Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

1.2 Автоматизация таможенного контроля в таможенных теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

2. Анализ практики автоматизации таможенного контроля отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.1 Анализ порядка проведения таможенного контроля на примере отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.3 Анализ результативности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товара таможенными органами Российской Федерации

2.4 Идентификация проблем и ограничений, с которыми сталкивается выбранный таможенный орган при внедрении автоматизации

3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации

3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации

3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене

3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле

Заключение

Список используемых источников

Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара

Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году

2.3 Анализ результативности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товара таможенными органами Российской Федерации


Обратившись к сайту ФТС России можно найти документацию по итогам деятельности таможенных органов по осуществлению ТКПВТ.

Анализируя данные за 9 месяцев 2022 года, видно увеличение эффективности таможенного контроля в РФ по сравнению с аналогичными периодами 2021 и 2018 годов.

  1. Количество проведенных проверок: В 2022 году проведено 1505 таможенных проверок, что на 7,5% больше, чем в 2021 году (1400 проверок) и на 30,7% меньше, чем в 2018 году (2170 проверок).

  2. Общая сумма доначисленных денежных средств: В 2022 году доначислено 23,3 млрд рублей, что на 23,3% больше, чем в 2021 году (18,9 млрд рублей).

  3. Общая сумма взысканных денежных средств: В 2022 году взыскано 14,9 млрд рублей, что на 43,3% больше, чем в 2021 году (10,4 млрд рублей). В сравнении с 2018 годом (5,2 млрд рублей), увеличение составляет величественные 186,5%.

  4. Количество дел об административных правонарушениях и уголовных дел: В 2022 году возбуждено 4996 дел об АП и 270 уголовных дел, что на 8,6% и 46% больше соответственно, чем в 2021 году (4599 и 185 соответственно). Если сравнивать с 2018 годом, то прирост составил 33% и 81% соответственно.

Очевидно, что даже при меньшем количестве проведенных таможенных проверок по сравнению с 2018 годом, эффективность таможенного контроля в 2022 году увеличилась. Свидетельством этому служит значительное увеличение взысканных и доначисленных денежных средств, а также количества возбужденных дел об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел (УД).



Диаг. 1. Количество таможенных проверок за 9 месяцев каждого года



Диаг. 2. Количество доначисленных средств за 9 месяцев каждого года



Диаг. 3. Количество взысканных средств за 9 месяцев каждого года



Диаг. 4. Количество дел об АП и УД за 9 месяцев каждого года

Такое положительное изменение свидетельствует об успешной реализации стратегий усовершенствования процессов таможенного контроля и активного интегрирования автоматизированных систем. Из чего можно смело сделать вывод о положительном опыте использования новых технологий и автоматизированных систем. Дабы дальше увеличивать эффективность таможенного контроля в РФ следует продолжать интегрировать стремительно развивающиеся новые технологии в систему таможенного контроля в целом и постконтроля в частности.

2.4 Идентификация проблем и ограничений, с которыми сталкивается выбранный таможенный орган при внедрении автоматизации


При проведении анализа уровня автоматизации были сделаны выводы о существовании следующих проблем и ограничений при проведении ТКПВТ:

  1. Раздробленность автоматизированных систем, использующихся при проведении таможенного контроля. Это приводит к сложностям в интеграции данных, а также к затруднениям в обмене информацией между различными подсистемами и платформами, что приводит к увеличенным затратам человеческих ресурсов и времени. Важно обеспечить совместимость и взаимодействие всех автоматизированных систем для эффективного обмена данными;

  2. Обеспечение обмена данными между таможенными органами и проверяемыми лицами в электронном формате, а не в физическом;

  3. Необходимость в модернизации путей выявления таможенных рисков. Максимизирование применения автоматического выявления рисков, и полное устранение неформализованного способа выявления рисков;

  4. Улучшение стратегии применения технологии «цифрового двойника»;

  5. Недостаточная интеграция технологии «электронной подписи», что приводит к чрезмерному потреблению бумаги и времени на обработку бумажной документации;

  6. Недостаточно развитая система безопасности локальных сетей, что может приводить с сбоям, затрагивающим целый отдел, или даже таможенный пост.

Основные векторы оптимизации работы таможенного контроля после выпуска товаров можно выявить в нормативно-правовых актах, стратегически определяющих развитие таможенной службы. Реализация этих направлений выставляется в качестве приоритета для исполнительного органа власти в рамках долгосрочной перспективы (на примере Федеральной таможенной службы в Российской Федерации - на десятилетний период) (рис. 4.).

Рис. 4. Направления совершенствования и повышения результативности ткпвт

В контексте рассматриваемого направления наблюдается тенденция к переориентации большинства операций с функционала должностных лиц на автоматизированные программные инструменты. Данный процесс свидетельствует об изменении подходов к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров и может быть визуализирован через модель бизнес-процесса

1.



3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации

3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации


Выявив в процессе анализа автоматизации таможенных органов проблемы и ограничения, присутствующие в РФ, можно рассуждать о путях их решения, с добавлением потенциальных сфер для автоматизации.

Во-первых, стоит пути улучшения автоматизации ТКПВТ, на основе проблем и ограничений, выявленных во время анализа деятельности таможенного органа.

  1. Необходимость в модернизации путей выявления таможенных рисков:

Полная автоматизация СУР на данном этапе развития ИИ является невозможной, но ее можно поднять до уровня, намного превосходящего текущий. Рассматривая пути автоматизации СУР, до максимального возможного уровня, необходимо минимизировать влияние человеческого фактора в процесс выявления рисков, и сосредоточиться на автоматическом и комбинированном способах. С текущей скоростью развития ИИ можно смело говорить о том, что как только у него наберется достаточная база знаний, для принятия четких решений, СУР сможет быть автоматизирована.

  1. Улучшение стратегии применения технологии «цифрового двойника»:

«Практическое применение технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов представляется целесообразным реализовать в перспективе через создание автоматизированной системы определения объектов таможенного контроля после выпуска товаров путем доработки и развития находящегося в использовании подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России программного средства КПС «Постконтроль» и его интеграции с упомянутым выше АПС ЦРС ВЭД» [9].

Рис. 5. Перспективы применения технологии «Цифрового двойника» в таможенном контроле

«При этом должны быть разработаны единые индикаторы (области) риска, ти-пы (схемы) нарушений таможенного законодательства, методы оценки риска на-рушения таможенного законодательства и расчета степени ущерба при соверше-нии нарушения, перечень форм таможенного контроля и обеспечивающих его мер для устранения выявленных нарушений. Необходимо будет также модернизиро-вать существующую систему автоматического учета и
оценки результатов тамо-женного контроля, обеспечив ее интеграцию с системами анализа деятельности участников ВЭД и выбора объектов контроля» [9].

  1. Обеспечение обмена данными между таможенными органами и проверяемыми лицами в электронном формате, а не в физическом:

На данный момент в таможенных органах, занимающихся ТКПВТ документооборот, при проведении таможенных проверок, происходит при помощи физических носителей, таких как флеш-карты, CD/DVD диски, транспортирующиеся через почту. Для упрощения, ускорения и улучшения безопасности данных необходимо наладить систему электронного обмена данными между двумя сторонами, участвующими в таможенных проверках.

  1. Раздробленность автоматизированных систем, использующихся при проведении таможенного контроля:

Решением данной проблемы может послужить только создание единой экосистемы, которая впитает в себя все имеющиеся на данный момент автоматизированные системы, использующиеся таможенными органами. В РФ уже существует успешный пример создания такого рода экосистемы – «ГосУслуги», объединяющие в себе все системы для взаимодействия физических лиц с государственными аппаратом. Также создание такой экосистемы в разы упростит взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов, путем предоставления информации в электронном виде.

  1. Недостаточная интеграция технологии «электронной подписи»:

Данная проблема может быть решена изменением в законодательстве, обязующим использовать физическую подпись, вместо электронной. Такое решение сильно сократит использование таможенными органами бумаги, что в свою очередь помогает сохранить окружающую среду.

  1. Недостаточно развитая система безопасности локальных сетей:

Проблема сетевой безопасности может быть решена только привлечением инвестиций на оборудование и специалистов, способных продуктивно его использовать.

Теперь, когда были обсуждены пути улучшения автоматизации ТКПВТ, стоит рассмотреть фактический и документальный таможенный контроль.

  1. Главное направление в улучшении автоматизации данных этапов таможенного контроля – это, развитие интеграции в них ИИ.