Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие, предмет и функции теории государства и права.

Тгп – базовая фундаментальная юридическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие и специфические закономерности развития государства и права.

Объектом теории государства и права, как и всех юридиче-ских наук, выступает реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды, без сис-темного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права.

Предметом теоретической науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирова-ния государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений, системно обеспечивающих организацию общественной жизни.

В настоящее время наука рассматривает следующие функции

теории государства и права.

-Познавательная функция. Она выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Теория государства и права не только изучает государственно-пра-вовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее разви-тия, выявляет закономерности, которые лежат в основе этих процес-сов, определяет их сущность и содержание.

-Эвристическая функция. Эта функция теории государства и права не ограничивается познанием и объяснением известных зако-номерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, т.е. де-лает новые открытия.

- Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе одинакового отражения их обьективных закономерностей.


Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

- Методологическая функция. Теория государства и права осуще-ствляет определенные функции в отношении других наук, являясь базовой, общетеоретической наукой. Она разрабатывает свою собственную методику в исследовании государственно-правовых явле-ний, которая выступает базой для отраслевых и специальных юри-дических дисциплин.

- Онтологическая функция. Теория государства и права изучает существо государственных и правовых явлений, т.е. их внутреннее содержание в развитии.

- Идеологическая функция. Теория государства и права формирует определенные взгляды относительно тех или иных сторон государ-ственно-правовой жизни.

- Практическая функция. Теория государства и права направляет полученные знания в области государства и права в практические решения и рекомендации.

2. Методология теории государства и права.


Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития че-ловеческого бытия, мышление человека. Методологическое значе-ние имеют общие философские категории (например; сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип ком-плексности), общенаучные приемы познания (например, анализ и синтез). Теория государства права, используя философские кате-гории, изучает, какое выражение они находят применительно к Государству и праву.

Теория и практика показали, что правильным может быть мыш-ление, основанное на преемственности развивающихся методов ис-следования. При этом нужно помнить, что абсолютизация какого-либо свойства государства и права неизбежно приводит к ограничен-ности исследования. Любой метод исследования имеет свои законы, принципы, а также пределы возможного

Поэтому методы теории государства и права можно условно разделить на: философские, общие, специальные и частные.

К философским методам относятся:

  • идеалистический метод. С этим методом идеалисты связывают существование государства и права либо с обьективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его пережи-ваниями, осознанными усилиями (субъективные идеалисты);

  • диалектико-материалистический метод, т.е. метод, который претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию.
    . С помощью диалектического метода осуществля-

  • ется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности

  • аксиологический метод. Это метод, с помощью которого анали-зируется государство и право как специфические ценности, с помощью которых общество в целом или отдельная социальная группа регулируе поведение других групг

  • интуитивный метод. Интуитивизм является направлением фи-лософии, говорящим, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является инту-иция. Интуиция понимается как способность сознания, ни нужда-щаяся ни в опыте, ни в логическом мышлении;

  • прагматический метод. Прагматизм - философское учение выдвигающее философию как общий и универсальный метод решения любых проблем в любой отрасли и в любых жизненных ситуациях.


К общим методам государства и права относятся:

1) метод анализа и синтеза - изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления;

  1. логический метод - позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и законо-мерное и выразить в научных категориях;

  2. метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкрет-ного к абстрактному,

  3. метод формализации - формализация позволяет систематизи-ровать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы;

  4. метод исторического материализма. Материализм - основное научное философское направление, признающее, в противополож-ность положений идеализма, первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания.

К специальным методам относятся:

  1. функциональный метод - структурные элементы государс-твенно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции;

  2. статистический метод- состояние государственно-правовых явлений отражается с помошью количественных ланных

  3. метод индукции и дедукции. Индукция (лат. induction - наведе-ние) - умозаключение от фактов к некоей гипотезе (общему утверж-дению); вид рациональной оценки фактов, обобщение, опытная ис-тина, эмпирический закон, позволяющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать явления. Установление одного общего взгляда относительно сходных предметов на основании данных наблю-дений или экспериментов. Дедукция (лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции является гипотеза, имеющая характер общего утверждения («общее»), а концом - следствие из гипотезы («частное»). Если гипотеза дедукции истинна, то истинны и ее следствия;

  4. системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности;

  5. функциональный метод - это метод изучения функций государства и права и их элементов.


Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

Таким образом, метод теории государства и права сложен по своей структуре и представляет собой совокупность общефилософ-ских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И находится в стадии нового осмысления и развития.


3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного


общества.

Первобытное общество - первый этап организации человече-

ского общества.

Изначально люди объединялись в большие группы, представляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны поли-гамные семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества - родовая община. Род представлял собой союз, основанный на кровном родстве и общности интересов.

На более поздних стадиях развития возникали племена, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно людям. Это позволяло более эффективно противостоять силам при-роды, быстро осваивать новые орудия и приемы труда, отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т.д., однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономических отношений в обществе.

В течение длительного времени производительность труда была очень низкой.

Все, что производилось или добывалось, сдавалось в общий ко-тел, а все сданное перераспределялось между всеми.

Развитие экономики шло по двум направлениям:

  1. совершенствование орудий труда;

  2. совершенствование организации труда.

В первобытном обществе все его члены были равны.

Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.

Собрание избирало старейшину, военных вождей, которые управ-ляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости.

Споры между членами общины разрешались теми, кого они каса-лись. Принуждение было редким явлением. Оно состояло, как пра-вило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей.