Файл: 2006_Триодина_ОсновыСКД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К.А. Сомов, друг А.Н. Бенуа, «ведущий мирискусник», постоянно бывал на «башне» Вяч. Иванова, у А.А. Блока, дружил с М.А. Кузминым. Помимо галереи портретов поэтов, он создал обложки для сборников лирических драм А.А. Блока, стихов Вяч. Иванова, тонко уловив особенности стиля каждого автора.

Своеобразный мир сомовских девушек и дам, насыщенный тонкой чувственностью, в которую они погружены, в работах «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая молодая дама», «Спящая дама в осеннем платье» нашел отклик в поэтических строках М.А. Кузмина:

…все вы, все вы –

вы молчали ваш долгий век,

и вот вы кричите сотнями голосов,

погибшие, но живые,

во мне: последнем, бедном,

но имеющем язык за вас,

и каждая капля крови

близка вам,

слышит вас,

любит вас;

и вот все вы:

милые, глупые, трогательные, близкие,

благословляетесь мною

за ваше молчаливое благословенье.

Одиночество и трагизм в трактовке Петербурга были присущи М. Добужинскому в живописи и А. Блоку в поэзии. Поэт и художник как будто дополняют друг друга. У М. Добужинского – тишина сумерек, темная стена с окном, а у А. Блока

Прямо перед окнами – светлый и упорный –

Каждому прохожему бросал лучи фонарь.

И в дождливой сети – не белой, не черной –

Каждый скрывался – не молод и не стар.

Были как видения неживой столицы –

Случайно, нечаянно вступающие в луч.

Исчезали спины, возникали лица,

Робкие, покорные унынью низких туч.

Незримые творческие нити соединяли поэтов, художников, театральных деятелей Серебряного века в единую общность, и был человек, который многие годы держал эти нити в своих руках, связывая в тугой узел единой российской культуры.


6.6. Организаторская и просветительская деятельность С.П. Дягилева

Серебряный век невозможен без феномена Сергея Павловича Дягилева, о котором художник М.В. Нестеров писал, что он «явление чисто русское, хотя и чрезвычайное. В нем соединились все особенности русской одаренности».1 Как никто другой Дягилев умел воспламенять умы, подхлестывать фантазию, руководить, даже в деталях процессом творчества. Это был первооткрыватель, ищущий новые пути в искусстве. «У него было какое-то исключительное чутье, необыкновенный дар мгновенно распознавать все, что свежо и ново, и, не вдаваясь в рассуждения, увлекаться этою новизною».2

Вкус, инициатива, деловая хватка, организаторские способности, умение привлекать к своей деятельности нужных людей, несомненно, позволяют считать С.П. Дягилева основоположником тех профессиональных навыков организации и управления искусством, которые сегодня получили наименование менеджмента искусства и культуры.

С.П. Дягилев проявил себя в различных направлениях культурной жизни рубежа XIX-XX веков.

В 1903-1904 годах в недрах «Мира искусства» зародилась идея огромной портретной выставки, которая по замыслу устроителей и, прежде всего С.П. Дягилева, должна была собрать произведения со всей России и показать развитие портретного искусства со времен царя Петра Великого до последнего времени.


Все лето 1904 года Дягилев занимался подготовкой будущей выставки. Вместе со своим секретарем А. Мавриным он разъезжал по всей России, посещая самые отдаленные имения. Все найденные картины были привезены в Петербург.

Выставка открылась 6 марта 1905 года в Таврическом дворце и известна как «Таврическая Историко-художественная выставка русских портретов». Именно с нее началось изучение старых мастеров XVIII начала XIX века.

В 1897-1898 годах Дягилев, еще до прихода в «Мир искусства» успел организовать три международные художественные выставки. С 1899 по 1906 год, он устроил семь выставок, в которых принимали участие не только русские художники Бакст, Бенуа, Головин, Врубель, Лансере, Сомов, Серов и другие но и их европейские современники. Например, на первой выставке в 1899 году картины Галлена, Эмиля Бернара, Дега висели рядом с полотнами русских художников. Впервые в России Дягилев поместил вместе работы тех и других художников.

Журнал Дягилева «Мир искусства» и выставка под тем же названием подготовили к 1906 году почву, на которой в России, начиная с 1907 года стал стремительно развиваться авангард.

«Выставка русского искусства» организованная Дягилевым в 1906 году в Париже, была очень большой, она представляла более семисот произведений трехсот художников, начиная с мастеров иконописи (это было первое на Западе такого рода представление русского искусства).

Социально-культурная деятельность С.П. Дягилева и «Мира искусства» не ограничивалась устройством художественных выставок. Огромна издательская деятельность. Собрав на Таврическую выставку более двух тысяч полотен, он подготовил и издал восемь выпусков каталога, написал монографию о Д. Левицком, готовил многотомное издание фотографий с пояснительным текстом (по материалам выставки), которое, к сожалению, осталось неосуществленным.

И, наконец, нельзя не отметить ослепительный блеск дягилевского русского балета первых заграничных сезонов и в связи с ним русской музыки и декорационной живописи. Париж был сразу ошеломлен, побежден, охвачен восторгом. Французский критик Луи Шилле, вспоминая сезоны 1909-1912 годов, восклицает: «Шехеразада», «Князь Игорь», «Жар – птица», «Лебединое озеро», «Призрак розы»! Событие, внезапность, шквал, что-то вроде землетрясения. Не могу иначе выразить, моя жизнь раскололась на две части: до и после Дягилева. Изменилось все представление наше, все мысли об искусстве. Мы прозрели».1

С 1909 по 1929 годы Дягилеву удалось осуществить около восьмидесяти оригинальных постановок балета и оперных спектаклей, причем каждый спектакль был результатом совместной деятельности художников, композитора, балетмейстера, исполнителей, которые под руководством С.П.Дягилева становились целостным организмом, творческой культурной общностью с единой целью, программой, идеями и методами их воплощения.


Предпринятый творческими лабораториями рубежа XIX-XX веков синтез искусств позволил современным художникам пойти еще дальше в этом направлении, создавать новые шедевры, используя достижения техники, спорта, средств массовой информации.


Вопросы по теме 6

  1. Дайте определение понятия «Серебряный век».

  2. Какие проблемы пытались решить религиозно-философские собрания?

  3. Назовите творческие лаборатории петербургской богемы.

  4. В чем состояла просветительская деятельность С.П.Дягилева?


Литература

  1. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – М., 1990.

  2. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века// Юность. – 1993. – № 1,2,4,5,7,8.

  3. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. – СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2001.

  4. Шульц С.С., Склярский В.А. Бродячая собака. – СПб., 2003.



Заключение

Представленный в первой части учебного пособия материал, конечно, не исчерпывает всего многообразия форм и направлений социально-культурной деятельности даже в обозначенном временном периоде. Предполагается, что во второй части пособия будут рассмотрены основные вопросы теории социально-культурной деятельности и тенденции ее современного развития.

В процессе самостоятельной работы перед каждым, кто заинтересуется поставленными в пособии проблемами, откроются новые страницы отечественной истории и культуры, появятся имена людей, которые оставили неизгладимый след в развитии научных основ социально-культурной деятельности.

Как уже было отмечено, большой пласт материала в пособии составляют художественные тексты. Хотелось бы добавить, что за пределами пособия-хрестоматии остались многие литературные источники, замечательные произведения художественной литературы, которые пытливому исследователю, умному, чуткому, вдумчивому читателю помогут дополнить полученные знания по предмету, точно, ярко, живо рассказать о тех культурных явлениях, которыми так богата российская действительность.






























Триодина Ирина Михайловна


Основы социально-культурной деятельности

Часть I


Учебное пособие для студентов специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»



Подп. к печати

Формат 6084 1/16

Усл. печ. л. 5,29

Уч.-изд. л. 7,25

Тираж экз.

Изд. № 001

Заказ № Сигнальный экземпляр



РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

1 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М., 1994. – С. 5.

1 Гранин Д.А. Зубр. Эта странная жизнь. Повести. – СПбГУП, 1998. – С.434.

1 См.: Теория и практика коммунистического воспитания. М.; 1980. С.171-173.

2 См.: Раушенбах Б.В. Убеждаясь и мыслью, и сердцем…  Пристрастие. – М., 1997. – С.39-55.

1 Варзанова Т.И. Возрождение религии в России как аспект социокультурной динамики // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. СПб., 1999. С.241-244.

1 Московский церковный вестник. 1998. №9.

2 См.: Православие и культура этноса; Тез. докл. Междунар. науч. симп. (9-13 окт. 2000; Москва) / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ассоц. Этнографов и антропологов России. – М., 2000. – С. 20-21; 23-24; 25-27: Философское осмысление судеб цивилизации: Тез ежегод.науч.-практ. конф. каф. философии РАН (М; 29-30 янв. 2001; Москва) / РАН. – М., 2001. – С.100-105; 131-135.

1 Соколов-Митрич Д. Верблюд и игольное ушко. Православные предприниматели строят под Москвой деревню, чтобы жить во Христе // Известия. – 2001. 20 сентября.

1 Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 1999. – С. 72.

1 Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II. М., 1990. С. 210.

1 Клубы // Энциклопедический словарь Ф.-А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – СПб., 1895. – Т. XV.

2 См.: Завьялова Л.В. Петербургский Английский клуб, 1770-1918: Очерки истории – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С.79.

3 См.: Завьялова Л.В. Указ. соч. – С. 81.

1 Павлова Л.Я. Декабристы участники войн 1805-1814 гг. – М., 1979. – С.96.

1 Бахаев В.Б. Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. – Новосибирск, 1980 – С.73.

1 Герцен А.И.Былое и думы. – М.: Художественная литература, 1969 – С. 468.

1 М.П.Ирошников и др. Николай II.Последний российский император. – СПб.: Духовное просвещение, 1992. – С.66.

1 Шелгунов Н. Очерки русской жизни. – СПб., 1895. – С. 550-552.

2 Березова Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культур: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 63.

1 Екатерина Жуковская. Записки. – Л., 1930 – С. 160.

1 Ходасевич В. Московский литературно-художественный кружок // Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. - С.391.

1 Белый А. Начало века. М., 1990 С. 232.

1 Гиппиус З. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951. С. 83.

1 Цит. по: Сергей Маковский. Портреты современников. На Парнасе "Серебряного века". М., 1999. -С. 276.