ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 687
Скачиваний: 4
ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика развития (3 часа)
Ключевые понятия: развитие, наследственность, деятельность, возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития, возрастные группы.
Задача – освоить методы, позволяющие диагностировать развитие личности.
План занятия
-
Изучение примерного плана характеристики личности студента.
-
Овладение методиками диагностики развития личности.
-
Составление характеристики личности конкретного студента.
Задание первое
Изучите примерный план характеристики личности студента (приложения к теме).
Задание второе
1. В парах проведите диагностику личности студента.
2. Составьте по схеме характеристику личности студента, сделав психолого-педагогические рекомендации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 71–121.
-
Сластенин В.А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов. – М., 2002. – С. 156–173.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Организация педагогической практики студентов: методическое пособие / [под ред. К.М. Гайдар]. – Воронеж, 2004. – 68 с.
ЗАНЯТИЕ 4. Особенности, закономерности, принципы воспитания (2 часа)
Ключевые понятия: воспитание, особенности воспитания, принципы, умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание.
Задачи:
-
проанализировать особенности, закономерности, принципы воспитания;
-
научиться определять сущность процесса воспитания или особенности его организации;
-
научиться решать учебные педагогические задачи в микрогруппах.
План занятия
1. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс.
2. Особенности и закономерности процесса воспитания.
3. Принципы процесса воспитания.
4. Решение педагогических задач.
Задание первое
Обсудить следующие вопросы:
-
сущность воспитания как общественного явления;
-
характеристики процесса социализации личности (индивида);
-
содержание основных характеристик процесса воспитания;
-
руководящая роль учителя в организации процесса воспитания;
-
диалектика процесса воспитания;
-
основное содержание противоречий процесса воспитания как его движущей силы;
-
перечислить особенности процесса воспитания и подчеркнуть их природу;
-
закономерности процесса воспитания (общие и специфические);
-
принципы организации процесса воспитания;
-
взаимосвязь принципов воспитания с закономерностями данного явления.
Задание второе
Проанализировать педагогические ошибки по схеме, предложенной в приложениях к теме.
Задание третье
Самостоятельно в микрогруппах проанализировать предложенные педагогические ошибки.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 517–573.
-
Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 402–462.
-
Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 127–154.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.
-
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 211–225.
-
Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.
-
Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – С. 307–312.
-
Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.
ЗАНЯТИЕ 5. Современные воспитательные
системы школы (2 часа)
Ключевые понятия: воспитательная система, авторская школа, школа-комплекс.
Задача – научиться анализировать современные воспитательные системы школы (ВСШ)
План занятия
1. Взаимосвязь школы и общества.
2. Соотношение образования, школы и общества.
3. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.
4. Анализ описания ВСШ (по схеме) в микрогруппах.
Задание первое
Обсудить следующие вопросы:
-
выявить соотношение интересов детей с потребностями общества и целями воспитания;
-
в какой степени образование, школа и общество разрешают вопрос о возможности изменения общества;
-
подчеркнуть недостатки школьного воспитания в условиях деформации общества;
-
существует ли возможность преодоления кризиса в обществе путем перестройки образования;
-
определить специфику процесса воспитания в условиях рыночных отношений;
-
представить типологию авторских школ: что их объединяет и отличает;
-
в чем сущность авторских школ, ВСШ гуманистического типа;
-
определить общее, типичное и особенное в характеристике ВСШ.
Задание второе
1. В студенческих группах самостоятельно изучить современные воспитательные системы школ разных авторов. Провести анализ текстов и выяснить, что наиболее интересно в каждой из школ.
2. Проанализировать школы различных авторов по плану, представленному в приложениях к теме.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 217–315.
-
Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 312–350.
-
Харламов И.Ф. Педагогика : учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн., 2002. – С. 413463.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.
-
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 134–174.
-
Леднев В.С. Стандарты общего образования : от идеи – к реализации / В.С. Леднев // Известия РАО. – 1999. – № 1. – С. 59–67.
-
Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. / [гл. ред. В.В. Давыдов]. – М., 1993. – Т. 1. – 608 с.
ЗАНЯТИЕ 6. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе (2 часа)
Ключевые понятия: воспитательная система класса, план воспитательной работы, формы воспитательной работы.
Задачи: научиться анализировать планы воспитательной работы реального процесса воспитания, выявлять сущность планирования воспитательной работы.
План занятия
1. Воспитательные задачи в системе воспитательной работы.
2. Различные подходы планирования воспитательной работы.
3. Методика планирования воспитательной работы в классе.
4. Анализ планов воспитательной работы.
Задание первое
1.Определить общие положения-рекомендации планирования воспитательной работы в классе.
2. Назвать источники планирования воспитательной работы в классе.
3. Определить основные объекты внимания педагога на начальном этапе воспитательной работы.
4. Охарактеризовать основные разделы плана воспитательной работы.
Задание второе
Проанализировать план воспитательной работы, представленный в приложениях к теме. Установить связь компонентов плана воспитательной работы, определить пути решения воспитательных задач и достижения цели.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 217–312.
-
Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 139–149.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.
-
Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. – М., 1980. – С. 31–122.
-
Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.
-
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.
ЗАНЯТИЕ 7. Педагогические инновации (2 часа)
Ключевые понятия: инновация, оптимизация, педагогическая система, лицей, гимназия.
Задачи: определить сущность и направление инноваций в педагогике, научиться выявлять компоненты инновационной деятельности учебных заведений.
План занятия
-
Инновационная педагогика. Принципы, основные идеи.
-
Гуманистическая педагогика. Стимулирование обучения.
-
Инновационные учебные заведения. Лицей. Гимназия. Учебный план инновационного заведения. Программа развития.
-
Формы и методы работы в инновационном учебном заведении. Программа деятельности социального педагога по коррекции (профилактика и реабилитация) девиантности детей, подростков, молодежи.
Задание первое
1. Изучите сущность и направления инноваций в педагогике.
2. Сформулируйте основные принципы инновационной педагогики.
Задание второе
Проанализируйте систему работы конкретного учебного заведения. Пользуясь таблицей, предложенной в приложениях к темам, выявите критерии данного заведения и ответьте на вопрос: к какому типу относится данное учреждение?
Задание третье
Проанализируйте структуру инновационного образовательного учреждения по схеме, представленной в приложениях.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 179–219.
-
Страницы современной педагогики : диалог теории и практики / [под ред. С.М. Годника]. – Воронеж, 1998. – 364 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.
-
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 178–251.
-
Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры, дискуссии / В.М. Кларин. – М., 1989. – 75 с.
-
Сластенин В.А. Педагогика : инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., 1997. – 221 с.
ЗАНЯТИЕ 8. Учитель современной школы (2 часа)
Ключевые понятия: профессиональный потенциал педагога, мастерство учителя, аттестация, квалиметрия.
Задачи: проанализировать и выявить основные функции учителя современной школы, научиться определять стиль общения учителя с учащимися различных возрастных категорий.
План занятия
-
Функции учителя.
-
Требования к учителю.
-
Профессиональный потенциал.
-
Мастерство учителя.
-
Индивидуальный стиль общения учителя.
Задание первое
Проанализировать профессиональные качества и функции учителя, разделить их на группы, заполнив таблицу.
Таблица 2.
Идеальный педагог
Специалист |
Работник |
Человек |
|
|
|
Задание второе
Пообщавшись с учителем, определите его индивидуальный стиль общения по схеме, предложенной в приложениях к теме.
Задание третье
Организуйте в группах дискуссию на тему «Учитель XXI века».
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 418–511.
-
Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 229–275.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.
-
Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.
-
Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 58–72.
-
Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.
-
Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.
ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
-
Объект, предмет, функции педагогики.
-
Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.
-
Анализ основных научных идей ученых-педагогов.
-
Обоснование актуальности идей ученых-педагогов в современной науке.
-
Методы исследований в педагогике.
-
Процесс развития личности. Наследственность и развитие.
-
Развитие и воспитание. Деятельность как фактор развития.
-
Возрастная периодизация. Особенности воспитания обучаемых разных возрастных групп.
-
Диагностика развития.
-
Воспитание как процесс. Цели воспитания. Направление воспитания.
-
Цели воспитания в современной школе. Задачи воспитания.
-
Способы воспитательного воздействия на человека.
-
Модели и стили воспитания.
-
Понятие и сущность методов воспитания. Классификация методов: методы убеждения, упражнение, методы стимулирования деятельности учащихся.
-
Внеклассная работа как фактор воспитания. Сущность и принципы организации. Формы руководства внеклассной работой. Роль классного руководителя.
-
Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса.
-
Закономерности педагогического процесса.
-
Этапы педагогического процесса.
-
Функции учителя. Требования к учителю.
-
Профессиональный потенциал. Мастерство учителя.
-
Инновационная педагогика.
-
Инновационные учебные заведения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы к практическим занятиям
ЗАНЯТИЕ 1. Анализ основных научных идей ученых - педагогов
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28.3.1592–15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.
В 1627 г. приступил к созданию труда по дидактике, главный из которых назвал «Великой дидактикой» (1633–38).
Переехав в Амстердам, продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Коменский считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам – сначала родному, потом латинскому – как языку науки, культуры того времени.
Основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.
Согласно отмеченной выше традиции, в начале своего труда автор не жалеет черной краски для описания реалий образования современной ему эпохи: «При образовании юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов... Ибо обычно оставалось в пренебрежении то, что преимущественно должно было внедрять в умы, именно – благочестие и нравственность. Об этом, говорю я, во всех школах (даже в академиях, которым, однако, следовало бы быть на вершине человеческой культуры) заботились очень мало. И большей частью оттуда выходили вместо кротких агнцев, дикие ослы и неукротимые мулы; вместо характера, склонного к добродетели, выносили оттуда только поверхностную обходительность в обращении, какое-то пышное иноземное одеяние, дрессированные для светской пустоты глаза, руки и ноги. В самом деле, многим ли из этих жалких людишек, которым изучением языков и искусств так долго давали внешний лоск, приходило в голову быть для остальных смертных примером умеренности, целомудрия, смирения, гуманности, серьезности, терпения, воздержания и пр.».