Файл: Уч.Пособие 7 инстр. Самооценка. ЩУКИН.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

2.2. СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА

2.2.2. Диаграмма Парето позволяет сконцентрировать внимание на немногочисленных жизненно важных факторах [16].

2.2.3. Причинно-следственная диаграмма позволяет показать взаимосвязи между потенциальными причинами и возникающими проблемами (следствиями) [14, 16].

2.2.4. Графики позволяют визуально представить полученные количественные данные, упрощают их анализ [14].

САМООЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ

1. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

3. ПЕРСОНАЛ 120 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

4. ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

5. ПРОЦЕССЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

130 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 180 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА 90 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

8. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕСТВО 60 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

9. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 120 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Составляющие критерия

АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое самооценка?

  2. Чем отличаются понятия «оценка», «проверка», «аудит» и «самооценка»?

  3. Модель самооценки.

  4. Что такое «адаптация модели самооценки»?

  5. Методика проведения самооценки организации.

  6. Что такое кросс-диагностика?

  7. Инструмент диагностики «анализ Парето».

  8. Инструмент диагностики «контрольный листок».

  9. Инструмент диагностики «гистограмма».

  10. Что такое индекс воспроизводимости процесса?

  11. Инструмент диагностики «круговая диаграмма».

  12. Инструмент диагностики «причинно-следственная диаграмма».

  13. Инструмент диагностики «график представления результатов».

  14. Инструмент диагностики «диаграмма сродства».

  15. Инструмент диагностики «контрольная карта».

  16. Какие инструменты диагностики необходимо использовать на этапе «выявление проблемы».

  17. Какие инструменты диагностики необходимо использовать на этапе «анализ проблемы».

  18. Какие инструменты диагностики находятся на границе выявления и анализа проблемы.



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

  2. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Система менеджмента качества. Требования. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

  3. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: ИПК Изд-тво стандартов, 2001. - 46 с.

  4. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш.шк.. 2003. – 334 с.

  5. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для вузов / В.В. Окрепилов - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. – 639 с.

  6. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова и др. / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.

  7. Щукин О.С. Управление качеством: терминологический словарь / О.С. Щукин. – Воронеж: Экон. фак., 2002. - 92 с.

  8. Щукин О.С. Эволюция самооценки в менеджмента качества / О.С. Щукин // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Эконом. и управл. – 2004. - № 1. – С. 138-142.

  9. Щукин О.С. Методологические и практические аспекты самооценки организации по центрированной модели / О.С. Щукин // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Эконом. и управл. – 2004. - № 2. – С. 183-192.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФА-М, 2001. – 212 с.

  2. Конти Т. Самооценка в организациях / Тито Конти / пер. с англ. И.Н. Рыбакова; науч. ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. – М.: Ред. информ. агентство «Стандарты и качество», 2000. – 328 с.

  3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус / [Гос. ун-т управления: Нац. Фонд подготовки кадров]. – М.: ОАО «Тип. “Новости”», 2000. – 432 с.

  4. Лапидус В.А. Диалог консультанта с руководителем компании / В.А. Лапидус, А.Н. Рекшинский. - 2-е изд-е: - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. – 88 с.

  5. Марш Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш; пер. с англ. И.Н. Рыбаков. – 2-е изд. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. – 128 с.

  6. Мишин В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.

  7. Статистические методы повышения качества / под ред. Х. Кумэ; пер. с англ. Ю.П. Адлера, Л.А. Конаревой. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 304 с.

  8. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru)

  9. Социальные и гуманитарные науки. Экономика и демография: Библиографическая база данных 1986 – 2003 г.г. / ИНИОН РАН. – М., 2003 – (CD-ROM).





ПРИЛОЖЕНИЕ





А Н К Е Т А



САМООЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ

(малые предприятия)




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОРГАНИЗАЦИИ


Год основания______________________________

Вид деятельности___________________________

Количество нововведений: продукт_____________

(за все годы) технология_____________

организация_____________

Система (часть) качества СК___________________

Планируется ли внедрить СК___________________

Численность: работников,______________________

в том числе руководителей

(высшего и среднего звена)_____________________

Анкету заполнил:

руководитель высшего

звена среднего

низшего

специалист


Ваши дополнения к общей характеристике организации:






ВОРОНЕЖ 2005


Анкета основывается на модели национальной премии правительства РФ в области качества (http://www.vniis.ru) и состоит из 9 критериев, каждый из которых включает несколько показателей, имеющих свой вес в баллах. Анкета охватывает всю деятельность организации и позволяет выявить преимущества и недостатки деятельности.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТЫ

У

1 2 3 4 5

ровни развития деятельности




  1. Первый сектор - до 10% оценки, результат не представлен или информация носит случайный характер (=0,1).

  2. Второй сектор – до35% оценки, результаты представлены для некоторых областей ( =0,35).

  3. Третий сектор – до 60% оценки, результаты представлены для многих областей ( =0,60).

  4. Четвертый сектор – до85% оценки, результаты представлены для большинства областей ( =0,85).

  5. Пятый сектор – до 100% оценки, результаты во всех областях ( =1).


Подсчет результата

Например: критерий 7 «Удовлетворенность персонала», максимальный балл 90.

7а – «Показатели восприятия персоналом своей работы в организации» 65 баллов, результат вписан в третий сектор, 65х0,6=39

7б – «Показатели работы организации по повышению

удовлетворенности персонала» 25 баллов, результат вписан в

первый сектор, 25х0,1=2,5

Общий балл по 7-му критерию равен 39+2,5=41,5

Этот балл вписывается в 7-й критерий.

На отдельном листе, в произвольной форме, можно отметить тенденции, целевые показатели, сравнение и полноту охвата направлений деятельности.

В графу «ВОЗМОЖНОСТИ» вписывается сумма полученных баллов по 1-5 критериям.

В графу «РЕЗУЛЬТАТ» вписывается сумма полученных баллов по 6-9 критериям.


1. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Как руководители организации определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организаций.

Составляющие критерия

1а.

Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 50 баллов.

Оценивается (применительно к руководителям всех уровней):

  • как руководители определяют приоритеты, разрабатывают цели организации и принципы работы;

  • участвуют ли лично в деятельности по улучшению качества, в реализации целей организации и принципов работы на основе установленной ответственности;

  • каким образом учатся сами и учат других;

  • как анализируют и повышают эффективность своего руководства.





1б.

Вовлечение руководителей в работу с потребителями, партнерами и представителями общества 50 баллов

Оценивается:

  • как руководители изучают и насколько понимают потребности сторонних организаций, как отвечают на них;

  • каким образом устанавливают взаимоотношения партнерства и участвуют в нем;

  • как организуют совместную деятельность по улучшению качества и участвуют в ней;

  • участвуют ли в деятельности профессиональных организаций, конференциях и семинарах;

  • как содействуют распространению принципов всеобщего управления качеством вне организации.



2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Как организация реализует свое предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

Составляющие критерия

2а.

Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 25 баллов

Оценивается, как организация использует для разработки планов информацию, относящуюся к:

  • потребителям и поставщикам;

  • работникам организации;

  • другим организациям и обществу в целом;

  • акционерам;

  • внутренним показателям работы;

  • результатам самооценки;

  • использованию лучших достижений конкурентов и организаций, «лучших в классе»;

  • социальным и правовым вопросам;

  • экологическим и демографическим показателям;

  • новым технологиям;

  • новым подходам в области управления качеством.





2б.

Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии 25 баллов

Оценивается, как организация:

  • оценивает реализацию планов;

  • актуализирует и совершенствует политику и планы;

  • совершенствует свою организационную структуру, чтобы обеспечить реализацию политики и планов.




2в.

Развертывание политики и стратегии в рамках ключевых процессов 25 баллов

Оценивается, как организация:

  • развертывает политику и стратегию в цели ключевых процессов;

  • направляет и контролирует выполнение политики и стратегии в рамках ключевых процессов;

  • анализирует изменения в процессах для повышения уверенности в получении ожидаемых результатов.





2г.

Доведение до сведения персонала политики и стратегии и претворение их в жизнь 25 баллов

Оценивается, как организация:

  • развертывает политику и планы на всех уровнях организации;

  • доводит политику и планы до персонала;

  • обеспечивает координацию и контроль за реализацией планов;

  • оценивает осведомленность персонала о политике и планах организации.





3. ПЕРСОНАЛ 120 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

3а.

Планирование, управление и улучшение работы с персоналом 60 баллов

Оценивается, как организация:

  • согласует кадровую политику с политикой и планами по качеству;

  • разрабатывает и применяет методы обследования персонала;

  • осуществляет набор персонала и его продвижение по службе;

  • применяет новаторские методы для улучшения работы с кадрами.




3б.

Общение персонала в организации 60 баллов

Оценивается, как организация:

  • определяет потребности персонала в обмене информацией;

  • организует обмен информацией по горизонтали (между работниками одного уровня) и вертикали (между работниками и руководителями);

  • оценивает и улучшает эффективность обмена информацией и общения.



4. ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ 100 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Как организация планирует и управляет внутренними ресурсами и своими взаимоотношениями с внешними партнерами в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

4а.

Внешние партнеры 33,3 балла

Оценивается, как организация:

  • обеспечивает доступ к необходимой для работы информации;

  • развивает взаимоотношения с поставщиками в соответствии со своей политикой и планами;

  • улучшает цепочку поставок.




4б.

Финансовые ресурсы 33,3 балла

Оценивается, как организация:

  • планирует финансовую деятельность;

  • работает над улучшением финансовых показателей, приведенных в 9а;

  • управляет инвестициями;

  • управляет заемными средствами, в т.ч. кредитами;

  • учитывает и анализирует затраты на качество;

  • анализирует и улучшает управление финансами.




4в.

Инфраструктура и материальные ресурсы 33,3 балла

Оценивается, как организация:

  • оптимизирует учет материалов;

  • снижает потребление коммунальных услуг;

  • снижает потери и организует переработку отходов;

  • сохраняет мировые невосстанавливаемые ресурсы.




5. ПРОЦЕССЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

130 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Как организация проектирует, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

Составляющие критерия


5а.

Систематическое проектирование и менеджмент процессов 32,5 балла

Оценивается, как организация:

  • определяет и выделяет ключевые процессы, которые имеют большое влияние на результаты работы организации (критерии 6-9);

  • оценивает влияние ключевых процессов на свою работу;

  • определяет ответственных за процессы;

  • устанавливает требования к процессам и следит за их соблюдением;

  • использует результаты оценки выполнения процессов;

  • применяет системы стандартов (ИСО 9000, ИСО 14000)




5б.

Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях полного удовлетворения дополнительных требований потребителей и других заинтересованных сторон 32,5 балла

Оценивается, как организация:

  • находит, оценивает и использует новые проекты, технологии и приемы работы;

  • использует творческую инициативу работников в ходе совершенствования процессов;

  • совершенствует организационную структуру для содействия нововведениям и творческой инициативе;

  • использует обратную связь с потребителями и поставщиками для инициирования нововведений и творческой активности.




5в.

Проектирование и разработка продукции (услуг) на основе ожиданий потребителей 32,5 балла

Оценивается, как организация:

  • находит и определяет ожидания потребителей;

  • как ожидания потребителей трансформируются в показатели продукции;

  • как показатели продукции трансформируются в показатели процессов.




5г.

Производство, поставка и последующее обслуживание продукции (услуг) 32,5 балла

Оценивается, как организация:

  • организует процесс поставок;

  • организует процессы гарантийного обслуживания;

  • учет рекламаций, претензий, жалоб и замечаний по продукции.



ВОЗМОЖНОСТИ (1-5 критерий)


6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 180 БАЛЛОВ

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

Составляющие критерия

6а.

Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг 135 баллов

Определяется на основе опросов, в т.ч. анкетирования и других методов изучения, мнение потребителей и восприятие ими следующих аспектов:

  • продукции (услуги) организации (соответствие качества установленным требованиям и пожеланиям потребителей, своевременности поставок, воздействия на окружающую среду, нововведений, цен );

  • взаимоотношений с потребителями (способностей и поведения персонала, технической документации и литературы для потребителей, обращений с жалобами, отзывчивости и быстроты ответов на запросы, технической помощи, гарантий, гарантийного и послегарантийного обслуживания);

  • привлекательности организации (намерения сделать новые покупки, желания покупать другие виды продукции в этой организации, желания рекомендовать продукцию организации другим потребителям, предпочтения организации конкурентам, доступности, информационной открытости, гибкости, надежности).