ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взрослый как субъект обучения
Лицо, выполняющее социально значимые продуктивные роли (гражданина, работника, члена семьи),
обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью,
относительной экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения,
совмещающее или чередующее учебную деятельность с иными видами деятельности.
Взрослый -это
ВЗРОСЛОСТЬ – период жизни человека, наступающий после юности
Биологическая взрослость (собственная ответственность за гармонию отношений себя как индивида и окружающей среды, за здоровье и жизнь
(свою собственную и ближайшего пространства)
Социальная взрослость (собственная ответственность за гармонию отношений себя как личности и социума)
Духовная взрослость (вырос дух) – человеческое начало в каждом из нас, которое динамично:
укрепляется, ослабевает в зависимости от степени разумности, от веры, надежды, любви, внутренней свободы и самостоятельности
Взрослость можно определить как качество жизнедеятельности, воплощающее способность к воспроизводству всей полноты бытия.
Это не просто определенный период в жизни, но и особое состояние, сущностными признаками которого выступают осмысленность и ответственность за свои деяния.
ВЗРОСЛЫЙ – ЭТО ТОТ, КТО
Умеет
*принимать решения
*принимать на себя ответственность
*убеждать
*оценить ситуацию и принять конкретное решение
*правильно оценивать свои возможности
*достигать поставленных целей
*планировать деятельность
*предвидеть результат
*разрешать конфликт
Имеет
*жизненный опыт(бытовой, профессиональный, социальный)
*навыки для определенного качества жизни
*необходимый культурно-образовательный уровень
Отвечает
*за свои слова и действия
*за результат своей деятельности
Действует
*осознанно
*ответственно
*разумно
*компетентно
*самостоятельно
*уважительно
*по правилам, нормам (а не случайным образом)
Особенности взрослых учащихся (М. B. Кларин): - потребность в обосновании (смысле); - потребность в самостоятельности; - жизненный опыт; - назревшая необходимость; - практическая направленность.
Необходимость приобретения дополнительного образовательного опыта обусловлена следующими факторами
Фактор 1
*постоянным появлением в жизни взрослого человека проблем, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению
Фактор 2
*наличием у людей любого возраста своих информационных запросов
Фактор 3
*способностью человека к обучению независимо от его возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы обновления информации и позволяющих компенсировать последствия возрастного ослабевания, затухания ради познавательных функций
Фактор 4
*накоплением каждым из нас в ходе жизнедеятельности опыта, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя
(при условии его осмысления)
О возможностях взрослых усваивать новое знание
Могут ли взрослые успешно учиться?
В какой степени способность человека к обучению меняется на протяжении его жизни?
Какую помощь взрослым может оказать преподаватель, чтобы новое знание было усвоено?
На протяжении многих лет психологи традиционно рассматривали развитие психики только в периоды биологического развития организма человека,
то есть до 15-17 лет.
Дальнейшее развитие психики не предполагалось.
Период с 18 до 60 лет и далее получил название «окаменелость» (Э.Клапаред).
Считалось, что для этого отрезка человеческой жизни характерно стационарное состояние, то есть отсутствие каких-либо качественных или структурных изменений.
Современные данные психофизиологии, психологии и геронтологии позволяют сделать выводы о том, что у взрослых людей развитие психики продолжается.
Результаты разных исследователей доказывают, что способности к обучению взрослых людей от 20 до 60 лет существенно не меняются, а у людей умственного труда они сохраняются еще дольше
Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу множества внутренних преград, складывавшихся годами
В мире постоянного нарастания информации, то, что было выучено десять, а то и пять лет назад, оказывается неактуальным сегодня. Современный школьник и, конечно, студент по ряду вопросов более информированы, нежели их родители, дедушки и бабушки.
Взрослый оказывается безоружным перед фактом своей некомпетентности, функциональной неграмотности, чаще всего не понимая, что это естественная ситуация, требующая осознанного постоянного образовательного движения.
Навыки обучения и самообразования у взрослого были сформированы в совершенно иной ситуации. Приход нового столетия сопровождается сменой стратегий работы с информацией.
Человека старше 40 лет приводят в недоумение множественность, вариативность, дискретность сведений, которые поступают к нему из окружающего мира. Его смущает невозможность охватить весь массив знаний даже в своей отрасли. Фактически перед ним вновь встает знакомая школьная задача — научиться учиться.
Трудности и препятствия в образовании взрослых
Психофизиологические
У некоторых взрослых людей возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом.
Однако учеными доказано, что успешно обучаться можно в любом возрасте. Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией.
Это становится возможным, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению.
Социально-психологические
Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции ученика.
Особенно это касается лиц, занимающих определенное социальное положение на административной лестнице.
Психологически они не готовы к оборачиванию ситуации и добровольному превращению в «объект» педагогического влияния.
Социальные
Отсутствие востребованности нового уровня образованности со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса зачастую делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования.
Психолого-педагогические
Не сформированность установки на необходимость для современного человека пожизненного образования.
Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях.
Наконец, человек просто может не знать о существующих формах образования взрослых.