Файл: Как известно, современный этап развития международных отношений характеризуется рядом тенденций, которые совершенно поразному влияют на международное трудовое право и не всегда органично взаимодействуют друг с другом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Сформулированные в Конституции РФ положения впервые нашли свое законодательное закрепление в Трудовом кодексе (статья 10).

Следует выделить основные направления влияния международных трудовых норм на российское трудовое законодательство:

  • прямое действие международных актов в случае их ратификации Российской Федерацией;

  • включение международных норм в текст российского законодательства;

  • имплементация положений ратифицированных и не ратифицированных международных актов путем публикации соответствующих национальных законодательных актов.

Международные акты могут быть включены в систему актов российского трудового законодательства тремя способами: на основе ратификации, имплементации, обязательного действия (путем членства).


1.2. Источники международно-правового регулирования труда




К источникам международного трудового права относятся нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, расситанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулируюишее трудовые и тесно связанные с ними оттошения, осложненные иностранным элементом.

По характеру своего содержания источники международного трудового права почти всегда носят более абстрактный и обобщенный характер, чем внутригосударственные акты. Это объясняется необходимостью применения международных актов в странах с чрезвычайно различающимися экономическими условиями, социальными, юридическими и культурными традициями.

В 1919 году была основана Международная организация труда - международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН. В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также основополагающие принципы в сфере труда.

После Второй мировой войны деятельность ООН по укреплению и защите прав и свобод человека, в том числе в социальной и экономической сферах, отличалась особой активностью. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла знаменитую Всеобщую декларацию прав человека, которая провозглашает, что «каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы». Кроме того, эта декларация гарантирует запрет дискриминации, удовлетворительное и справедливое вознаграждение за деятельность, которое дополняется средствами социального обеспечения.

Таким образом, именно Всеобщая декларация прав человека стала первым документом, в котором трудовое право было провозглашено важнейшим международно-признанным правом человека.

Следующим этапом развития

международного трудового права следует считать принятие в 1966 г. в Нью-Йорке Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного СССР в 1973 году. Ст. 6 представляет собой положение, на основании которого государства, принимающие участие в данном пакте, «признают право на труд, включающее право каждого на получение возможности зарабатывать на свою жизнь трудом, свободно выбранным человеком или тем, на который он соглашается и предпримут соответствующие шаги для обеспечения данного права». Данный Пакт международный эталон трудовых условий, поэтому к нему должны стремиться национальные законодательства о труде.

Таким образом, именно Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах стал продолжением развития идей, провозглашенных во Всемирной декларации прав человека 1948 года. Именно этот документ впервые связал право на работу с правом каждого человека на продвижение по службе до более высокого уровня, основанного исключительно на их опыте работы и квалификации.

Не менее важным документамом является Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН в 1966 г. Он содержит в себе преимущественно общественно-политические права, среди которых — запрет принуждения к труду и свобода в осуществлении права на создание профсоюзов и ассоциацию.

Кроме того, особую роль в сфере труда играют акты ООН, называемые антидискриминационными конвенциями. К ним относится, например, Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», принятая 1979 г. В случае своей ратификации она обязывает государства устранить дискриминацию женщин в сфере занятости и обеспечить им права, равные с правами мужчин. Подобные конвенции составляют основу правового статуса субъектов трудовых отношений, являются основой сотрудничества между различными государствами в сфере труда .

На международном уровне основная деятельность по регулированию трудовых отношений возлагается на МОТ, включающую 185 государств. Международная организация труда принимает активное участие в международно-правовом регулировании труда посредством создания международных целевых программ для решения важных социально
-трудовых проблем; разработки и принятия нормативных актов по условиям жизни и работы трудящихся (различных соглашений и рекомендаций); оказания помощи государствам, являющимся членами МОТ, в сфере трудового законодательства, улучшения трудовых условий, профессионально-технической подготовки; создания международных программ технического сотрудничества; проведения исследований и издательской деятельности.

В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:

  1. Международная конференция труда (МКТ) — высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;

  2. Административный совет — исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ я период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: марте, июне и ноябре, В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членой Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;

  3. Международное бюро труда (МБТ) — постоянный секретариат МОТ, споего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конферен‹ций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем состапе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглапляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро.


Отличительной особенностью МОТ является трипатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.

Первоочередное значение как источника трудового права приобрели нормы в форме конвенцийй и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Конвенция МОТ представляет собой международное соглашение, которое может быть ратифицировано государствами — членами МОТ. Рекомендация МОТ регламентирует те же вопросы, что и Конвенция, глубже расшифровывает некоторые нормы, однако не обязательна. С 1919 г. по сегодняшний день Международная организация труда приняла 200 рекомендаций и 188 конвенций, которые затронули широкий круг трудовых проблем всего мира. В России действует 55 ратифицированных конвенций.

В 1998 году Международная организация труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, в которой перечислены фундаментальные принципы и права: свобода объединения и право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного и обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации и равенство в оплате труда. Все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали основополагающие конвенции, обязаны в силу самого факта их членства в МОТ соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав.

На региональном уровне источниками международно-правового регулирования труда являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы и Европейским союзом.

Совет Европы принял более 130 конвенций, в том числе в области труда. Среди них наиболее значимыми являются Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированная Российской Федерацией. Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы. Важнейший акт Е