Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Расширение (дополнительные задания): идеи для дальнейшего развития истории, дополнительные задания и идеи для команд, разработка дополнительных документов (в том числе текстов, листовок и т.п. по теме проекта).
Цель опытного обучения заключалась в проверке эффективности применения разработанных приемов как инструмента формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» учащихся на уроках истории.
Задачами опытного обучения были:
-провести первичное измерение уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» (входной тест), вычислить средний балл группы;
-организовать обучение учащихся с применением разработанных приемов;
-организовать посещение учащимися краткосрочного курса;
-провести вторичное измерение уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» учащихся (итоговый тест), вычислить средний балл группы;
-сравнить средний балл группы за входной и итоговый тест;
-сделать вывод о динамике формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» учащихся и эффективности использования разработанных приемов и краткосрочного курса в образовательном процессе.
Опытное обучение включало три этапа:
-констатирующий (сентябрь 2017);
-формирующий (октябрь 2017 - апрель 2018);
-контрольный (май 2018) .
Существуют разные методики для определения уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война». Все они служат для оценки качеств умения систематизировать исторический материал - способности анализировать и сравнивать, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей.
На констатирующем этапе (сентябрь 2017) учащимся было предложено написать тест для определения первоначального уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война».
Для этого нами был выбран тест для оценки формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» учащихся, который проверяет следующие умения: умение находить недостающую информацию, умение делать и оценивать логичные умозаключения, умение оценивать последовательности умозаключений, умение рефлексивно оценивать содержание текста, умение находить главную информацию на фоне избыточной.
Кроме этого, учащимся также было предложено написать тест Липпмана «Логические закономерности», поскольку формирование умений систематизировать исторический материал включает операции логического умения систематизировать исторический материал.
Для получения общего вывода об уровне формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» учащихся по двум методикам, мы воспользовались первичным методом математической статистики, а именно нахождением среднего значения данных.
Таким образом, мы получили показатели, непосредственно отражающие результаты исследования уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война».
Результаты отражены в таблице 2 в Приложении 2.
На формирующем этапе эксперимента было применение вышеперечисленных приемов, и учащиеся данной группы в течение 3 четверти посетили краткосрочный курс
Контрольный этап был нацелен на определение уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» по итогам применения разработанных приемов и посещения краткосрочного курса. Было проведено повторное тестирование учащихся для определения итогового уровня формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» и для сравнения его с уровнем на констатирующем этапе.
Результаты контрольного этапа показаны в таблице 3 в Приложении 3.
Анализируя и сопоставляя результаты анкетирования учащихся в сентябре 2017 г. и мае 2018 г., можно сделать вывод, что нам удалось повысить количество учащихся с высоким уровнем умения систематизировать исторический материал на 6% и со средним на 14% (рис. 3 в Приложении 5).
Курс содержит недостаточное количество упражнений, направленных на формирование умений систематизировать исторический материал, следовательно, нам нужно использовать дополнительные упражнения и приемы.
В рамках данного исследования были разработаны и апробированы приемы, направленные на формирование умений систематизировать исторический материал, и также был разработан краткосрочный курс. Применив разработанные приемы на уроках истории, мы сумели повысить количество учащихся со средним уровнем формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на 14%, а с высоким на 6%, о чем свидетельствует анализ и сопоставление результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таким образом, для развития способностей анализировать, сравнивать, делать логические построения, умозаключения и с легкостью находить ассоциативные связи, т.е. для развития главных качеств формирования конкретных представлений о понятии «холодная война», необходимо регулярно применять разработанные приемы.
Заключение
Таким образом, в настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением систематизировать исторический материал, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию творческого потенциала и личностных возможностей старших школьников, гораздо проще.
Обучение умениям и навыкам систематизированного поиска, умение систематизировать исторический материал, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.
«Открывать, искать, исследовать» - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития умений систематизировать исторический материал, организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации систематизированной работы учащихся.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
Формирование умений систематизировать исторический материал учащихся ориентировано на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, систематизированних методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
Формирование умений систематизировать исторический материал учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них систематизированного типа умения систематизировать исторический материал. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур творческого типа, которые предполагают самостоятельность умения систематизировать исторический материал, а также способность к систематизированному поведению.
Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на формирование умений систематизировать исторический материал на уроках истории, в результате чего нам удалось повысить уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на 20%.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся основной школы формирование умений систематизировать исторический материал будет успешно развиваться средствами предмета «История», если в обучении будет использоваться технология формирования конкретных представлений о понятии «холодная война»; в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень владения языком, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление и другие» подтвердилась.