Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России XX века 6
1.1 Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры 6
1.2 Оценка СССР в условиях «холодной войны» 12
2. Методика преподавания «трудных вопросов» истории России XX века 24
2.1 Современные линии учебников по истории России с учетом историко-культурного стандарта, их сравнительная характеристика 24
2.2 Освещение вопроса об оценке СССР в условиях «холодной войны» в ходе урока по учебнику Торкунова А.В. «Истории России» 10 класс 34
2.3 Анализ проведенного урока 38
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 1 52
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире каждый образованный человек должен иметь возможность самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации этого принципа может быть формирование навыков для систематизации исторического материала, основанного на развитии когнитивных навыков учеников, способности самостоятельно находить необходимую информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания, способность видеть, формулировать и решать проблему, способность принимать субъективное решение.
Включение систематизированной деятельности в учебный процесс позволяет не только значительно расширить спектр знаний среди школьников, сформировать способность анализировать и сравнивать, имитировать возможные решения ситуации, но также приводит к увеличению познавательного интереса, способность работать с источниками информации. В то же время меняются индивидуальные характеристики ученика: происходит адекватная самооценка, развивается способность защищать свою позицию. Научно-систематизированная деятельность обеспечивает высокий информационный потенциал и систему ассимиляции образовательного материала, включает внутрисубъектные и междисциплинарные связи.
Актуальность исследования также заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач образования является формирование навыков систематизации исторического материала путем формирования навыков систематизации исторического материала. В современном обществе роль способности систематизировать исторический материал человека как адаптивного фактора значительно возрастает. Активно реализованные технологии манипулирования сознанием и личностью, появление сложного оборудования и технологий и другие факторы предопределяют важность развития высокого уровня способности систематизировать исторический материал, критической способности систематизировать исторический материал в современном человеке.
Приоритет должен быть уделен реализации развивающей функции образного образования. В то же время основной целью обучения будет развитие способности систематизировать исторический материал и знания ученика.
Степень изученности темы исследования. Использование письменных источников на уроке истории всегда рассматривалось методистами как важная составная часть обучения истории. В XIX - начале XX века в обучении истории активно применялся «лабораторный метод» (М.М. Стасюлевич, Н.А. Рожков, С.В. Фарфоровский), получивший свое развитие в 20-30-е гг. (А.А. Введенский, А.В. Предтеченский). В трудах советских методистов 50-80-х годов XX века содержится значительное количество рекомендаций по использованию документа на уроках в качестве дополнительного источника исторических знаний (В.И. Вернадский, А.А. Вагин, П.В. Гора, Н.Г. Дайри, В.Г. Карцов, И.Я. Лернер, А.И. Стражев, и др.).
Источниковая база исследования. В 90-е годы XX века произошло важное изменение в оценке роли документа на уроке истории: многие исследователи последовательно доказали, что письменные памятники прошлого могут рассматриваться как основной источник знаний по предмету Л.H. Алексашкина, Л.H. Боголюбов, Е.Е. Вяземский, Е.А. Гевуркова, А.Г. Колосков, М.В. Короткова, М.Т. Студеникин, О.Ю. Стрелова и др.
Объектом исследования являются старшие школьники.
Предметом исследования является процесс формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» при обучении истории.
Хронологические и географические рамки исследования. 1917 год – настоящее время.
Методологическая основа исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы
; педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Цель исследования – рассмотрение дискуссионных вопросов по истории России XX века в школьных учебниках последнего поколения: сравнительная характеристика.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России XX века;
- представить методику преподавания «трудных вопросов» истории России XX века.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определены причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры 6
2. Дана оценка СССР в условиях «холодной войны».
3. Представлены современные линии учебников по истории России с учетом историко-культурного стандарта, их сравнительная характеристика
4. Представлено освещение вопроса об оценке СССР в условиях «холодной войны» в ходе урока по учебнику Торкунова А.В. «Истории России» 10 класс .
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты, в виде методических разработок уроков, научно-методических рекомендаций могут быть использованы в практике преподавания предмета.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России XX века
1.1 Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры
В 1917 году революционные процессы начались в России. Принимая во внимание тот факт, что страна позже других европейских государств вступила на путь капиталистического развития, ей пришлось полностью повторить ход Французской революции: На начальном этапе была свергнута монархия, установлена республиканская форма правления. Противодействие со стороны свергнутых элит, социальных сил актуализировало создание сильной власти, способной противостоять контрреволюционным настроениям. Роль диктатора взяла на себя большевистская партия. Был провозглашен переход власти от буржуазии к пролетариату. Несмотря на различия в названиях, данный этап, по сути, повторял якобинский период Французской революции. Второй этап продолжался до 1928 года. С 1928 г. начался процесс «ползучей» контрреволюции, включающий свертывание НЭПа, увеличение государственного капитала посредством включения в нее сельскохозяйственного производства (процесса коллективизации), централизацию власти [12].
Сама по себе формулировка вопроса охватывает длительный период времени и сразу несколько сущностей. Поэтому в один раз мы с вами с научной сертификацией не уложимся. Для начала остановимся на том, как в современной исторической науке трактуется новая экономическая политика Советской власти.
В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) постановил вернуться к непосредственному построению в стране социализма.
Первым делом решили обезопасить страну от разгрома в случае войны с окружавшими СССР капиталистическими странами. Поэтому начать решили с укрепления военной мощи.
А для этого необходимо было в кратчайшие сроки осуществить индустриализацию СССР – форсированное развитие тяжелой промышленности. Ведь тяжелая промышленность – это, прежде всего, база промышленности военной. А в СССР она к 1925-му еле-еле достигла уровня 1913 г. – при том, что Запад (где не было таких революций и многолетней Гражданской войны) с 1913-го ушел далеко вперёд.
НЭП при этом оказался в состоянии кризиса. Уже в 1927-м перестало хватать продовольствия для увеличивавшегося числа рабочих и служащих. Государственные закупочные цены на зерно были столь низки, а нужных деревне
промышленных товаров так мало и по высоким ценам, что крестьяне сократили продажу хлеба.
Видный идеолог ВКП(б) Николай Бухарин предложил в таких условиях продолжать действовать в духе НЭПа – приостановить развитие тяжёлой промышленности и развивать лёгкую, чтобы дать деревне промтовары и тем заинтересовать её в продаже сельхозпродукции. И только потом – когда заинтересованная деревня наладит стабильное снабжение городов продовольствием – вернуться к индустриализации.
Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин исходил из того, что главной ценностью является не НЭП, а индустриализация. Её в условиях внешней угрозы нужно провести сейчас, а не потом. И если не удается заинтересовать крестьян в продаже хлеба, не сворачивая индустриализацию, значит, надо у них забирать силой «хлебные излишки». Значит, надо свёртывать НЭП [16].
И по настоянию Сталина и его сторонников, к тому времени одержавших победу во внутрипартийных спорах, в 1928 г. в условиях кризиса хлебозаготовок у деревни опять, как при «военном коммунизме», стали забирать хлеб силой. Это и было началом свёртывания НЭПа: ведь «забирать» – это несовместимо с рыночными отношениями.
В апреле 1929 г. на XVI партийной конференции был утверждён план форсированной индустриализации СССР – план первой пятилетки. Выполнить его можно было только при предельной централизации руководства экономикой. Поэтому в 1929 – 1930 гг. урезали хозяйственную самостоятельность госпредприятий и ликвидировали рыночную инфраструктуру. Государство само, без всяких специальных банков и бирж, даст кому надо и средства, и сырьё, и рабочую силу – и само распределит готовую продукцию. Тем более что при социализме так и положено.
Частное предпринимательство не запретили. Но налоговой политикой и приоритетными преференциями государственной промышленности существенно его прижали, свели его к тому, что сейчас принято называть «малым и средним бизнесом», – да и то с резким сокращением объёмов. Всё равно ведь при социализме частников не будет…
А поскольку государству надоело каждый год «выбивать» из деревни хлеб, осенью 1929-го приступили и к коллективизации сельского хозяйства – то есть к принудительному объединению частных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы) [20].