Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации
3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации
3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации
3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле
Список используемых источников
Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара
Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году
-
«Цифровизация фактического контроля основывается на применении технологий, которые позволят автоматически выполнять таможенные операции в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, и направлена на создание интеллектуального пункта пропуска (ИПП). ИПП должен работать под управлением автоматической системы, базирующейся на данных предварительного информирования, системе управления рисками и результатах интеллектуальной обработки информации, получаемой от технических средств автоматического контроля (регистрационный номер автомобиля и прицепа, номера контейнеров, QR-код на лобовом стекле автомобиля, результаты радиационного контроля, вес и габариты транспортного средства и т. п.)» [8]. важнейшую роль в данной системе будут играть датчики, благодаря которым ИИ сможет сканировать транспортные средства и товары. Также технология ИИ может использоваться для сверки информации, предоставленной в ДТ, со снимками из инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). -
«Результаты исследования показали, что все виды таможенного контроля, которые сводятся к проверке различных документов и не требуют взятия проб и образцов товаров, могут быть переданы подразделениям таможенных органов, осуществляющих документальный контроль в центрах электронного декларирования (ЦЭД), и максимально автоматизированы. Часть проблем может снять замена бумажных сертификатов на электронные. При этом важно, чтобы электронные сертификаты представляли собой структурированный формализованный электронный документ, подлежащий «машинной» цифровой обработке в автоматизированных системах. Поэтому на этапе таможенного декларирования товаров технологии искусственного интеллекта имеют широкие возможности применения» [8]. Также для полного автоматического анализа документации необходимо внедрение технологии интеллектуального распознавания текста.
-
Нехватка квалифицированных специалистов, которые могут работать с новыми технологиями, также является одном из ограничений на пути к развитию автоматизации таможенного контроля. Внедрение автоматизации может потребовать обучения и переквалификации персонала таможенных служб, что может занять значительное время и стоить значительных затрат. -
Требует проработки идея создания интеграционной платформы с объединением систем межведомственного взаимодействия всех пяти стран ЕАЭС: Для решения данной проблемы может быть полезно создания создание органа власти, регулирующего ВЭД на территории всего ЕАЭС. Также необходимо дальнейшее развитие системы ИИС ЕАЭС. -
Еще одной областью, где автоматизация может быть полезной, является таможенный контроль пассажиров и багажа на границе. Анализ данных и использование технологий распознавания лиц и биометрических данных могут помочь ускорить процесс идентификации пассажиров и выявления потенциальных нарушителей. -
Также важно развивать и внедрять новые технологии для улучшения таможенного контроля. Например, использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для наблюдения за границей может улучшить качество и точность контроля, а использование технологий распознавания лиц и биометрической идентификации может повысить безопасность и эффективность таможенного контроля. -
Кроме того, важно улучшать сотрудничество с другими странами и организациями в области таможенного контроля и использовать лучшие международные практики и стандарты. Такое сотрудничество может повысить эффективность таможенного контроля, сократить время и затраты на проведение процедур и улучшить безопасность на границе.
В целом, однако, перспективы развития автоматизации таможенного контроля в РФ остаются положительными. Внедрение новых технологий может значительно повысить эффективность и качество таможенного контроля, сократить время и затраты на проведение процедур и улучшить безопасность на границе. Однако важно учитывать потенциальные риски и проблемы, связанные с внедрением автоматизации, и разрабатывать соответствующие меры по их предотвращению.
3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене
Как было упомянуть выше, важным аспектом при улучшении автоматизации таможенного контроля является исследование международных практик в данной области, а также взаимодействие с другими странами, в интересах развития.
Когда речь идет о передовых практиках во внедрении автоматизации таможенного контроля, можно упомянуть несколько успешных проектов в этой области.
-
Сингапур: В 1989 году Сингапур внедрил систему TradeNet, которая является первой в мире полностью автоматизированной системой для обработки таможенных деклараций и сбора таможенных пошлин. Система связывает более 35 государственных агентств и 8000 компаний, упрощая обмен данными и уменьшая бюрократические преграды. Кроме того, Сингапур также использует технологию блокчейна для обеспечения безопасности и прозрачности таможенных процедур. -
Казахстан: «Механизм «единого окна» в той или иной степени применяется во всех странахучастницах ЕАЭС, однако ближе всего к эталонной модели находится механизм «единого окна» в Республике Казахстан, поэтому именно его рассмотрим более подробно. С 2017 года в Республике Казахстан применяется ПО «Асикуда Астана-1» и по состоянию на начало 2022 года Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан заявил о том, что работа по внедрению эталонной модели «единого окна» в стране практически завершена. То есть, Республика Казахстан в развитии своих ГКО первая из странучастниц ЕАЭС приблизилась к эталонной модели механизма «единого окна»» [10]. -
Китай: Китай активно применяет искусственный интеллект для автоматизации таможенных процедур. Это включает в себя использование машинного обучения для анализа больших данных и выявления потенциальных рисков, а также применение технологий распознавания образов для проверки товаров и контроля за их перемещением. -
США: В США система автоматизированного коммерческого окружения (ACE) обеспечивает централизованную точку доступа для подачи таможенных деклараций и обмена таможенной информацией. Это не только упрощает таможенные процедуры для экспортеров и импортеров, но и помогает таможенной службе лучше следить за перемещением товаров и выявлять потенциальные нарушения. -
Австралия: Австралийская таможенная служба использует современные технологии, такие как биометрия и автоматическое распознавание номерных знаков, для автоматизации таможенного контроля на границе. Это помогает обеспечить быстрый и эффективный контроль, снижая задержки и уменьшая нагрузку на человеческий персонал.
Все эти страны продолжают исследовать новые подходы и технологии для улучшения эффективности и эффективности своих таможенных служб.
Еще одна интересная практика, которая получила широкое распространение в мире, - это, использование технологий блокчейн для обеспечения безопасности и прозрачности в процессе таможенного контроля. Технология блокчейн может быть использована для создания единой базы данных, на которой будет отслеживаться вся информация о перемещении товаров, платежах и других событиях, связанных с таможенным контролем. Это позволит улучшить контроль над таможенными процедурами и предотвратить возможные случаи коррупции и мошенничества.
Но, нужно учитывать, что при внедрении передовых практик необходимо учитывать различные факторы, такие как стоимость, техническая сложность и соответствие законодательству. Кроме того, важно учитывать мнение экспертов и заинтересованных сторон, таких как таможенные службы, производители товаров и представители гражданского общества.
Однако, каждая страна имеет свои собственные особенности, вызовы и проблемы в области таможенного контроля, и не всегда можно просто перенести передовые практики из других стран. Поэтому важно адаптировать передовые практики и технологии к конкретным условиям и потребностям своей страны.
В целом, обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля показывает, что эта область является важной и находится в постоянном развитии. Успешные проекты в разных странах мира демонстрируют потенциал и эффективность использования автоматизации в таможенном контроле.
3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле
Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле позволяет более глубоко оценить перспективы развития этой области.
Преимущества:
-
Ускорение процесса таможенного контроля. Внедрение автоматизированных систем таможенного контроля позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на проверку грузов, поскольку процесс проводится быстрее и более эффективно, благодаря использованию современных технологий. Кроме того, автоматизация позволяет улучшить качество контроля, что также способствует повышению скорости прохождения таможенных процедур. -
Сокращение затрат на персонал. Введение автоматизации позволяет сократить количество сотрудников, занятых в процессе таможенного контроля. Это особенно актуально в свете того, что затраты на оплату труда таможенных офицеров могут быть очень высокими. При этом, необходимо учитывать, что внедрение автоматизации не сокращает необходимость в квалифицированном персонале, их роль может измениться, но не исчезнуть. -
Улучшение качества таможенного контроля. Автоматизация позволяет более точно и эффективно контролировать перемещение товаров через границу и выявлять нарушения в таможенной деятельности. С помощью современных технологий можно обнаружить более сложные формы незаконного перемещения товаров, что способствует более эффективному контролю за границей. Это повышает уровень безопасности государства и снижает уровень коррупции.
Недостатки:
-
Высокая стоимость внедрения. Внедрение автоматизации таможенного контроля может быть очень дорогим, особенно если требуется значительное изменение технологической инфраструктуры. Кроме того, необходимо учитывать стоимость обучения персонала, сопровождающего внедрение автоматизации. -
Низкая гибкость. Автоматизация может снизить гибкость и адаптивность системы таможенного контроля к изменяющимся обстоятельствам. Например, автоматизация может не учитывать некоторые особенности определенных групп товаров, которые требуют более тщательной проверки. Поэтому важно разработать систему так, чтобы она была гибкой и могла адаптироваться к различным ситуациям.
В целом, автоматизация таможенного контроля в РФ имеет значительные преимущества, но также сопряжена с рядом недостатков. Решение о внедрении автоматизации должно приниматься на основе тщательного анализа и учета всех факторов, включая конкретные потребности и возможности таможенных служб, а также обеспечения безопасности и защиты данных.
Заключение
В заключение данной дипломной работы можно сделать следующие выводы относительно текущего этапа и перспектив развития автоматизации таможенного контроля в РФ:
-
Текущий уровень автоматизации таможенного контроля в РФ позволяет беспрепятственно функционировать таким технологиям, как электронные таможни. Также существуют многочисленные автоматизированные системы, что способствует упрощению процессов, связанных с таможенной деятельностью, и созданию прозрачной, эффективной и надежной системы таможенного контроля. -
Системы автоматизации, используемые в РФ, позволяют сократить время на таможенное оформление и улучшить контроль за перемещением товаров через границу, проверку документов и ТКПВТ, тем самым повышая уровень безопасности страны. -
Однако, несмотря на эти успехи, имеются определенные проблемы и ограничения, которые следует решить для дальнейшего развития автоматизации таможенного контроля в РФ. Сюда входят проблемы с интеграцией и совместимостью различных систем, а также необходимость дальнейшего внедрения и развития современных технологий, таких как ИИ и большие данные. -
Автоматизация таможенного контроля в РФ имеет огромный потенциал для развития. Возможности для улучшения и модернизации системы безграничны, особенно с учетом быстрого темпа технологического прогресса и успешного применения автоматизации в других странах. -
В контексте международного опыта, рассмотренного в этой работе, становится ясно, что для достижения максимальной эффективности в области таможенного контроля необходимо применять инновационные технологии и подходы, основанные на автоматизации и цифровизации.