Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что разработанные приемы по формированию умений систематизировать исторический материал можно использовать не только в основной школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком. Краткосрочный курс «Построй свою историю» с использованием истории создан для учащихся.


Список литературы


    1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С изменениями и дополнениями от 31 декабря 2017 г.

    2. Александрова О.А. Проблемы воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения истории // История. - 2011. - № 3. – 14 с.

    3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Уч. зап. ЛГУ, 2010, №265. - С. 41-60.

    4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова.- М: Прогресс, 2013 – 526 с.

    5. Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013. - 480 c.

    6. Вознесенский Н.А. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. - Избранные произведения.1931-1947гг.,М.,1979. – 145 с.

    7. Горбачёв М. С. Бессмертный подвиг советского народа: Доклад на торжественном собрании в кремлёвском Дворце съездов, посвящённый 40-летию Победы советского народа Великой Отечественной войне, 8 мая 1985 г. - М.: Политиздат, 1985. - С. 7-8.

    8. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просв., 2013. - 543 c.

    9. Гусман, Л.Ю. История несостоявшейся реформы. Проекты преобразования цензуры иностранных изданий в России (1861-1881 гг.) / Л.Ю. Гусман. - М.: Вузовская книга, 2015. - 208 c.

    10. Деикина А. Д. Новации в методике преподавания истории // Русский язык в школе. - 2012. - № 3.

    11. Зуев, М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c.

    12. Ильясов И.И. Структура процесса учения/ И. И. Ильясов - М.: Наука, 2013. – 324 с.

    13. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения истории в школе. - М., 2011. – 90 с.

    14. История Отечества /Краткий очерк. вып.2/ М., 1992. – 147 с.

    15. История России, XX - начало XXI века, 11 класс, Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., 2010. – 90 с.

    16. История России, 10 класс, Часть 2, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016

    17. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1970. - С. 95.

    18. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 45 с.

    19. Ленин В. И. На деловую почву// Полн. собр. соч. - Т. 35. - С. 408.

    20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асаdemiа , 2017. – 251 с.

    21. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. – 94 с.

    22. Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. – 2012. – № 2. – с. 15 – 18.

    23. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2017. – с. 54 – 112.

    24. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. – 184 с.

    25. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе / Петрова И.А., Игнатьева Т.В., Яременко Е.О. и др. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – 78 с.

    26. Спицын Е.Ю. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. В 4 кн. М.: 2015. - Кн.1 - 400с., Кн.2 - 448с., Кн.3 - 400с., Кн. - 512с.

    27. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках истории и литературы. - М., 2017. – 100 с.

    28. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2012. - №7. – С. 30 – 32.

    29. Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с.

    30. Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с.

    31. Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. – 348 с.

    32. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. – 173 с.

    33. Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. – 204 с.

    34. Шенцев М. В. Информационная модель обобщения знаний/ М. В. Шенцев - СПб: Питер, 2013 – 128 с.





Приложение 1



Таблица 1

Конспект урока



время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

1 мин

Организационный момент





2




Проверка домашнего задания.

Вопросы устно:

  1. Показать (назвать), как изменилась территория Европы и Азии по окончанию Второй мировой войны.

  2. Каково значение образования ООН? Какие цели преследует ООН?

  3. Назовите дату и города, в котором происходили судебные процессы бывших лидеров гитлеровской Германии и японских милитаристов. Какие обвинения выдвигались военным преступникам?

  4. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны?

Отвечают на вопросы.


3




Вводная беседа. Целеполагание

Уч.: Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в противоборство двух сверхдержав.

Уч.: Назовите эти сверхдержавы?

Почему противоборство именно этих стран?

Как называется это противоборство?

Уч.: Верно. Нам с вами предстоит вспомнить, в чем же заключалась холодная война, а также какие события происходили в это время.



СССР и США

Это страны-победительницы. США вышли из войны в сильнейшем экономическом и военном отношении державой.

Холодная война.

4




Отношения с бывшими союзниками

Уч.: С началом «холодной войны» значение понятий «Запад» и «Восток» поменялось. К западу относились союзники США, а к востоку – СССР и дружественные ему социалистические страны. Таким образом, можно сказать, что дружеские отношения между союзниками по Антигитлеровской коалиции с началом «холодной войны» перестали быть таковыми.

Уч.: Как вы считаете, чем была вызвана конфликтность в отношениях между СССР и США?
Уч.: Предлагаю начать с истоков «холодной войны».

5 марта 1946г. У. Черчилль в Фултоне произнес свою знаменитую речь, в которой заявил, что железный занавес отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.

Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны». 

Уч.: 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речью, которая стала доктриной внешней политики государства. Доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».

И эту речь тоже считают истоком «холодной войны».

Уч.: Практическое воплощение доктрины Трумэна – это план Маршалла, действовавший в 1948-1952 гг. «План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить устои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом.

Уч.: В ответ на план Маршалла СССР в 1949 г. учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его целью было укрепить союзнические отношения с социалистическими странами и предоставить им помощь.

Уч.: Таким образом, хорошо видна начавшаяся конфронтация между двумя сверхдержавами.
Уч.: В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран.

Уч.: Прочитайте выдержки из Североатлантического договора и ответьте на вопросы. (Приложение 1).

Уч.: В противовес НАТО в 1955 г. для укрепления отношений между социалистическими странами явилось образование Организации Варшавского Договора (ОВД). Прочитайте выдержки из ОВД и ответьте на вопросы. (Приложение 2).

Уч.: Теперь давайте заполним таблицу

«Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны».

Уч.: Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.



1)идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения. Гонка вооружения.

Читают документ и отвечают устно на вопросы.


Читают документ и отвечают устно на вопросы.


НАТО

ОВД

США,

Канада, Великобритания, Франция,

Бельгия, Нидерланды, Люксембург,

Италия,

Португалия, Норвегия,

Дания,

Исландия

Албании

Болгарии,

Венгрии,

ГДР,

Польши,

Румынии,

СССР

Чехословакии.




5




Складывание социалистического лагеря

Уч.: Как мы знаем Сталин и все советское руководство стремилось установить социализм по всей Европе. По всей Европе установить социализм не удалось, однако при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы (см. на слайд.).

Уч.: Прочитайте теперь пункт в учебнике на стр. 229-230 и ответьте на вопрос: Какие события стали кульминацией обострения отношений между Востоком и Запалом в 1948-1953 гг.

Уч: Верно. В сентябре 1949 г. произошел раскол Германии. Образовались два государства - ФРГ и ГДР.

Пиком противостояния двух систем стала корейская война (1950-1953 гг.). Она стала первым военным столкновением, в котором СССР и США оказались по разные стороны линии фронта.


В 1948 г. – разрыв СССР с Югославией, Корейская война (1950-1953), создание ФРГ и ГДР.

6




СССР и страны «третьего мира»

Уч.: После 2МВ начался необратимый процесс распада колониальной системы. Советское правительство поощрял национально-освободительную борьбу угнетенных народов. Причем Сталин пытался укрепить собственные позиции в странах «третьего мира».

Уч.: Давайте вспомним, какие страны называют странами «третьего мира»?

Уч.: Таким образом, возник ряд суверенных государств.

Как вы понимаете понятие «суверенное государство»?
Уч.: Как мы с вами уже выяснили, в ходе «холодной войны» развернулось ожесточенное соперничество сверхдержав за влияние в различных регионах планеты.

В странах третьего мира Сталин стремился укрепить свои позиции. Он высказывал намерение надолго обосноваться в Иране, находившемся с 1941 г. под совместной оккупацией Великобритании и СССР. Там Москва активно помогала оппозиционной партии Туде (коммунистическая партия) и сепаратистским движениям курдов и азербайджанцев. В декабре 1945 г. при советском содействии были провозглашены на севере Ирана автономная республика Азербайджан и Курдская народная республика. После жесткого противодействия Англии СССР был вынужден вывести оттуда войска. 



Страны «третьего мира» - развивающиеся страны.

Основная черта– колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран.

Суверенное государство – государство с полной независимостью от других государств в его внутренних делах и международной политике.

7




Подведение итогов

Уч.: Таким образом, можно сделать вывод о том, что феномен «разорванных надвое народов» как в Европе, так и Азии, на долгое время оставался символом биполярного раскола мира.






Приложение 2
Таблица 2

Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на констатирующем этапе эксперимента

Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война»

Количество

учащихся

%

Высокий

3

20

Средний

5

33

Низкий

7

47


Приложение 3

Таблица 3

Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на контрольном этапе эксперимента

Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война»

Количество

учащихся

%

Высокий

4

26,5

Средний

7

47

Низкий

4

26,5


Приложение 4


Рис. 2 Модель 4-х вопросов
Приложение 5

Рис. 3 Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на контрольном этапе эксперимента