Файл: общие основы пед.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 687

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.

Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

ОПД.Ф.01.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.

Задачами курса являются:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

А ктивность

Свобода Зависимость

Ошибка 3. «ОПЯТЬ ОПОЗДАНИЕ!»

Ошибка 4. «МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ»


ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика развития (3 часа)

Ключевые понятия: развитие, наследственность, деятельность, возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития, возрастные группы.

Задача – освоить методы, позволяющие диагностировать развитие личности.

План занятия

  1. Изучение примерного плана характеристики личности студента.

  2. Овладение методиками диагностики развития личности.

  1. Составление характеристики личности конкретного студента.

Задание первое

Изучите примерный план характеристики личности студента (приложения к теме).

Задание второе

1. В парах проведите диагностику личности студента.

2. Составьте по схеме характеристику личности студента, сделав психолого-педагогические рекомендации.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 71–121.

  2. Сластенин В.А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов. – М., 2002. – С. 156–173.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Организация педагогической практики студентов: методическое пособие / [под ред. К.М. Гайдар]. – Воронеж, 2004. – 68 с.


ЗАНЯТИЕ 4. Особенности, закономерности, принципы вос­питания (2 часа)

Ключевые понятия: воспитание, особенности воспитания, принципы, умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание.

Задачи:

  • проанализировать особенности, закономерности, принципы воспитания;

  • научиться определять сущность процесса вос­питания или особенности его организации;

  • научиться решать учебные педа­гогические задачи в микрогруппах.

План занятия

1. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс.

2. Особенности и закономерности процесса воспитания.

3. Принципы процесса воспитания.

4. Решение педагогических задач.

Задание первое

Обсудить следующие вопросы:

  • сущность воспитания как общественного явления;

  • характеристики процесса социализации личности (ин­дивида);

  • содержание основных характеристик процесса воспи­тания;

  • руководящая роль учителя в организации процесса вос­питания;

  • диалектика процесса воспитания;

  • основное содержание противоречий процесса воспита­ния как его движущей силы;

  • перечислить особенности процесса воспитания и под­черкнуть их природу;

  • закономерности процесса воспитания (общие и специ­фические);

  • принципы организации процесса воспитания;

  • взаимосвязь принципов воспитания с закономернос­тями данного явления.

Задание второе

Проанализировать педагогические ошибки по схеме, предложенной в приложениях к теме.


Задание третье

Самостоятельно в микрогруппах проанализировать предложенные педагогические ошибки.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 517–573.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 402–462.

  3. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 127–154.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 211–225.

  3. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

  4. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – С. 307–312.

  5. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.


ЗАНЯТИЕ 5. Современные воспитательные

системы школы (2 часа)

Ключевые понятия: воспитательная система, авторская школа, школа-комплекс.

Задача – научиться анализировать современные вос­питательные системы школы (ВСШ)

План занятия

1. Взаимосвязь школы и общества.

2. Соотношение образования, школы и общества.

3. Создание различных систем воспитания в истории пе­дагогической мысли.

4. Анализ описания ВСШ (по схеме) в микрогруппах.

Задание первое

Обсудить следующие вопросы:

  • выявить соотношение интересов детей с потребностями общества и целями воспитания;

  • в какой степени образование, школа и общество разре­шают вопрос о возможности изменения общества;

  • подчеркнуть недостатки школьного воспитания в ус­ловиях деформации общества;

  • существует ли возможность преодоления кризиса в об­ществе путем перестройки образования;

  • определить специфику процесса воспитания в услови­ях рыночных отношений;

  • представить типологию авторских школ: что их объе­диняет и отличает;

  • в чем сущность авторских школ, ВСШ гуманистичес­кого типа;

  • определить общее, типичное и особенное в характери­стике ВСШ.

Задание второе

1. В студенческих группах самостоятельно изучить современные воспитательные системы школ разных ав­торов. Провести анализ текстов и выяс­нить, что наиболее интересно в каждой из школ.

2. Проанализировать школы различных авторов по плану, представленному в приложениях к теме.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 217–315.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 312–350.

  3. Харламов И.Ф. Педагогика : учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн., 2002. – С. 413463.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 134–174.

  3. Леднев В.С. Стандарты общего образования : от идеи – к реализации / В.С. Леднев // Известия РАО. – 1999. – № 1. – С. 59–67.

  4. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. / [гл. ред. В.В. Давыдов]. – М., 1993. – Т. 1. – 608 с.



ЗАНЯТИЕ 6. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе (2 часа)

Ключевые понятия: воспитательная система класса, план воспитательной работы, формы воспитательной работы.

Задачи: научиться анализировать планы воспитательной работы реального про­цесса воспитания, выявлять сущность планирования вос­питательной работы.

План занятия

1. Воспитательные задачи в системе воспитательной ра­боты.

2. Различные подходы планирования воспитательной ра­боты.

3. Методика планирования воспитательной работы в классе.

4. Анализ планов воспитательной работы.

Задание первое

1.Определить общие положения-рекомендации планиро­вания воспитательной работы в классе.

2. Назвать источники планирования воспитательной работы в классе.

3. Определить основные объекты внимания педагога на начальном этапе воспитательной работы.

4. Охарактеризовать основные разделы плана воспитательной работы.

Задание второе

Проанализировать план воспитательной работы, представленный в приложениях к теме. Установить связь компонентов плана воспитательной работы, опре­делить пути решения воспитательных задач и достиже­ния цели.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 217–312.

  2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 139–149.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. – М., 1980. – С. 31–122.

  3. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.


ЗАНЯТИЕ 7. Педагогические инновации (2 часа)

Ключевые понятия: инновация, оптимизация, педагогическая система, лицей, гимназия.

Задачи: определить сущность и направление инноваций в педагогике, научиться выявлять компоненты инновационной деятельности учебных заведений.

План занятия

  1. Инновационная педагогика. Принципы, основные идеи.

  2. Гуманистическая педагогика. Стимулирование обучения.

  3. Инновационные учебные заведения. Лицей. Гимназия. Учебный план инновационного заведения. Программа развития.

  4. Формы и методы работы в инновационном учебном заведении. Программа деятельности социального педагога по коррекции (профилактика и реабилитация) девиантности детей, подростков, молодежи.

Задание первое

1. Изучите сущность и направления инноваций в педагогике.

2. Сформулируйте основные принципы инновационной педагогики.

Задание второе

Проанализируйте систему работы конкретного учебного заведения. Пользуясь таблицей, предложенной в приложениях к темам, выявите критерии данного заведения и ответьте на вопрос: к какому типу относится данное учреждение?


Задание третье

Проанализируйте структуру инновационного образовательного учреждения по схеме, представленной в приложениях.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 179–219.

  2. Страницы современной педагогики : диалог теории и практики / [под ред. С.М. Годника]. – Воронеж, 1998. – 364 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – С. 178–251.

  3. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры, дискуссии / В.М. Кларин. – М., 1989. – 75 с.

  4. Сластенин В.А. Педагогика : инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., 1997. – 221 с.


ЗАНЯТИЕ 8. Учитель современной школы (2 часа)

Ключевые понятия: профессиональный потенциал педагога, мастерство учителя, аттестация, квалиметрия.

Задачи: проанализировать и выявить основные функции учителя современной школы, научиться определять стиль общения учителя с учащимися различных возрастных категорий.

План занятия

  1. Функции учителя.

  2. Требования к учителю.

  3. Профессиональный потенциал.

  4. Мастерство учителя.

  5. Индивидуальный стиль общения учителя.

Задание первое

Проанализировать профессиональные качества и функции учителя, разделить их на группы, заполнив таблицу.

Таблица 2.

Идеальный педагог

Специалист

Работник

Человек




Задание второе

Пообщавшись с учителем, определите его индивидуальный стиль общения по схеме, предложенной в приложениях к теме.

Задание третье

Организуйте в группах дискуссию на тему «Учитель XXI века».


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 418–511.

  2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 229–275.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.

  3. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 58–72.

  4. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

  5. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.


ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Объект, предмет, функции педагогики.

  2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.

  3. Анализ основных научных идей ученых-педагогов.

  4. Обоснование актуальности идей ученых-педагогов в современной науке.

  5. Методы исследований в педагогике.

  6. Процесс развития личности. Наследственность и развитие.

  7. Развитие и воспитание. Деятельность как фактор развития.

  8. Возрастная периодизация. Особенности воспитания обучаемых разных возрастных групп.

  9. Диагностика развития.

  10. Воспитание как процесс. Цели воспитания. Направление воспитания.

  11. Цели воспитания в современной школе. Задачи воспитания.

  12. Способы воспитательного воздействия на человека.

  13. Модели и стили воспитания.

  14. Понятие и сущность методов воспитания. Классификация методов: методы убеждения, упражнение, методы стимулирования деятельности учащихся.

  15. Внеклассная работа как фактор воспитания. Сущность и принципы организации. Формы руководства внеклассной работой. Роль классного руководителя.

  16. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса.

  17. Закономерности педагогического процесса.

  18. Этапы педагогического процесса.

  19. Функции учителя. Требования к учителю.

  20. Профессиональный потенциал. Мастерство учителя.

  21. Инновационная педагогика.

  22. Инновационные учебные заведения.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Материалы к практическим занятиям

ЗАНЯТИЕ 1. Анализ основных научных идей ученых - педагогов


ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28.3.159215.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.

В 1627 г. приступил к созданию труда по дидактике, главный из которых назвал «Великой дидактикой» (163338).

Переехав в Амстердам, продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Коменский считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Посколь­ку человек предста­вляет собой часть природы, то, по мне­нию Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию вос­питания. Призывал давать всей моло­дёжи широкое универсальное образова­ние, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам – сначала родному, потом латинскому – как языку науки, культуры того времени.

Основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

Согласно отмеченной выше традиции, в начале своего труда автор не жалеет черной краски для описания реалий образования современной ему эпохи: «При образовании юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов... Ибо обычно оставалось в пренебрежении то, что преимущественно должно было внедрять в умы, именно – благочестие и нравственность. Об этом, говорю я, во всех школах (даже в академиях, которым, однако, следовало бы быть на вершине человеческой культуры) заботились очень мало. И большей частью оттуда выходили вместо кротких агнцев, дикие ослы и неукротимые мулы; вместо характера, склонного к добродетели, выносили оттуда только поверхностную обходительность в обращении, какое-то пышное иноземное одеяние, дрессированные для светской пустоты глаза, руки и ноги. В самом деле, многим ли из этих жалких людишек, которым изучением языков и искусств так долго давали внешний лоск, приходило в голову быть для остальных смертных примером умеренности, целомудрия, смирения, гуманности, серьезности, терпения, воздержания и пр.».