Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

1.2 Автоматизация таможенного контроля в таможенных теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

2. Анализ практики автоматизации таможенного контроля отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.1 Анализ порядка проведения таможенного контроля на примере отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.3 Анализ результативности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товара таможенными органами Российской Федерации

2.4 Идентификация проблем и ограничений, с которыми сталкивается выбранный таможенный орган при внедрении автоматизации

3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации

3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации

3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене

3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле

Заключение

Список используемых источников

Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара

Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году



«Так, на этапе после выпуска объектом контроля, как правило, становится участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, – деятельность которого контролируется в форме таможенной проверки – камеральной или выездной».

«Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (ТК ЕАЭС Статья 333. Выездная таможенная проверка)

 « Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.»( ТК ЕАЭС Статья 332. Камеральная таможенная проверка)

При проведении таможенных проверок необходим постоянное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД, являющимися объектами проверок, и иными организациями, способствующими проведению проверок, такими как, например, банки или иные кредитные организации. Данное взаимодействие производится при помощи технологии обмена документами и (или) сведениями в электронном виде.

Настоящая Технология определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов РФ при осуществлении обмена документами и (или) сведениями в электронном виде с подконтрольными лицами, иными федеральными органами исполнительной власти посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей в ходе организации и проведения таможенной проверки.

Данная технология создана на основе следующих регулятивных документов:

  1. Статья 362 Таможенного Кодекса ЕАЭС, статья 214 и глава 50 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

  2. Проект Административного регламента ФТС России, касающийся выполнения таможенного контроля в виде таможенной проверки.

  3. Приказ ФТС России от 14.02.2019 № 258, утверждающий формы документов, составляемых при проведении таможенных проверок, а также методику их заполнения и изменения решения о проведении выездной таможенной проверки.

  4. Электронный обмен документами и информацией в процессе организации и проведения таможенной проверки, осуществляемый с применением данной технологии и через электронный канал обмена информацией.


Для реализации этого используются следующие инструменты:

  1. Цифровые средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

  2. КПС «Постконтроль».

  3. Информационный сервис «Таможенная проверка» в составе АПС.

  4. «Личный кабинет», доступный в глобальной сети Интернет (далее - АПС «Личный кабинет»).

  5. КПС «Взаимодействие ИС».

  6. АИС «Электронное представление сведений».

  7. АИС «БД «Экспертиза».

Безопасность обмена информацией обеспечивается с помощью усиленных квалифицированных электронных подписей, использование которых определяется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Под контролем данной технологии находятся лица, указанные в пункте 5 статьи 331 Таможенного кодекса ЕАЭС и прошедшие процедуру регистрации и аутентификации в АПС «Личный кабинет».

Согласно принципам работы этой технологии, взаимодействие с информацией происходит в следующем порядке:

  1. Отправка электронных документов и (или) сведений, сформированных в ходе организации и проведения таможенной проверки, контролируемому лицу через АПС «Личный кабинет».

  2. Получение электронных документов и (или) сведений от контролируемого лица.

  3. Обращение к федеральным исполнительным органам власти через СМЭВ с целью получения документов и (или) сведений, а также получение от них ответов, включающих документы и (или) сведения, запрошенные ФТС России.

Эта технология рассчитана на использование служащими подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами (в дальнейшем называемые служащие подразделения ТКПВТ).

Сотрудник отдела ТКПВТ при помощи КПС «Постконтроль» создает и отправляет контролируемому лицу через АПС «Личный кабинет» следующие электронные документы и (или) данные:

  1. Сообщения о проведении кабинетной или выездной таможенной проверки.

  2. Информация о продлении или приостановлении сроков проведения таможенной проверки.

  3. Приглашение для получения объяснений.

  4. Уведомление о времени и месте проведения таможенного осмотра.

  5. Требование предоставить документы и (или) информацию в рамках кабинетной или выездной таможенной проверки.

  6. Сообщение о продлении срока представления документов и (или) информации.

  7. Документация, создаваемая при назначении и проведении таможенных экспертиз после выпуска товаров.

  8. Отчеты по результатам кабинетной или выездной таможенной проверки.

  9. Заключения по результатам рассмотрения возражений на отчеты по таможенной проверке.

  10. Решения по результатам таможенного контроля, включая классификацию товаров и изменения в заявленные данные в декларации на товары.


Для получения электронных документов и (или) данных от других федеральных органов исполнительной власти, сотрудники отдела ТКПВТ сформируют и отправят запрос через инструменты ЕАИС таможенных органов в исполнительные органы государства через СМЭВ, чтобы получить необходимую информацию для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Методика и процесс заполнения документов, создаваемых в рамках данной Технологии, устанавливаются посредством отдельных регулятивных документов, выпущенных Минфином РФ и ФТС России.

Процедура и временные рамки создания документов и (или) информации устанавливаются проектом приказа ФТС России «О внедрении административного регламента ФТС России по проведению таможенного контроля в виде таможенной проверки», а также приказом ФТС России «О внедрении Методики регистрации и отслеживания результатов таможенного контроля после выпуска товаров».

Структура, формат и перечень информации, содержащейся в электронных документах и (или) информации, описаны в Каталоге форматов электронных версий документов, предназначенных для координации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами для представления информации таможенным органам в электронном виде участниками внешнеэкономической деятельности.

Если документы содержат графические элементы, которые невозможно преобразовать в текстовую форму (изображения товаров), такие документы могут быть представлены в виде электронных копий документов, включая сканированные версии бумажных документов.

Информация в электронных документах, созданных на основе оригиналов на бумажных носителях или в электронном формате или их копий, должна совпадать с информацией, содержащейся в таких оригиналах или копиях.

Формат и перечень информации, получаемой по запросу таможенных органов от других федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ, определяются согласно картам технологического взаимодействия между ведомствами и руководству по использованию типа информации в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.


Для целей обмена в рамках этой Технологии документы и (или) информация в электронном виде должны быть подтверждены электронными подписями.

«Поскольку деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, и их взаимодействие с таможенными органами осуществляются в форме совершения таможенных операций (ст. 2 ТК ЕАЭС), которые фиксируются в учетных системах декларанта и ЕАИС ТО в электронном виде, то у таможенных органов возникает уникальная возможность построить цифровой профиль (модель) или, другими словами, «цифровой двойник» любого участника ВЭД» [9]. «Под «цифровым двойником» понимается постоянно меняющаяся цифровая копия (цифровой профиль, цифровая модель) участника ВЭД, позволяющая с использованием методов математического анализа оценивать и моделировать (предсказывать) поведение данного объекта или развитие связанных с ним процессов с целью определения необходимости проведения в отношении него контрольных мероприятий» [9]. Его формирование необходимо при проведении ТКПВТ в таможенных органах для выбора объектов контроля. «Цифровой двойник» вместе с СУР в полной мере демонстрируют принцип выборочности в таможенном контроле.

«Технология «цифрового двойника» должна обеспечивать точность, а также необходимую скорость выбора объекта контроля за счет применения автоматизированного алгоритма, позволяющего оценивать сам объект, а также его поведение, включая критически важные с точки зрения последствий изменения в этом поведении» [9].

Зачастую встречаются ситуации, когда участники ВЭД, нарушая таможенное законодательство, стараются маскировать свой товар под более выгодный для перевозки, использую ложные данные в декларации на товар (ДТ), что, при должном уровне подготовки, может помочь обойти СУР. В таких случаях технология «цифрового двойника» выступает в роли второго уровня защиты, помогая определить товары с наибольшими рисками нарушения законодательства, основываясь не только на данных, предоставленных в ДТ.

«В настоящее время концепции «цифрового двойника» в наибольшей степени соответствует входящее в состав ЕАИС ТО автоматизированное программное средство «Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности» (АПС ЦРС ВЭД), в котором сосредоточены сведения обо всех участниках ВЭД, подавших с 1 января 2013 г. хотя бы одну ДТ. Целью создания АПС ЦРС ВЭД явились сбор и идентификация актуальных сведений о субъектах, вступавших в правоотношения с
таможенными органами Российской Федерации, а также предоставление должностным лицам таможенных органов объективной информации о деятельности субъектов ВЭД» [9].

Рис. 3. Технология «цифрового двойника» в таможенном контроле