Файл: Как известно, современный этап развития международных отношений характеризуется рядом тенденций, которые совершенно поразному влияют на международное трудовое право и не всегда органично взаимодействуют друг с другом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА
1.1. Понятие, источники и значение международно-правового регулирования труда
1.2. Источники международно-правового регулирования труда
1.3. Принципы международно-правового регулирования труда
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
2.2. Анализ судебной практики в области международно-правового регулирования труда
МОТ «Об основных принципах и правах в области труда».
Международно-правовые акты в сфере труда являются неотъемлемым источником российского трудового права. Они расширяют и обогащают права граждан, открывают перспективы развития национального трудового законодательства, приводят его в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами.
2.1. Международно-правовая защита трудовых прав
Защита трудовых прав человека в международном трудовом праве основывается на существующих механизмах и процедурах международного контроля за добросовестным выполнением государствами международных обязательств. Международный контроль следует определить как основанную на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельность субъектов международного права или созданных ими органов, заключающуюся в проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и в принятии мер по их выполнению. Тем самым в международном контроле основной акцент делается на государствах, выполнении ими своих международных обязательств.
Система контроля МОТ за соблюдением установленных ею стандартов состоит из двух основных частей: регулярный надзор, состоящий в обязанности государств – членов МОТ представлять доклады по ратифицированным и по нератифицированным конвенциям МОТ, а также рассмотрение жалоб и заявлений по поводу нарушений международных стандартов труда специализированными контрольными органами МОТ. Последний механизм не предусматривает какого-либо принуждения со стороны Организации в отношении государств-членов. В экстренных случаях МОТ может обратиться к государствам-членам с предложениям самим оказать воздействие на страну, допустившую грубые нарушения международных норм в сфере труда.»
В соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство – член МОТ обязано представлять ежегодные доклады МБТ относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны предоставляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет.
В рамках МОТ действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ.
Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций состоит из авторитетных экспертов, не представляющих ни государство, ни работников, ни работодателей. Заседания Комитета экспертов
по применению конвенций и рекомендаций проводятся ежегодно в конце ноября - начале декабря, выбор экспертов осуществляется на личной основе по критериям беспристрастности и профессионализма. Эксперты назначаются из разных регионов мира, для того чтобы были представлены различные экономические, социальные и юридические системы. Заключения Комитета экспертов обычно принимаются единогласно, но в отдельных случаях возможно и принятие большинством голосов. Доклад Комитета экспертов состоит из трех частей: общего доклада о работе Комитета; замечаний в адрес отдельных государств; общего обзора национального законодательства в отношении актов, по которым были подготовлены доклады по нератифицированным конвенциям.
Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда. В отличие от Комитета экспертов, Комитет по применению международных трудовых стандартов является трехсторонним органом, состоящим из представителей правительств, объединений работников и работодателей. Состав Комитета Конференции ежегодно утверждается на Международной конференции труда. Комитет рассматривает меры, принятые государствами-членами для исполнения конвенций, к которым они присоединились, информацию и доклады, представляемые в соответствии со ст. 19 Устава МОТ, касающиеся рекомендаций и нератифицированных конвенций, а также меры, предпринятые для применения ратифицированных конвенций на территориях вне метрополии согласно ст. 35 Устава МОТ. Комитет Конференции готовит доклад Конференции, который рассматривается пленарно. Комитет Конференции, по сути, является второй инстанцией рассмотрения жалобы на государство – члена МОТ после Комитета экспертов, поэтому основными документами, которые изучает Комитет Конференции, является доклад Комитета экспертов, а также возражения, сделанные правительствами в отношении этого доклада. Доклад Комитета Конференции заносится в протокол Конференции и выпускается отдельно, а затем рассылается правительствам для ознакомления. Главное средство воздействия Комитета Конференции на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов – это привлечение международного внимания к этим нарушениям.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках МОТ. Так, в соответствии со. ст. 24 и 25 Устава организации работников и работодателей могут подавать представления МБТ о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию. Представления могут подаваться как национальными, так и международными объединениями работников и работодателей, причем как в отношении собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы. Основное отличие представления от жалобы заключается в том, что представление подается организациями работников и работодателей, а жалоба - государством - членом МОТ.
Важная специальная процедура контроля за соблюдением международных трудовых стандартов - жалоба относительно нарушения принципа свободы объединения и деятельность Комитета по свободе объединения. Комитет по свободе объединения образуется на трехсторонней основе и состоит из девяти членов, девяти заместителей, а также независимого председателя. Важно отметить, что жалобы рассматриваются Комитетом по свободе объединения независимо от того, несет ли данная страна обязательства по конвенции, касающейся свободы объединения. Это обосновывается тем, что, присоединяясь к МОТ, государства приняли на себя обязательство соблюдать положения Устава МОТ, в котором закреплена обязанность соблюдать фундаментальный принцип свободы объединения. Жалобы в Комитет представляют объединения работников и работодателей как на международном, так и на национальном уровне.
Административный совет может также создавать Комиссию по расследованию и примирению в области свободы объединения, состоящую из девяти независимых экспертов, работающих, как правило, в группах по три человека. Так же как и Комиссия по рассмотрению жалоб, данная Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.
Как Комитет экспертов, так и Комитет по свободе объединения являются первыми инстанциями по рассмотрению жалоб и работают в тесном сотрудничестве друг с другом. Принципиальная разница в их деятельности заключается в том, что Комитет экспертов осуществляет контроль за юридически четким исполнением любых ратифицированных конвенций, в то время как Комитет по свободе объединения рассматривает только вопросы, касающиеся прав представителей работников и работодателей, но при этом не ограничивается юридическими нормами, которые прямо выражены в соответствующих конвенциях. Комитет по свободе объединения, по сути, обладает нормотворческими полномочиями, вырабатывая и публикуя принципы, касающиеся свободы объединения, применительно к конкретным ситуациям.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами - участниками МОТ Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Обе декларации носят рекомендательный характер, но МОТ тем не менее осуществляет наблюдение за соблюдением заложенных в них принципов государствами - членами МОТ на добровольной основе.
В ООН к международным механизмам обеспечения трудовых прав относятся уставные органы: Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета по правам человека, а также конвенционные (договорные) органы, созданные на основе универсальных договоров по правам человека: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов, Комитет по правам инвалидов.
Совет Европы также имеет механизмы и процедуры международного контроля. Особое место среди международных механизмов обеспечения и защиты трудовых прав занимает Европейский суд по правам человека, как конвенционный ортан, созданный для реализации положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, практика которого по делам, имеющим отношение к трудовым правам, становится все более весомой. Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К Конвенции применим достаточно сложный механизм исполнения, затрагивающий Генерального секретаря Совета Европы, Парламентскую ассамблею Совета Европы и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Государства - участники Конвенции могут признать компетенцию ЕСПЧ по вопросам применения этой Конвенции.
Международно-правовые акты в сфере труда являются неотъемлемым источником российского трудового права. Они расширяют и обогащают права граждан, открывают перспективы развития национального трудового законодательства, приводят его в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами.
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
2.1. Международно-правовая защита трудовых прав
Защита трудовых прав человека в международном трудовом праве основывается на существующих механизмах и процедурах международного контроля за добросовестным выполнением государствами международных обязательств. Международный контроль следует определить как основанную на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельность субъектов международного права или созданных ими органов, заключающуюся в проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и в принятии мер по их выполнению. Тем самым в международном контроле основной акцент делается на государствах, выполнении ими своих международных обязательств.
Система контроля МОТ за соблюдением установленных ею стандартов состоит из двух основных частей: регулярный надзор, состоящий в обязанности государств – членов МОТ представлять доклады по ратифицированным и по нератифицированным конвенциям МОТ, а также рассмотрение жалоб и заявлений по поводу нарушений международных стандартов труда специализированными контрольными органами МОТ. Последний механизм не предусматривает какого-либо принуждения со стороны Организации в отношении государств-членов. В экстренных случаях МОТ может обратиться к государствам-членам с предложениям самим оказать воздействие на страну, допустившую грубые нарушения международных норм в сфере труда.»
В соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство – член МОТ обязано представлять ежегодные доклады МБТ относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны предоставляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет.
В рамках МОТ действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ.
Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций состоит из авторитетных экспертов, не представляющих ни государство, ни работников, ни работодателей. Заседания Комитета экспертов
по применению конвенций и рекомендаций проводятся ежегодно в конце ноября - начале декабря, выбор экспертов осуществляется на личной основе по критериям беспристрастности и профессионализма. Эксперты назначаются из разных регионов мира, для того чтобы были представлены различные экономические, социальные и юридические системы. Заключения Комитета экспертов обычно принимаются единогласно, но в отдельных случаях возможно и принятие большинством голосов. Доклад Комитета экспертов состоит из трех частей: общего доклада о работе Комитета; замечаний в адрес отдельных государств; общего обзора национального законодательства в отношении актов, по которым были подготовлены доклады по нератифицированным конвенциям.
Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда. В отличие от Комитета экспертов, Комитет по применению международных трудовых стандартов является трехсторонним органом, состоящим из представителей правительств, объединений работников и работодателей. Состав Комитета Конференции ежегодно утверждается на Международной конференции труда. Комитет рассматривает меры, принятые государствами-членами для исполнения конвенций, к которым они присоединились, информацию и доклады, представляемые в соответствии со ст. 19 Устава МОТ, касающиеся рекомендаций и нератифицированных конвенций, а также меры, предпринятые для применения ратифицированных конвенций на территориях вне метрополии согласно ст. 35 Устава МОТ. Комитет Конференции готовит доклад Конференции, который рассматривается пленарно. Комитет Конференции, по сути, является второй инстанцией рассмотрения жалобы на государство – члена МОТ после Комитета экспертов, поэтому основными документами, которые изучает Комитет Конференции, является доклад Комитета экспертов, а также возражения, сделанные правительствами в отношении этого доклада. Доклад Комитета Конференции заносится в протокол Конференции и выпускается отдельно, а затем рассылается правительствам для ознакомления. Главное средство воздействия Комитета Конференции на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов – это привлечение международного внимания к этим нарушениям.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках МОТ. Так, в соответствии со. ст. 24 и 25 Устава организации работников и работодателей могут подавать представления МБТ о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию. Представления могут подаваться как национальными, так и международными объединениями работников и работодателей, причем как в отношении собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы. Основное отличие представления от жалобы заключается в том, что представление подается организациями работников и работодателей, а жалоба - государством - членом МОТ.
Важная специальная процедура контроля за соблюдением международных трудовых стандартов - жалоба относительно нарушения принципа свободы объединения и деятельность Комитета по свободе объединения. Комитет по свободе объединения образуется на трехсторонней основе и состоит из девяти членов, девяти заместителей, а также независимого председателя. Важно отметить, что жалобы рассматриваются Комитетом по свободе объединения независимо от того, несет ли данная страна обязательства по конвенции, касающейся свободы объединения. Это обосновывается тем, что, присоединяясь к МОТ, государства приняли на себя обязательство соблюдать положения Устава МОТ, в котором закреплена обязанность соблюдать фундаментальный принцип свободы объединения. Жалобы в Комитет представляют объединения работников и работодателей как на международном, так и на национальном уровне.
Административный совет может также создавать Комиссию по расследованию и примирению в области свободы объединения, состоящую из девяти независимых экспертов, работающих, как правило, в группах по три человека. Так же как и Комиссия по рассмотрению жалоб, данная Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.
Как Комитет экспертов, так и Комитет по свободе объединения являются первыми инстанциями по рассмотрению жалоб и работают в тесном сотрудничестве друг с другом. Принципиальная разница в их деятельности заключается в том, что Комитет экспертов осуществляет контроль за юридически четким исполнением любых ратифицированных конвенций, в то время как Комитет по свободе объединения рассматривает только вопросы, касающиеся прав представителей работников и работодателей, но при этом не ограничивается юридическими нормами, которые прямо выражены в соответствующих конвенциях. Комитет по свободе объединения, по сути, обладает нормотворческими полномочиями, вырабатывая и публикуя принципы, касающиеся свободы объединения, применительно к конкретным ситуациям.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами - участниками МОТ Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Обе декларации носят рекомендательный характер, но МОТ тем не менее осуществляет наблюдение за соблюдением заложенных в них принципов государствами - членами МОТ на добровольной основе.
В ООН к международным механизмам обеспечения трудовых прав относятся уставные органы: Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета по правам человека, а также конвенционные (договорные) органы, созданные на основе универсальных договоров по правам человека: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов, Комитет по правам инвалидов.
Совет Европы также имеет механизмы и процедуры международного контроля. Особое место среди международных механизмов обеспечения и защиты трудовых прав занимает Европейский суд по правам человека, как конвенционный ортан, созданный для реализации положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, практика которого по делам, имеющим отношение к трудовым правам, становится все более весомой. Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К Конвенции применим достаточно сложный механизм исполнения, затрагивающий Генерального секретаря Совета Европы, Парламентскую ассамблею Совета Европы и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Государства - участники Конвенции могут признать компетенцию ЕСПЧ по вопросам применения этой Конвенции.