Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§32. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х - середине 1960-х гг
§33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х - середине 1960-х гг
§34. Политика мирного сосуществования в 1950-х - первой половине 1960-х гг.
§35. Политическое развитие в 1960-х - середине 1980-х гг
§36. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х - середине 1980-х гг.
- Национальная политика и национальные движения в 1960-х - середине 1980-х гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.
§38. Политика разрядки международной напряжённости.
А.В. Торкунов, прежде всего, отмечает, что народное хозяйство в процессе планирования воспринималось государством в качестве единого целого. Фундаментом хозяйственной системы страны считались: по большей части - государственный сектор, охватывающий всю промышленность; частично – сельское хозяйство, основой которого выступали колхозы и кооперативы. Во-вторых, всякий экономический план государства был нацелен на решение четко определенных народнохозяйственных задач.
Так, например, в период с 1930-х по 1941 гг. такой целью выступало построение мощного индустриального государства (основное внимание при этом уделялось тяжелой промышленности). В-третьих, базовым методом планирования выступало составление сводного баланса. Подобные балансы, содержащие в себе оценку производства и потребления, составлялись по национальной экономике в целом и по каждому сектору промышленности и сельского хозяйства в частности. Они составлялись в натуральном и стоимостном выражении. При этом всегда разрабатывалось два баланса - желательный и отчетный. Первый отражал желаемые результаты, которые могли быть достигнуты по окончании следующего планового периода, а второй фиксировал реально достигнутые показатели последнего периода. Широкое распространение в плановой экономике СССР получили планы «пятилетки», которые составлялись сроком на пять лет. Впоследствии они всегда делились на более узкие временные рамки и подлежали последующему распределению между определенными хозяйственными ведомствами. В этом заключается четвертая и пятая особенности государственного планирования в СССР. Наконец, в-шестых, неотъемлемой частью государственного плана выступал государственный бюджет СССР. Разрабатывался он одновременно с финансовым балансом и подлежал исполнению после того, как расчетные счета ведомств,
курирующих предприятия, задействованные в плане, будет переслана заявленная сумма денег [16].
На сегодняшний день существует множество точек зрения относительно путей присоединения России к мировым интеграционным процессам. Можно выделить несколько факторов, которые оказали на это наибольшее влияние: деятельность правительства по развитию национальной экономики при помощи структурной перестройки и перехода к рыночной системе хозяйствования; создание действенных законодательных, материальных, технических и организационных предпосылок [16].
Исследование проблем интеграции в мировые хозяйственные отношения других стран показывает, что основное условие создания жизнеспособной экономической системы в переходном периоде – это ее открытость. Открытая экономика позволяет намного эффективнее определять цены на отечественные товары за счет их ориентации на цены мирового рынка. Также важное преимущество открытой экономики состоит в ее значении при противостоянии монополизму. Мировой рынок является мощным средством борьбы с монополизмом и решением проблем эффективного функционирования национальной экономики в переходном периоде. При радикальных либералистских реформах Россия была отброшена назад на несколько десятилетий, тогда как многие страны мира быстро продвигались вперед, чему способствовала благоприятная экономическая конъюнктура. В 1998 году постсоветская Россия оказалась на 12 месте по объему ВВП, уступая не только ведущим промышленно развитым странам, но и Индии, Китаю, Мексике и Бразилии.
2.3 Анализ проведенного урока
Урок на тему: «Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» 1945-1953».
Цели урока:
-
сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах; -
формирование умений систематизировать исторический материал; устанавливать причинно-следственные связи; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, сравнительной таблицей; логично мыслить, высказывать и отстаивать свою точку зрения; -
воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.
Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Понятия: доктрина ««сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания коммунизма», план «Дропшот», международное движение защитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира».
Оборудование: учебник Торкунова А.В. «Истории России» 10 класс, раздаточный материал, мультимедийная презентация, проектор, атласы.
План урока:
-
Организационный момент -
Проверка домашнего задания. -
Вводная беседа. Целеполагание -
Отношения с бывшими союзниками -
Складывание социалистического лагеря -
СССР и страны «третьего мира» -
Подведение итогов (см. Приложение 1).
В настоящее время появилась возможность использования конструктора «Построй свою историю». Данная технология не только помогает мотивировать учащихся и развивать умение говорения, но и направлена на формирование умений систематизировать исторический материал.
«Построй свою историю» предназначен для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.
«Построй свою историю» - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет учащимся освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.
«Построй свою историю» помогает учащимся:
- научиться говорить на разные темы;
-научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы;
- развить навыки устной речи и языкового восприятия;
- научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты;
- научиться определять и понимать концепции жанров;
- развивать умение систематизировать исторический материал за счет анализа ситуации, интерпретации сюжета, развития истории и ее презентации, оценки деятельности;
- делать оценку своей деятельности внутри группы, группы в целом и работы других групп;
- естественным образом объединить классическое и цифровое обучение.
Задания к данному набору делятся на четыре категории:
- первые шаги;
- повседневное повествование;
- построение и рассказывание историй;
- пересказ и анализ рассказов.
Первые шаги - освоение технологии работы с конструктором, знакомство с деталями конструктора, возможностями набора, построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории), первые попытки построения историй (начало - середина - конец, принцип четырех вопросов: «Что? Кто? Когда? Где?» (рис. 2 Приложении 4), первые попытки записи историй на видео.
Повседневное повествование - учитель и ученики говорят о значимых событиях в период «холодной войны», а так же обсуждают события в жизни общества, фильмы, книги, телевидение, ученики строят сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе, обсуждаются разные точки зрения, учащиеся показывают свою трактовку событий, истории на видео становятся более обдуманными, учащиеся руководят процессом съемки и монтажа, вводятся элементы взаимооценивания работ.
Построение и презентация историй - работа в группе над одним сюжетом, распределение платформ между участниками, которые создают разные этапы развития сюжета, создание целого рассказа по фрагменту, разные интерпретации одного события, съемка фильмов или мультфильмов.
Выполняя эти задания, учащиеся знакомятся с основными элементами структуры рассказы. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе.
В зависимости от уровня и возможностей учащихся, структура рассказа может включать три сценические конструкции - начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) - или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказа могут участвовать до пяти учеников - они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик создает одну из сценических конструкций рассказа.
Пересказ и анализ рассказов - чтение и анализ рассказов разных жанров, определение их жанрового своеобразия, анализ характеров персонажей, выражение их через внешний вид, поведение, речь.
Ученики создают свою историю «холодной войны» в рамках определенного жанра (страшилка, романтическая история «холодной войны», стихотворение, древняя легенда, иллюстрированных рассказов, фильмов, комиксов, мультфильмов).
Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образов, чтобы они соответствовали уровню учеников, являлись основой для анализа и работы с разными жанрами. Учащиеся могут добавить свою последовательность событий и окончания. Также можно изменит начало всем знакомой истории, поскольку это внесет изменения в чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут изучить последовательность и результат изменений на сюжет и последовательность событий в рассказе.
Распределение заданий - все вышеуказанные задания могут быть использованы в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного учителя и класса. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.
Каждое занятие имеет выраженную однотипную структуру, что обеспечивает естественный ход процесса обучения.
Этапы занятия:
1. Подготовка к работе: чтение вслух или пересказ сценария, занятия с опорой на картинку (фотографию), определение сюжетной линии рассказа, обсуждение основной идеи, распределение ролей.
2. Построение рассказа: построение персонажей и места события.
3. Разумения систематизировать исторический материал (часто идут параллельно с п. 2) - обсуждение учащимися в группе и между группами о том, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться, развитие рассказа, додумывание его элементов в процессе строительства, определение позиции, с которой будет вестись рассказ, подбор лексики и создание комикса.
4. Совместное использование и оформление: представление своего рассказа аудитории, обсуждение рассказов, рекомендации авторам, самооценка.
5. Доработка сценария. Представление доработанных версий. Оценка результатов своей деятельности.