Файл: 2006_Триодина_ОсновыСКД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ф едеральное агентство по образованию


Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики



Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»





И.М. Триодина




Основы социально-культурной деятельности


Ч а с т ь I


Учебное пособие














Санкт-Петербург

2006


Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № 6 от 15 февраля 2006 г.


Утверждено на Методическом совете института социологии и управления социальными процессами, протокол № 4 от 11 апреля 2006 г.



Триодина И.М. Основы социально-культурной деятельности. Часть I. Учебное пособие для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. -119 с.

Представленное учебное пособие-хрестоматия посвящено истории социально-культурной деятельности. Каждый раздел включает исторический материал, вопросы и задания для самостоятельной работы, библиографию. Но, кроме того, есть дополнительный пласт – художественное осмысление социально-культурных событий классиками русской литературы. Такая подача материала позволит студентам не только пополнить свои знания по предмету «Основы социально-культурной деятельности», но и расширит их кругозор, превратит чтение текста учебного пособия в увлекательное и интересное занятие.



Рецензент – д-р филос. наук, проф. А.В. Воронцов
















Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2006 г.






Содержание






Введение. Понятие социально-культурной деятельности 4

  1. Социально-культурная деятельность православной церкви

    1. Формирование православной общности –

Святая Русь 8

    1. Современный религиозный ренессанс 13


  1. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I

2.1. Государственные люди петровского времени 21

2.2. Петровская ассамблея 25


3. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины Великой

3.1. Просветительские идеи Екатерины II 29

3.2.Общественные объединения конца XVIII века 31


  1. Социально-культурные институты и движения

первой половины XIX века

4.1. Литературные салоны и гостиные 47

4.2. Дендизм 53

4.3. Любомудры 55

4.4. Социально-культурная деятельность декабристов 57

4.5. Западники и славянофилы 62


  1. Общественный подъем 60-70-х годов XIX века

5.1. Реформы Александра II 72

5.2. Социально-культурный утопизм

Н.Г.Чернышевского 75

5.3. Кружки и клубы конца XIX века 84



6.Серебряный век как социально-культурный феномен

6.1. Образ Серебряного века 90

6.2. Религиозно-философские собрания 92

6.3. Салоны Серебряного века 96

6.4. Артистические кабаре, рестораны, клубы 99

6.5.Творческие лаборатории художников и выставки

рубежа XIX-XX веков 108

6.6. Организаторская и просветительская деятельность

С.П.Дягилева 115


Заключение 119

Введение. Понятие социально-культурной деятельности

Под социально-культурной деятельностью принято понимать взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

В понятии «социально-культурная деятельность» опорным словом является деятельность. Человеческая деятельность – это форма отношения к окружающему миру. Определения «социальное» и «культурное» ограничивают и конкретизируют доминантное начало деятельности.

Определение «социальный» означает, что носитель культуры – социум. Граница между обществом и личностью подвижна, поэтому отдельный человек, как и общество, может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Тем не менее, культура – явление общественное, то есть социальное. Ю.М. Лотман считал культуру понятием коллективным.1

Соотношения социального и культурного достаточно подробно исследованы П. Сорокиным. Главный признак социального явления – взаимодействие. Отдельно взятый индивид, и миллион изолированных индивидов не могут составлять социального явления, если не взаимодействуют. Взаимодействие может состояться в том случае, если оно носит значимый характер. В широком смысле определение «культурное» показывает направление: значимое взаимодействие в сфере культуры. К значимым культурным ценностям относятся идеи, нормы, идеалы, традиции, милосердие.

Парные категории «социальное» и «культурное» взаимно обогащают и дополняют друг друга. Определение деятельности как социальной показывает, что человек выполняет в обществе отведенную ему роль, приобретает привычки, манеры, даже речь, свойственные остальным членам общества. Люди становятся похожими друг на друга. Это облегчает жизнь, но нивелирует личность.

Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование в человеке неповторимой индивидуальности. Культура поощряет в человеке ощущение уникальности, отдельности.

Главный продукт социально-культурной деятельности – культурные люди. Культурный человек – это человек, который овладел общечеловеческими идеями, навыками, и результаты его деятельности отвечают мировым стандартам.


Культура, – говорил Д.С. Лихачев, – главный смысл и главная ценность существования отдельных народов, этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.

Социально-культурная деятельность может быть стихийной и специально организованной. В общественной жизни преобладает сознательное начало. Чтобы сформировать человеческую общность, соответствующую эпохе, необходимо создавать специальные социально-культурные институты. Так, монастыри и церкви Древней Руси сформировали новую православную общность – Святую Русь. «Русские европейцы» – тип личности, который сформировался на петровских ассамблеях, затем в салонах, клубах. Огромная сеть школьных и внешкольных учреждений в Советском Союзе сформировала новую историческую общность – советский народ.

Как уже говорилось, в широком смысле определение «культурное» указывает направление значимого взаимодействия в сфере культуры.

В узком смысле определение «культурный» означает сосредоточение на нормах, ценностях в сфере свободного времени: поведение дворянина в салоне, современного молодого человека на дискотеке, в интернет-клубе.

Проблема свободного времени, организации свободной деятельности в свободное время – досуга – одна из наиболее важных в социально-культурной деятельности.

Человек по-разному может относиться ко времени – беречь его, тратить, не замечать. Но трудно не согласиться с тем, что от того, как человек использует свое время, особенно время свободное, зависит качество его жизни.

Петербургский писатель Д.А. Гранин повесть «Эта странная жизнь» посвятил крупному русскому ученому биологу А.А. Любищеву, который создал особую систему времяпользования. Ему удалось в жизни сделать невероятно много только потому, что он фиксировал во временном отношении каждый свой шаг, а потом анализировал собственные отчеты. Как пишет Д. Гранин, его поражала «смелость, с какой он обращался с плотью Времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим «теперь». Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал Время, сжимал его, стараясь не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти – «убивать время». Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Он испытывал благоговение перед Временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Дело тут не в возрасте и не в насыщенности трудом. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи. Жизнь – долгая-предолгая штука. В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушаться музыки, воспитать детей, жить в деревне и жить в городе, вырастить сад, выучить молодых…


Жизнь спешит, если мы самим медлим»1

По сути своей социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на развитие его творческого потенциала, его совершенствование. В этом смысле социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность. Науку, исследующую специфику социально-культурной деятельности как воспитательной деятельности называют социально-культурной педагогикой или теорией социально-культурной деятельности. Составная часть теории – история социально-культурных идей и концепций. Изучение истории социально-культурной мысли – необходимое условие понимания и объяснения современных проблем социально-культурной деятельности.

Цель данного учебного пособия – познакомить студентов с основными этапами истории социально-культурной деятельности в России, формами организации социальной жизни общества, зафиксировать и описать действующие в каждой исторической эпохе социально-культурные институты. В пособии приводятся исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в социально-культурной сфере.

Каждый раздел пособия включает исторический материал, вопросы и задания для самостоятельной работы, библиографию по теме. Но, кроме того, есть дополнительный пласт – художественное осмысление социально-культурных событий классиками русской литературы. В какой-то степени это пособие-хрестоматия. Представляется, что такая подача материала позволит студентам не только пополнить свои знания по предмету «Основы социально-культурной деятельности», но и расширит их кругозор, превратит чтение текста учебного пособия в увлекательное и интересное занятие.




1. Социально-культурная деятельность
православной церкви

1.1. Формирование православной общности - Святая Русь.

«Повесть временных лет» донесла до нас предание о начале Русского государства. Оно рассказывает о походе на Царьград и прибытии трех братьев для управления разрозненными племенами – Рюрика, Трувора и Синеуса, о том, что племена, населявшие русскую землю, исповедовали язычество. Язычеством древние книжники называли верования разных племен – «языков», не знавших учения о едином Боге. Языческий пантеон не мог объединить верования всех племен Русской земли и сами племена в единое государство. Это осложняло взаимоотношения с соседями Руси, которые не признавали язычества. Политическая ситуация требовала перехода к единобожию.

По времени принятие христианства, официальное крещение Руси приходится на правление князя Владимира (988 год), хотя христианской была уже его бабушка княгиня Ольга. Добившись единовластия в Русской земле, Владимир обратился к задачам ее внутреннего благоустройства. Первой задачей и стал поиск религии, которая могла бы объединить разноплеменные земли. Было принято решение испытать все вероисповедания, побывав на богослужении у мусульман, латинян, греков. Владимир решил принять христианство по греческому обряду, который отличался особой пышностью. Но не только красота привлекла русских людей. Новая вера решала и просветительские проблемы. Как рассказывает летопись, правители славянских княжеств обратились к Византийскому императору с просьбой прислать к ним учителей. Эта просьба была исполнена – к славянам прибыли два византийских книжника – греки Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую грамоту и перевели Священное писание и греческие богослужебные книги на славянский язык. Это богослужение было понятным на Руси. Данное обстоятельство стало решающим при выборе веры.

Крещение Руси и реформы Владимира привели к формированию новой русской средневековой культуры – христианской архитектуры и книжности – к консолидации нового народа («новым» его называли первые русские книжники), единой древнерусской народности, «русских людей».

Вскоре после крещения Руси появились и социально-культурные центры, которые должны были подготовить вновь обращенных к новым условиям жизни. Перемены были связаны с процессом централизации и укрепления власти. Такими социально-культурными центрами стали монастыри. Во время смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальных традиций, но в то же время приобщали жителей к миру еще неведомой им культуры.

Монастырь должен был воспитать новые качества, которых еще не было в обществе русских людей – послушание, чувство соборности, способность жить по единым законам и подчиняться единому правителю.