Файл: Основные принципы построения экономических информационных систем.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа
№7 семестра
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА №1
Дисциплина: Информационные технологии в экономике и управлении
Тема: Основные принципы построения экономических информационных систем.
Выполнил(а): Бобровский Дорин Игоревич
Группа ИН-418(2), 09.03.03 «Прикладная информатика»
Проверил(а): _____________________________
Омск 2023 г.
Содержание
| Введение............................................................................................. | 2 |
1 | Классификация и кодирование данных. Система классификации.................................................................................. | |
2 | Системы кодирования...................................................................... | 11 |
2.1 | Кодирование...................................................................................... | 11 |
2.2 | Классификационные коды............................................................... | 12 |
2.3 | Идентификационные коды.............................................................. | 13 |
2.4 | Смешанные коды.............................................................................. | 13 |
3 | Системы классификации................................................................. | 15 |
4 | Принципы построения ЭИС (экономические информационные системы) ............................................................................................ | |
5 | Системы финансового анализа....................................................... | 19 |
| Заключение........................................................................................ | 22 |
| Список использованной литературы.............................................. | 23 |
Введение
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Эффективность применения экономических информационных систем (ЭИС) в практике управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей.
Экономические информационные системы с момента появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное изменение в своем развитии.
В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные экономические задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например, решение транспортной задачи.
В 60-е годы возникает идея комплексной автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных. Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями.
80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.
Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 – годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
Усложнение архитектуры современных информационных систем предопределяют разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и адаптивной надежности.
1. Классификация и кодирование данных. Система классификации
Экономическая информационная система – система, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира.
Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
Назначение ЭИС:
-
Решение задач обработки данных – обработка и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации для управления экономическим объектом (регулярно или по запросу). -
Автоматизация конторских работ – ведение картотек, обработка текстовой информации, машинная графика, электронная почта и связь. -
Задачи, основанные на методах искусственного интеллекта – для принятия управленческих решений. Моделируют действия специалистов предприятия при принятии решений.
Классификация ЭИС:
Классифицировать информационные системы можно по различным признакам. В отечественной литературе по информационным системам управления ИС обычно классифицируют по следующим признакам:
-
по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления); -
по степени интеграции (локальные, интегрированные); -
по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы); -
по уровню управления (информационные системы управления предприятием, корпорацией, отраслью); -
по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством).
Классификация информационных систем:
ИС делятся на две группы:
-
В первую группу включаются системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения. -
Ко второй относятся системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления, они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.
К числу ИС, имеющих самостоятельное назначение, относят информационные поисковые системы и информационные справочные системы.
Задачи второй группы ИС:
-
обеспечение конечного пользователя входной и результатной информацией в привычном для пользователя виде; -
обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ используя профессиональный опыт и принимая решение одновременно по множеству критериев.
Как правило, системы второй группы делят на три класса систем: интеллектуально-диалоговые (вопрос / ответ), расчетно-логические (системы принятия решения), экспертные системы.
Интеллектуально-диалоговые – предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использования БД и БЗ.
Системы принятия решения – это системы, которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих у людей в их профессиональной деятельности. Сущность задачи – выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.
Экспертная система – система способная заменить эксперта при решении некоторых задач. В зависимости от степени автоматизации их можно подразделить на:
-
информационные, -
информационно-советующие, -
управляющие, -
самонастраивающиеся системы управления.
Информационная система включает всю необходимую информацию для выработки решений, не касаясь самого существа решений, т.е. после анализа решение принимает человек.
Информационная советующая система представляет информацию для принятия решения, содержащую элементы оценки решений, окончательное решение принимает человек.
Управляющая система на основании исходной информации и выработанных решений осуществляет по заданным программам воздействие на производственный процесс с целью приведения его к заданному состоянию.
Самонастраивающаяся система может в пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях, не соответствующих заданной программе выработанных решений.
В зарубежной литературе также отмечается, что так как имеются различные интересы, особенности и уровни управления в организации, то существуют и различные виды информационных систем.
В организации выделяют следующие уровни:
-
эксплуатационный; -
уровень знаний; -
тактический; -
стратегический.
Также выделяют функциональные подсистемы: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом.
В табл. 1 показаны определенные типы информационных систем, которые соответствуют каждому организационному уровню.
Таблица 1. Шесть главных типов информационных систем
Типы систем | | |||||||||||
Системы стратегического уровня | ||||||||||||
Исполнительные системы (ESS) | 5-летнее предсказывание продаж | 5-летнее оперативное планирование | 5-летнее предсказывание бюджета | Планирование прибыли | Планирование личного состава | | ||||||
Системы управленческого уровня | | |||||||||||
Управляющие информационные системы (MIS) | Управление сбытом | Контроль инвентаря | Ежегодный бюджет | Анализ капиталовложения | Анализ перемещений | | ||||||
Системы поддержки принятия решений (DSS) | Коммерческий анализ региона | Планирование производства | Анализ затрат | Анализ рентабельности | Анализ стоимостей контрактов | | ||||||
Системы уровня знания | | | | |||||||||
Системы работы знания (KWS) | АРМы проектировщика | Графические рабочие станции | Управленческие рабочие станции | | | | ||||||
Системы автоматизации делопроизводства (OAS) | Текстовые редакторы | Создание изображений | Электронные календари | | | | ||||||
Системы эксплуатационного уровня | | |||||||||||
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) | | Машинная обработка | Торговля ценными бумагами | Платежные ведомости | Вознаграждения | | ||||||
| Отслеживание приказов | Планирование деятельности предприятий | | Платежи | Обучение и развитие | | ||||||
| Отслеживание процессов | Перемещение материалов | Регулирование денежных операций | Дебиторская задолжность | Хранение отчетов служащих | | ||||||
| Продажа и маркетинг | Производство | Финансы | Бухгалтерия | Людские ресурсы | |