Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методология теории государства и права.
3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного
4. Общие закономерности и теории возникновения государства и права.
5. Понятие, признаки и сущность государства.
Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности.
Виды и формы гражданско-правовой ответственности.
Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
Особенности заключения гражданско-правового договора на торгах.
Общественная власть при родовом строе характеризуется как общинная демократия, не знающая критики старейшин, в особенности вождей. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.
Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Это было потес-тарное правление (лат. potestas - власть).
Общество развивалось постепенно, по восходящей линии. По-явились более совершенные орудия, возникло скотоводство, зем-леделие, повысилась производительность труда, появляется избыточный продукт. Человек стал меньше зависеть от природы, растет население. В этот период началось разложение первобытно-об-щинного строя и переход к государственно организованному об-ществу.
Постепенно возникает стадия развития общества и форма его ор-ганизации, которая получила название «протогосударство («чифдом»).
Его характеристика: общественная форма собственности, постоянный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концен-трация, появление крупных поселений.
Нормативное регулирование в первобытном обществе осуще-ствлялось на основе обычаев. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создавшие образцы для подражания. Соблюдение обычаев становилось привыч-кой. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общ-
ность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними.
Нормы первобытного общества получили название мононорм.
•В ходе общественного развития первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе
, так и в быту.
Власть сосредоточивается в руках вождей. Они выделялись даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе в основном занимались организацией военных походов и перераспределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей.
Власть вождя представляла собой особый тип власти, сложив-шийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и яв-лялась одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей над другой.
Важнейший вид политической власти - это власть государ-ственная.
Под государственной властью понимается политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата - государства.
Власть вождя предшествовала государственной власти. Поэтому историки называют ее предгосударственной формой власти.
4. Общие закономерности и теории возникновения государства и права.
-
Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древ-ний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в средневековой Европе VI-XIII вв. Авторами теологический теории явились средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Ак-винский. Согласно теологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство - это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного за-мысла, а значит, постичь природу государства невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. -
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться прави-телю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегречес-кого философа Аристотеля (IV в. до н.э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н.К. Михай-ловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.
Патриархальная концепция в определенной степени отражала важ-нейшие моменты перехода человечества от социально-организован-ной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историче-ском и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.
3. Договорная теория происхождения государства появилась в
XVII-XVIII вв., хотя отдельные се аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.
Согласно этой теории государство возникает в результате до-говора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как «состояние войны всех против всех», где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его «золотым ве-ком», угверждая, что в естественном состоянии люди обладают при-рожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на обьединение, образование государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою оче-редь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.
Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе и его состоянии, человеке как изолированном субьекте процесса создания государ-ства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникно-вения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества - и бедных, и богатых и облеченных властью, и не имеющих ее.
Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.
Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматри-вала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.
Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства - человеку гарантировались его права и свободы.
В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство как первый созданный людьми общественно-политический институт можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся усло-виям.
В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание.
В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.
4. Марксистская (классовая) теория происхождения государства
XIX в. опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства.
Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других марксистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существо-вание государства с возникновением и существованием классов.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государ-ства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила - государство.
Государство стало необходимостью именно в результате этого рас-кола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В.И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»; как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим...».
Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государ-ства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господству-ющим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономи-ческого фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов.
Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыграв-шей значительную роль в понимании происхождения государства.
5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX-начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее наси-лие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над