Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методология теории государства и права.
3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного
4. Общие закономерности и теории возникновения государства и права.
5. Понятие, признаки и сущность государства.
Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности.
Виды и формы гражданско-правовой ответственности.
Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
Особенности заключения гражданско-правового договора на торгах.
другой приводит к воз-никновению государства, собственности и классов; государство становится органом управления побежденными.
Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего на-силия. Они отмечали, что война и завоевание - мать государства.
По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого насе-ления.
К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победив-шего племени формируется господствующий класс, а из побежден-
ного - класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.
В целом теория насилия носит абстрактный характер Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный харак-тер. Вместе с тем насилие, завоевание не являлись первопричиной образования государства, но оказали значительное влияние на процесс его возникновения.
6.Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л.И. Петражицкий, Н. М. Коркунов видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в об-щении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения - государ-ство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория обьясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно обьяс-нять причины возникновения государства только психологическими факторами.
7.Расовая теория. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», при-званные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физиче-ские, психические, умственные и другие различия между расами.
Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.
8. Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень. На основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых при-влекалось большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т.е. госу-дарство.
Однако государство возникло не только в местностях, где проводи-лись эти работы, и поэтому данная теория носит локальный характер.
9. Инцестная (половая) теория, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т.е. кровосмешение. Это требовало наличия
особой группы людей, специализировавшейся на поддержании за-прета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX в. французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.
10. Органическая теория. Одним из ее разработчиков был англий-ский ученый философ Г. Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.
Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства.
Существуют только общие предпосылки: экономические, психоло-гические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других - другие, и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.
Вопрос о понятии государства возник много столетии назад,
однако и сейчас он является одним из самых дискутируемых.
Существует множество определений данного понятия. Это вызвано тем, что, во-первых, государство - сложное и многогранное явление. Во-вторых, термином «государство» часто обозначаются самые разнообразные предметы и явления: общество в целом, или особые формы общества, или какие-либо органы общества, или территория, на которой проживает население страны, и т.п. Нако-нец, в-третьих, субъективность восприятия государства различ-ными авторами на определенных этапах развития общества обусло-
вила возникновение значительного количества определений госу-дарства.
Еще в глубокой древности величайший мыслитель античности
Аристотель определял государство как «самодавлеющее обшение граждан..». Древнеримский философ и оратор Цицерон рассматривал государство как «общий правопорядок». Яркий представитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли утверждал, что государство - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Для английского философа Т. Гоббса государство - единое лицо, суверен, который может использовать силы и способности всякого для общего мира и защиты. Родоначальник либерализма Дж. Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в единое целое под началом ими же установ-ленного закона.
В более поздний период широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, террито-рии, занимаемой этими людьми, и власти (Л. Дюги, Р. Моль, Н. Аре-тин, Г.Ф. Шершеневич и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство как политическую организацию экономически господ-ствующего класса. Государство, по К. Марксу, есть машина угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.
По-разному определяли государство российские юристы, фило-софы, социологи. Так, И. Ильин указывал, что государство - «орга-низованное общение людей, связанных между собой духовной соли-дарностью...». С точки зрения Е. Трубецкого, государство представ-ляет собою, объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». После революции 1917 г. в работах В.И. Ленина государство трактуется как «осо-бая организация силы», «организация насилия для подавления ка-кого-либо класса».
Австрийский правовед Х. Кельзен представлял государство как правовую организацию политической власти, которая наиболее эффективна на данной территории, как правовой порядок, установ-ленный в масштабах страны. Российский ученый-юрист А.Б. Венгеров анализирует государство как политическую, структурную и территориальную организацию.
Наиболее типичным определением государства является следу-ющее.
Государство есть форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального меха-низма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.
Многообразие представлений о государстве дает возможность не только создать комплексное представление о нем, но и проникнуть в его сущность, т.е. раскрыть наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержа-ние, цели функционирования, социальное назначение. Без глубокого и разностороннего понимания сущности государства невозможно грамотное и эффективное управление им.
В объяснении сущности государства в отечественной науке долгое время доминировала его марксистская трактовка как орудие подавления одного класса другим. Преобладание классового начала в дея-тельности государства вызвано общественным разделением труда, появлением разных форм социального неравенства, расколом общества на классы с противоположными интересами. Государство создается для того, чтобы урегулировать взаимоотношения между разнородными группами, слоями. Это делается в интересах экономически господствующего класса, который овладевает государственной властью и устанавливает свою диктатуру, т.е. не ограниченную законом и опирающуюся на силу, принуждение и власть.
Подобный подход содержал упрощенное, одностороннее представление о сущности и назначении государства. Дело в том, что, подавляя сопротивление угнетаемых классов, осуществляя управление обществом в интересах привилегированного меньшинства, государство в то же время стремилось удержать классы от взаимного уничтожения, примирить их и согласовать интересы, сохранить це-лостность общества. Таким образом, государство является не только машиной подавления угнетенного класса. Оно одновременно вы-полняет определенные функции в интересах всего общества, выступает инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач, достижения социального компромисса. Это указывает на то, что сущность государства заключается в единстве двух его тесно взаимосвязанных сторон - классовой и общесоци-альной.
Соотношение между классовым и общесоциальным в государстве в разные периоды развития общества неодинаково. В современных развитых странах приоритет принадлежит общесоциальной стороне сущности государства. Такое государство ориентировано на сохранение единства общества, достижение «общего блага», согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, на обеспечение законности и правопорядка, управление делами общества в целом.
Государство всегда было и остается основным институтом поли-тической системы общества и важнейшей формой его организации.
Главное назначение государства заключается в организации полити-ческой власти и управлении обществом.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два основных аспекта:
Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Государство - категория исто-рическая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.
Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.
Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Подходы к типологии государства
Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:
1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Согласно формационному подходу
Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего на-силия. Они отмечали, что война и завоевание - мать государства.
По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого насе-ления.
К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победив-шего племени формируется господствующий класс, а из побежден-
ного - класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.
В целом теория насилия носит абстрактный характер Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный харак-тер. Вместе с тем насилие, завоевание не являлись первопричиной образования государства, но оказали значительное влияние на процесс его возникновения.
6.Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л.И. Петражицкий, Н. М. Коркунов видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в об-щении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения - государ-ство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория обьясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно обьяс-нять причины возникновения государства только психологическими факторами.
7.Расовая теория. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», при-званные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физиче-ские, психические, умственные и другие различия между расами.
Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.
8. Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень. На основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых при-влекалось большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т.е. госу-дарство.
Однако государство возникло не только в местностях, где проводи-лись эти работы, и поэтому данная теория носит локальный характер.
9. Инцестная (половая) теория, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т.е. кровосмешение. Это требовало наличия
особой группы людей, специализировавшейся на поддержании за-прета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX в. французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.
10. Органическая теория. Одним из ее разработчиков был англий-ский ученый философ Г. Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.
Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства.
Существуют только общие предпосылки: экономические, психоло-гические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других - другие, и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.
5. Понятие, признаки и сущность государства.
Вопрос о понятии государства возник много столетии назад,
однако и сейчас он является одним из самых дискутируемых.
Существует множество определений данного понятия. Это вызвано тем, что, во-первых, государство - сложное и многогранное явление. Во-вторых, термином «государство» часто обозначаются самые разнообразные предметы и явления: общество в целом, или особые формы общества, или какие-либо органы общества, или территория, на которой проживает население страны, и т.п. Нако-нец, в-третьих, субъективность восприятия государства различ-ными авторами на определенных этапах развития общества обусло-
вила возникновение значительного количества определений госу-дарства.
Еще в глубокой древности величайший мыслитель античности
Аристотель определял государство как «самодавлеющее обшение граждан..». Древнеримский философ и оратор Цицерон рассматривал государство как «общий правопорядок». Яркий представитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли утверждал, что государство - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Для английского философа Т. Гоббса государство - единое лицо, суверен, который может использовать силы и способности всякого для общего мира и защиты. Родоначальник либерализма Дж. Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в единое целое под началом ими же установ-ленного закона.
В более поздний период широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, террито-рии, занимаемой этими людьми, и власти (Л. Дюги, Р. Моль, Н. Аре-тин, Г.Ф. Шершеневич и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство как политическую организацию экономически господ-ствующего класса. Государство, по К. Марксу, есть машина угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.
По-разному определяли государство российские юристы, фило-софы, социологи. Так, И. Ильин указывал, что государство - «орга-низованное общение людей, связанных между собой духовной соли-дарностью...». С точки зрения Е. Трубецкого, государство представ-ляет собою, объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». После революции 1917 г. в работах В.И. Ленина государство трактуется как «осо-бая организация силы», «организация насилия для подавления ка-кого-либо класса».
Австрийский правовед Х. Кельзен представлял государство как правовую организацию политической власти, которая наиболее эффективна на данной территории, как правовой порядок, установ-ленный в масштабах страны. Российский ученый-юрист А.Б. Венгеров анализирует государство как политическую, структурную и территориальную организацию.
Наиболее типичным определением государства является следу-ющее.
Государство есть форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального меха-низма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.
Многообразие представлений о государстве дает возможность не только создать комплексное представление о нем, но и проникнуть в его сущность, т.е. раскрыть наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержа-ние, цели функционирования, социальное назначение. Без глубокого и разностороннего понимания сущности государства невозможно грамотное и эффективное управление им.
В объяснении сущности государства в отечественной науке долгое время доминировала его марксистская трактовка как орудие подавления одного класса другим. Преобладание классового начала в дея-тельности государства вызвано общественным разделением труда, появлением разных форм социального неравенства, расколом общества на классы с противоположными интересами. Государство создается для того, чтобы урегулировать взаимоотношения между разнородными группами, слоями. Это делается в интересах экономически господствующего класса, который овладевает государственной властью и устанавливает свою диктатуру, т.е. не ограниченную законом и опирающуюся на силу, принуждение и власть.
Подобный подход содержал упрощенное, одностороннее представление о сущности и назначении государства. Дело в том, что, подавляя сопротивление угнетаемых классов, осуществляя управление обществом в интересах привилегированного меньшинства, государство в то же время стремилось удержать классы от взаимного уничтожения, примирить их и согласовать интересы, сохранить це-лостность общества. Таким образом, государство является не только машиной подавления угнетенного класса. Оно одновременно вы-полняет определенные функции в интересах всего общества, выступает инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач, достижения социального компромисса. Это указывает на то, что сущность государства заключается в единстве двух его тесно взаимосвязанных сторон - классовой и общесоци-альной.
Соотношение между классовым и общесоциальным в государстве в разные периоды развития общества неодинаково. В современных развитых странах приоритет принадлежит общесоциальной стороне сущности государства. Такое государство ориентировано на сохранение единства общества, достижение «общего блага», согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, на обеспечение законности и правопорядка, управление делами общества в целом.
Государство всегда было и остается основным институтом поли-тической системы общества и важнейшей формой его организации.
Главное назначение государства заключается в организации полити-ческой власти и управлении обществом.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два основных аспекта:
-
это то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); -
то, чьим интересам служит данная организация (содержатель-ная сторона).
Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Государство - категория исто-рическая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.
-
Типология государства и права.
Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.
Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Подходы к типологии государства
Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:
1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Согласно формационному подходу