Файл: Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение проведения обязательного аудита несет директор Предприятия.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль движения активов и обязательств, формирования доходов и расходов, сохранности и прироста капитала и выполнения обязательств Предприятия.

Предприятием применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, который разрабатывается на основании типового плана счетов, являющегося приложением № 1.1. к Приказу об утверждении учетной политики.

3.3. Инвентаризация имущества и обязательств

Инвентаризация проводится Предприятием в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с положением о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств, являющегося приложением № 1.5. к Приказу об утверждении учетной политики.
3.4. Порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности

Предприятие составляет квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность нарастающим итогом с начала отчетного года по формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Единица измерения и формат представления показателей бухгалтерской отчетности - в полных тысячах рублей без десятичных знаков.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности Предприятия входят следующие формы:

Бухгалтерский баланс

Отчет о финансовых результатах

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности

В состав годовой бухгалтерской отчетности Предприятия входят:

Бухгалтерский баланс

Отчет о финансовых результатах

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Пояснительная записка к годовому отчету

Аудиторское заключение

Годовая отчетность представляется: инспекцию МНС РФ и собственнику имущества.
3.5. Формы первичных учетных документов, порядок контроля за хозяйственными операциями


Бухгалтерские учетные записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота, представленный в Приложении № 1.3 к Приказу об утверждении учетной политики

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;

  • дату составления документа;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • содержание хозяйственной операции;

  • измерители хозяйственной операции в натуральном и (или) денежном выражении;

  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

  • личные подписи указанных лиц.

Альбом неунифицированных форм первичных учетных документов представлен в Приложении № 1.2 к Приказу об утверждении учетной политики.

Прохождение первичных документов в соответствующих службах предприятия осуществляется в соответствии графиком документооборота (Приложение № 1.3 к Приказу об утверждении учетной политике) исполнение, которого является обязательным для всех сотрудников. Требования бухгалтерии по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, своевременному представлению необходимых документов и сведений обязательны для всех работников. Ответственность за своевременным оформлением факта хозяйственной жизни возложено на руководителей подразделений согласно графику документооборота. Контроль за отражением хозяйственных операций в бухгалтерском учете возлагается на бухгалтерию.

Контроль за совершением фактов хозяйственной жизни осуществляется путем:

  • подотчетности одних работников другим определяется структурой предприятия, утверждаемой отдельным приказом по предприятию;

  • внутренними проверками и сверками взаимосвязанных данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами предприятия на основании внедрении процесса бюджетирования, проведения оперативного анализа фактических данных с запланированными по подразделениям затрат;

  • регулярного проведения инвентаризации активов и обязательств;

  • регулярного отслеживания состояния первичного, аналитического и синтетического учета осуществляется бухгалтерией предприятия;

  • ограничение доступа к активам и соответствующим учетным записям и контроль за компьютерной информационными системами и прикладными программами осуществляется отделом программного обеспечения предприятия.


Единые цели, правила, принципы отражения фактов хозяйственной жизни осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о внутреннем контроле к Приказу об учетной политике (Приложение № 1.6)
3.6. Регистры бухгалтерского учета

Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов), содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Бухгалтерский учет ведется в стандартной версии компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.3».

Основными регистрами бухгалтерского учета организации являются:

- оборотно-сальдовая ведомость; анализ счетов; главная книга; прочие регистры.

Регистры бухгалтерского учета ведутся по формам (Приложение №1.2), предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия». Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
3.7. Хранение документов бухгалтерского учета

Предприятие хранит первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с Приложением № 1.4 к Приказу об утверждении учетной политики.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета несет руководитель Предприятия.
3.8. Основания для изменения учетной политики

Изменение учетной политики Предприятия может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету,

разработки Предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности Предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации, существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования Предприятия может быть связано с реорганизацией Предприятия, изменением видов деятельности и т.п.
3.9. Квалификация и исправление ошибок бухгалтерского учета.

С целью формирования бухгалтерской отчетности существенной ошибкой признается ошибка, искажающая в отдельности или в совокупности с другими ошибками показатель статьи отчетности более чем на 5%.

Существенная ошибка, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за предшествующий год, но до даты представления такой отчетности Предприятия, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в декабре года, за который составляется бухгалтерская отчетность.

Существенная ошибка, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за предшествующий год, исправляется:

  • записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом соответствующая сумма отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с одновременной корректировкой остатков на счетах учета имущества, обязательств, капитала, в оценке которых выявлены отклонения;

  • путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности Предприятия за текущий отчетный год.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах Предприятие раскрывает информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде.



  1. Особенности бухгалтерского учета и отражения в отчетности отдельных видов активов и обязательств, доходов и расходов.


4.1. Вложения во внеоборотные активы (включая капитальное строительство)

В составе вложений во внеоборотные активы учитываются незавершенные капитальные вложения в объекты, которые планируются к использованию в качестве внеоборотных активов (основных средств, доходных вложений в материальные ценности, нематериальных активов).

Единицей бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы является:

  • по вложениям, связанным со строительством и приобретением основных средств - каждый строящийся (отдельно стоящее здание или сооружение, вид или комплекс работ, на строительство которого должен быть составлен отдельный проект и смета) или приобретаемый объект основных средств;

  • по вложениям, связанным с созданием (приобретением) нематериальных активов - каждый создаваемый (приобретаемый) объект;

Аналитический учет вложений во внеоборотные активы ведется по каждому объекту; по технологической структуре затрат; способу ведения строительства объектов.

Субсчета счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» формируются по видам капитальных вложений. Вложения во внеоборотные активы отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам.

В стоимость вложений во внеоборотные активы включаются проценты по привлеченным займам и кредитам, связанным с созданием инвестиционного актива.

При принятии решения о приостановлении строительства в обязательном порядке проводится

4.2. Оборудование к установке

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения. Аналитический учет оборудования к установке на счете 07 «Оборудование к установке» организуется: по местам хранения; по наименованиям оборудования.

Списание оборудования к установке при его передаче в монтаж производится по себестоимости единицы оборудования.
4.3. Основные средства

Активы, кроме объектов недвижимости, в отношении которых выполняются условия, служащие основанием для принятия к бухгалтерскому учету принимаются Предприятием к бухгалтерскому учету в качестве основных средств