного учреждения по платежам в бюджет классификация налогов и иных платежей и отражение их в бухгалтерском учете.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты расчетов бюджетного учреждения по платежам в бюджет
1.1 Правила ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении
1.2 Особенности отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по платежам в бюджеты
Глава.2 Исчисление и уплата налогов в бюджетном учреждении
2.1 Операции по начислению и уплате налога на прибыль
2.2 Операции по начислению и уплате налога на добавленную стоимость и налоги на недвижимость.
Глава 3. Анализ налогов и иных платежей и отражение их в бухгалтерском учете УлГУ
3.1 Организационно-экономическая характеристика ФГБУ ВО УлГУ
2.2 Операции по начислению и уплате налога на добавленную стоимость и налоги на недвижимость.
Налог на добавленную стоимость (счет 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость») исчисляется в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ9. НДС является косвенным налогом. То есть возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Еще одна отличительная особенность НДС - применение налоговых вычетов. В общем случае уплате в бюджет подлежит не вся сумма налога (по договорной стоимости отгруженных товаров выполненных работ или оказанных услуг), а уменьшенная на суммы налога, уплаченные ранее продавцам материальных запасов, работ или услуг, использованных при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг10.
Бюджетное учреждение ведет свою деятельность в рамках государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем и финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Доходы, полученные бюджетным учреждением в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в составе доходов при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Иными словами, услуги, оказываемые бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, не являются объектом обложения НДС.
Кроме того, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах такого задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В Письме Минфина России от 03.07.2019 г. № 02-07-10/49449 отмечено, что положениями НК РФ не предусмотрено, что выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями, признаваемых в целях исчисления НДС реализацией, не подлежит налогообложению.
Таким образом, указанные работы (услуги) подлежат налогообложению НДС в порядке, предусмотренном НК РФ. Также в письме обращено внимание, что выполнение (оказание) учреждением работ (услуг), не включенных в государственное (муниципальное) задание, то есть в рамках иной приносящей доход деятельности учреждения, отражается в бухгалтерском учете с применением кода вида финансового обеспечения (деятельности) «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».
Бюджетному учреждению в статье 149 НК РФ, предусматрено большое количество льгот по НДС, часть которых имеет отношение к учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения, культуры, искусства и образования11.
При одновременном совершении налогооблагаемых операций и операций, освобожденных от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ). Обязывая налогоплательщика вести раздельный учет льготных и «обычных» операций, глава 21 НК РФ не регламентирует методику его ведения. В таких условиях бюджетное учреждение должно разработать самостоятельный порядок ведения раздельного учета по НДС и закрепить его в своей учетной политике.
Если учреждение совершает операции, не признаваемые объектом налогообложения, равно как и льготные операции, то суммы «входного» налога по приобретенным ресурсам, использованным учреждением в данных операциях, учитываются в стоимости указанных ресурсов на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.
В том случае, если учреждение совершает операции, облагаемые налогом, то НДС исчисляется в общем порядке, а суммы «входного» налога на основании статей 171 и 172 НК РФ принимаются учреждением к вычету. Начисленные суммы НДС отражаются по кредиту счета 030304731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 »Расчеты по принятым обязательствам», 240110100 «Доходы экономического субъекта», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (в части НДС по безвозмездным передачам).
Начисление суммы НДС по авансам полученным отражаются по кредиту счета 230304731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету счета 221011560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным» (пункт 131 Инструкции № 174н).
Для учета вычетов по НДС применяется счет 21010 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС».
Отражение суммы НДС, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам, либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию Российской Федерации, подлежащей налоговому вычету в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации, отражается по дебету счета 030304831 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и кредиту счета 021012660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (пункт 133 Инструкции № 174н).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ)12.
Вопрос о налоге на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении, рассмотрен Минфином России в Письме от 03.04.2019 г. № 03-05-05-01/22907.
В письме сказано, что в соответствии со статьей 374 НК РФ с 01.01.2019 г. объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Таким образом, если объекты недвижимого имущества, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, приняты к учету в качестве основных средств, то эти объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций.
Бюджетные учреждения определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ)13.
Расходы бюджетного учреждения по уплате земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на что указывает Приказ Минфина России от 29.11.2017 г. № 209н »Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления».
Глава 3. Анализ налогов и иных платежей и отражение их в бухгалтерском учете УлГУ
3.1 Организационно-экономическая характеристика ФГБУ ВО УлГУ
Ульяновский госуниверситет является одним из ведущих вузов Поволжья, разрабатывающим сразу несколько проектов в сфере высоких технологий. УлГУ осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку кадров и повышение их квалификации.
Бухгалтерский учет в университете осуществлять управлением бухгалтерского учета и контроля (УБУиК), возглавляемым начальником управления бухгалтерского учета и контроля - главным бухгалтером (далее по тексту - главным бухгалтером).
Ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета, хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет ректор в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»14.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно ректору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности.
Университет публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения копий документов учетной политики.
Рассмотрим источники финансирования деятельности УлГУ по состоянию на 30 сентября 2022 года (Таблица 2).
Таблица 2 – Источники финансирования деятельности УлГУ на 2022 г.
Наименование показателя | 30.09.22 | |
Факт. знач., руб. | Уд. вес,% | |
Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания | 647 201 900,00 | 29,0 |
Целевые субсидии | 239513700,00 | 13,23 |
Оказание платных услуг (выполнение работ) и иной, приносящей доход деятельности | 1046239170,59 | 57,5 |
Итого по всем показателям | 1809946170,59 | 100 |