Файл: Руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова «лидерство» и «лидер».
В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуацион ных переменных.
Актуальность данной темы является чрезвычайно важной в современных условиях, так как менеджер, как особый вид работников является важной частью коллектива. Команда только тогда достигает цели, когда все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда менеджер не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов команды будут напрасны.
В целом, труд менеджера может быть разделен на четыре функции. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль. Но мы не должны считать, что только менеджер выполняет эти функции. Другие работники принимают активное участие в оказании ему помощи.
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которая не может быть выполнена успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание
важности общих истин и многочисленных вариаций, которые делают ситуации отличными друг от друга. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или компоненты организации (внутренние переменные), а также силы, действующие на организацию извне (внешние переменные), а также учитывать их влияние на организацию общества.
Целью данной работы является анализ использования концепций лидерства в организации (на примере ООО «Газпром добыча Ноябрьск»).
Для решения поставленной цели предстоит решить ряд задач:
-
Рассмотреть современные концепции лидерства в деятельности менеджера; -
Провести анализ стиля руководства и реализации власти в ООО «Газпром добыча Ноябрьск».
Объект изучения: ООО «Газпром добыча Ноябрьск».
Предмет исследования: стиль управления в исследуемой организации.
Методы исследования: анализ документов, опрос (анкетирование) и наблюдение.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Глава 1. Современные концепции лидерства в деятельности менеджера
-
Теория лидерских качеств
Теория лидерских качеств является самым ранним подходом к изучению и объяснению лидерства. Первые исследователи старались определить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс обычных людей.
Исследователи считали, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся с течением времени характеристик, которые отличали их от не-лидеров. На основе этого подхода ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход был основан на убеждении, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стокдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так Стокдилл сделал вывод, что следующие пять качеств характеризуют лидера:
ум или интеллектуальные способности;
превосходство, либо преобладание над другими людьми; уверенность в себе;
активность и энергичность; знание дела.
Но эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигла та же участь
разочарования. Среди семи личностных качеств лидера, которые он обнаружил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его владелец будет лидером. Практика не подтвердила это утверждение. Несмотря на это, изучение лидерских качеств продолжалось вплоть до середины 80-х годов. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, который исследовал 90 успешных лидеров. Он выделил следующие четыре группы лидерских качеств:
-
управление вниманием, или способность представить суть результата или исхода, цели или направления движения / действий, чтобы это было привлекательным для последователей; -
управление значением, или способность так передавать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; -
управление доверием, или способность строить свою деятельность с постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; -
управление собой, или способность знать так хорошо и вовремя распознать свои сильные и слабые стороны, чтобы укрепить свои слабые стороны умелым привлечением других ресурсов, включая ресурсы других людей. [4]
Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации, чтобы создать среду, в которой люди почувствуют свою важность и значимость, а также возможность узнать то, что они делают, и что они являются частью общего дела. Созданная таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию за
счет высокого качества работы и преданности делу. Дальнейшее исследование привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические,
или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, а также личностные, деловые.
Физиологические качества человека – это рост, вес, форма, фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может быть связь между наличием этих качеств и лидерством.
Тем не менее, быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, не дает никакого права быть лидером в этой группе. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают тот факт, что люди с ограниченными возможностями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур в мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, рассчитывают на применение силы в занятии лидирующих позиций, что, как уже отмечалось, не характерно для эффективного лидерства.
Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют наследственную и образовательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них не получило подтверждения в практике связи с лидерством. Это подводит к выводу о том, что дело обстоит не так просто, и что нельзя опираться на личностные черты в определении лидера в организации.
Изучение умственных или интеллектуальных качеств, а также их взаимосвязи с лидерством, проводилось многими учеными. В целом, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не-лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать оптимальные решения. Эффективное осуществление этих функций, как известно,