Файл: 2000_Мышьякова_ИскусствоКниги.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 493

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ИСКУССТВО КНИГИ



СЛОВАРЬ-ХРЕСТОМАТИЯ




2000, Оренбург: Издательство ОГПУ.

Составитель Н.М. Мышьякова



Список использованной литературы

  1. Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. М., 1989.

  2. Книга: Энциклопедия. М., 1999.

  3. Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.

  4. Художники детской книги о себе и свем искусстве. М., 1987.



ПРЕДИСЛОВИЕ


На экслибрисе одного из старейших отечественных собирателей книги (В.В.Кунина) выгравированы слова «Cara captivitas» – «милый плен». Как понимать смысл этой надписи: кто у кого в плену – книги у библиофилов или читатели книг в плену у книг? Наверное, справедливо и то, и другое, но хочется думать, что художник, включивший это древнее латинское изречение в книжный знак (экслибрис), был хорошим читателем и изведал на себе сладость милого книжного плена.

В любви к книге объяснялись, наверное, все читатели мира, и в этом смысле все читатели – библиофилы. Трудно представить в истории культуры что-либо превосходящее книгу по значимости и силе воздействия на человека. По словам Н.М.Карамзина, «история ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствиями».

Книга – наиболее древний, распространённый и привычный способ хранения и передачи знания, символ мудрости. Именно книга становится одним из образов Мира в творчестве великого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Книга очень рано входит в мир ребёнка; сначала рисунками, потом вместе с голосом мамы, бабушки, ещё позже – становясь задушевным другом, полуночным собеседником, «alter ego». Книга воспринимается нами и «идеально», в её духовной «ауре», и «материально», как предмет, вещь. Книге как феномену культуры посвящён специальный курс «Искусство книги», являющийся частью большого гуманитарного курса «Культурология». Поскольку искусство книги – чрезвычайно широкая и многоаспектная «страница» в истории культуры, хотелось бы помочь слушателям (студентам, учителям МХК, школьникам) в освоении книговедческой терминологии, в систематизации некоторых данных из истории и теории книги. Настоящий словарь призван выполнить именно эту скромную, но необходимую задачу – быть кратким справочным пособием, облегчающим изучение большого книговедческого материала.

Словарь состоит из двух разделов: в первом содержится краткое объяснение терминов; во втором – некоторые сведения о наиболее известных художниках-иллюстраторах.

Словарь составлен на основе следующих изданий:

Книговедение: Энциклопедический словарь. – М., 1982.

Книга: Энциклопедия. – М., 1999.

Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. – М., 1989.

Художники детской книги о себе и своём искусстве. – М., 198


ТЕРМИНОЛОГИЯ



АББРЕВИАТУ′РА (итал. abbreviatura, от лат. Abbrevio - сокращаю), сокращённое написание слова или группы слов.

АБЗА′Ц (нем. Absatz - красная строка, бук. - уступ), часть текста, его самая мелкая композиционная единица, обозначается пробелом в начале первой строки. Слово «абзац» употребляется также в значении абзацного отступа.


АВАНТИ′ТУЛ (от франц. Avant - перёд и лат. titulus - надпись, заглавие), первая страница книги, появляется, как правило, при наличии контртитула или фронтисписа, содержит часть выходных данных - издательскую марку или марку серии, реже - эпиграф, посвящение, лозунг. Называется также фортитулом или выходным листком.

АВТОГРАФИ′ЧЕСКАЯ КНИГА, рукописное издание (книга, брошюра, лист), оформленное и изготовленное самим автором, как правило, в виде сувенира или в целях рекламы. Известны книги-автографы О.Бёрдсли, А. Тулуз-Лотрека, С.Дали, А.Кручёных, А.Белого, А.Блока, Ф.Сологуба, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, И.Эренбурга и др.

А′ЗБУКА (от названия первых по порядку расположения славянских букв - «аз» (буква А) и «буки» (буква Б), 1)графические знаки - буквы, которые расположены в традиционной последовательности; 2)учебное пособие для начального обучения грамоте (чтению и письму). Древнейшие славянские азбуки - это граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. В 16 в. на Руси появляются рукописные азбуки. Первой печатной азбукой считается «Азбука», которая была напечатана Иваном Фёдоровым во Львове в 1574 г.

АЛЕКСАНДРИ′ЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, самое знаменитое и крупное собрание рукописных книг Древнего мира. Основана в нач. 3 в. до н.э. в городе Александрия (Египет) Птолемеем II. Размещалась в здании Александрийского мусейона (Храм муз) - центра науки и культуры. Фонд Александрийской библиотеки включал, по различным оценкам, от 100 до 700 свитков папирусов. В 48 г. до н.э. при нападении Юлия Цезаря на Александрию библиотека почти полностью сгорела. Была частично восстановлена, но окончательно погибла в 3 в. во время гражданской войны в Египте. (Ю.Н.Столяров)

АЛЬБО′М (от франц. Album), книжное издание с воспроизведениями картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и др. с пояснительным текстом.

АЛЬМАНА′Х (от араб. Аль-манах - календарь), сборник литературных произведений, объединённых по тематическому, жанровому и др. признаку. Первые альманахи появились во Франции в сер. 18 в., в России - в конце 18 в.

АНДРО′НИКОВ МОНАСТЫРЬ, мужской монастырь на левом берегу реки Яуза, недалеко от Москвы. Основан около 1360 г., один из центров переписки книг. Монахом этого монастыря был Андрей Рублёв, великий русский иконописец.

АННА′ЛЫ (лат annales от Annus - год), в эпоху античности и средние века записи наиболее значительных событий по годам. В Древнем Риме анналы велись на белых, покрытых гипсом деревянных досках, выставленных для всеобщего ознакомления. Древнейшие анналы погибли при пожаре Рима в 387 г. до н.э., потом были восстановлены по памяти и продолжены. Около 130 г. до н.э. анналы были собраны в 80 книг («Большие Анналы»). Ведение анналов прекратилось между 123 и114 г. до н.э. С конца 7 в. анналы систематически вели писцы в монастырях и при некоторых королевских дворах. С13 в. монастырские анналы сменились городскими хрониками. На Руси в 11 - 17 вв. анналам соответствовали летописи.


АННОТА′ЦИЯ (от латинского annotatio - замечание), краткая обобщённая характеристика книги или её части, статьи, раскрывающая их содержание, читательское назначение, форму и др. особенности.

АНТИ′КВА (от лат. Antiquus - древний), наборный шрифт латинской алфавитной системы. Происходит от римских надписей на камне и гуманистического письма Возрождения. Антиква имеет равномерные по толщине основные штрихи букв, которые заканчиваются наверху прямыми или косыми засечками, а внизу - горизонтальными линиями. Буквы антиквы округлые, ясного и гармоничного рисунка. (Д. В. Воробьёв)

АНТОЛО′ГИЯ (греч. Anthologia, букв.- собрание цветов, от anthos - цветок и lego - собираю ), коллективный сборник; включает избранные, чаще всего стихотворные, произведения различных авторов. Первой антологией считается сборник «Венок», составленный греческим поэтом Мелеагром (60 г. до н.э.).

АПО′КРИФЫ (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный), иудейские и раннехристианские произведения, отвергнутые господствующей церковью. Возникли примерно во 2 в. до н.э.

АПОСТРО′Ф (франц. Apostrophe, от греч. Apostrphos, букв. - обращённый в сторону или назад), надстрочный разделительный знак в виде запятой.

АППАРАТ КНИГИ, дополнительные тексты в книге, которые помогают читателям пользоваться книгой: оглавление, указатели, предисловие, комментарий, примечание и др.

АСТЕРИ′СК (от греч. Asteriskos - звёздочка), знак в виде звёздочки для обозначения сноски или примечания; три звёздочки служат для обозначения не названного автором лица (К***).

А′ТЛАС, 1) собрание географических, морских, исторических карт, часто с пояснительным текстом; 2)специальный альбом с наглядными изображениями (атлас лекарственных растений, атлас анатомический и др.). Впервые термин «атлас» был применён для собрания карт фламандским картографом Г. Меркатором (1512 - 1594) в честь мифологического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус. (А.А. Говоров)

АФО′Н, монастырский комплекс на Афонской горе (Святая гора), на полуострове Халкидики в Греции, центр православной книжной культуры. Общее количество рукописей, хранящихся в Афоне, около 10 тыс.

БЕДЕ′КЕР, путеводитель, по имени Карла Бедекера (1801-1859), немецкого издателя и книгопродавца, выпускавшего географические и туристические путеводители, которые получили международное распространение и признание.

БЕРЕСТЯНЫ′Е ГРАМОТЫ, памятники древнерусского письма 11 - 15 вв. на берёзовой коре (бересте). Впервые обнаружены в Новгороде в 1951 г. Берестяные грамоты сворачивались так, что тест располагался с наружной стороны. Надписи выполнены кириллицей (уставом, или полууставом); буквы процарапаны острым железным или костяным стержнем («писалом»).

(Л.П. Жуковская)

БЕСТСЕ′ЛЛЕР (англ. Best seller, от best - лучший и sell - продаваться,) книга, имеющая особый коммерческий успех. Понятие появилось в США в конце 19 в. В итоговых списках бестселлеров - произведения Э. Хемингуэя, Г. Миллера, М. Митчел, Дж. Апдайка, И. Шоу, А. Камю, В.В. Набокова, Б.Л. Пастернака, А. И. Солженицына.


БИБЛИОГРА′ФИЯ. Термин появился в Древней Греции в 5 в. до н.э. Его значение соответствовало лингвистическому смыслу составляющих его частей: biblion - книга, grapho - пишу, т.е. книгописание или переписывание книг. Сейчас термин приобрёл многозначный характер, но чаще всего библиографией называют одну из частных научных дисциплин о книге и книжном деле. Иногда это синоним терминов «каталог», «указатель». Первые библиографические тексты возникли в Древнем Египте и Месопотамии на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Различают три этапа развития библиографии (в зависимости от методов использования информации): рукописный или пинакографический (от греч. Pinax - библиографический список, оглавление); полиграфический (начинается с изобретения книгопечатания) и электронный (со 2-ой пол. 20 в.). Древнейшие русские библиографические тексты относятся к 11 в. (А.И. Барсук)

БИБЛИОТЕ′КА ВАТИКА′НА, одна из старейших и богатейших библиотек мира. Основана в 1475 г. в Риме при папе Сиксте IV. В фонде ватиканской библиотеки (нач. 90-х годов 20 в.) около 70 тыс. рукописей, 8 тыс. инкунабулов, 1 млн. др. редких изданий, свыше 100 тыс. гравюр, 200 тыс. рукописных документов, карт и различных произведений искусства. Библиотека предназначена только для научно-исследовательской работы.

«БРИТА′НСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», «БРИТА′ННИКА», американская издательская фирма, Чикаго. Зародилась в 1768 г. в Эдинбурге (Шотландия), где «Обществом джентльменов» было предпринято издание «Словаря искусств и наук» для всего англоязычного мира. В 1771 г. завершена последняя часть этого труда и одновременно появилось созданное на его основе первое издание «Британской энциклопедии». В 1901 г. американский пионер распространения печатной продукции по подписке Г.Э. Хупер купил «Британскую энциклопедию» и перевёл право владения ею в США. С начала 40-х гг. 20 в. фирма «Британская энциклопедия» имеет отделения в Лондоне, Торонто, Женеве, Токио и др. городах. (Г.В. Якушева)

БРОКГА′УЗА И ЕФРО′НА ИЗДАТЕЛЬСТВО, основано в 1889 г. в Петербурге типографом И.А. Ефроном и немецкой фирмой «Брокгауз» по инициативе С.А. Венгерова с целью выпуска «Энциклопедического словаря», который и явился ведущим изданием фирмы в дореволюционный период (43 тома, 1890-1907). Издательство выпустило также «Малый энциклопедический словарь» (тт. 1 - 3, 1899-1902; тт. 1 - 2 , 1907-1909); «Еврейскую энциклопедию» (тт. 1 - 16, 1908-1913); «Энциклопедию практической медицины» (тт. 1 - 5, 1907-1915); книги серии «Библиотека великих писателей» (большеформатные иллюстрированные собрания сочинений А.С. Пушкина, Дж. Байрона, Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира). Издательство прекратило существование в 1930 г. (С.В. Белов)

БРОШЮ′РА (от фран. Brocher - сшивать), непериодическое текстовое книжное издание малого объема (от 5 до 48 страниц) в мягкой обложке.

БУ′КВИЦА, см. Инициал.

БУКЛЕ′Т (от франц. Bouclette - колечко), издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в разрезанную тетрадь ширмообразно или иным способом. В форме буклета печатаются краткие путеводители, рекламы, виды городов и др.


БЮЛЛЕТЕ′НЬ (от лат. bulletino - записка, листок), 1) оперативное периодическое издание, которое содержит научные, справочные или рекламные материалы, 2) краткое информационное сообщение (военная сводка, бюллетень о здоровье выдающегося деятеля и т.д.).

ВАДЕМЕ′КУМ (от лат. vade mecum - иди за мной), справочное издание, путеводитель, указатель. Как правило, издается в карманном формате. Термин мало распространен.

ВЕ′РСО (от лат. folio verso - на обороте листа, перевернув лист), в рукописном свитке - внешняя незаписанная часть, в кодексе (рукописном или печатном) - оборотная часть листа. При наличии пагинации на версо проставляют чётные числа (см. Ректо).

ВИНЬЕ′ТКА (франц. vignette), украшение в книге в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или в конце текста (части, главы, раздела).

ВОДЯНО′Й ЗНАК (ФИЛИГРАНЬ), внутреннее, видимое на просвет изображение на бумаге. Впервые водяные знаки появились в Италии в конце 13 в., в России - во 2-ой пол. 17 в. При ручной выделке бумаги рисунок водяных знаков вышивался шёлком или очень тонкой проволокой на сетке формы. В качестве водяных знаков использовались изображения растений и животных, гербы городов и стран, инициалы мастеров и владельцев бумажных фабрик. В 20 в. бумага с водяными знаками применяется для изготовления ценных документов, денег и т.п. (Д.В. Воробьев)

ВОКА′БУЛА (от лат. vocabulum - слово), отдельное слово, заглавное слово словарной статьи.

ВСТУПИ′ТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, статья, которая помещается в начале книги и даёт ей краткую оценку, сведения об авторе и т.п.

ВЫХОДНЫ′Е ДАННЫЕ, сведения, помещаемые, как правило, в нижней части титульного листа: место и название издательства, год выпуска, количество выпущенных экземпляров (тираж). Появились в книгах в конце 15 в.

ВЯЗЬ, декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах. Иногда использовалась для украшения посуды. Лучшие образцы вязи созданы в сер. 16 в. в Москве при Иване IV. Славится печатная вязь книг русского первопечатника Ивана Фёдорова. (А.Г. Шицгал)

ГАРНИТУ′РА ШРИФТА, совокупность начертаний шрифта, для которых характерны общие стилевые черты рисунка знаков.

ГЛАВА′, одна из основных композиционных единиц литературного произведения. Как правило, имеет самостоятельное название и начинается с новой страницы.

ГЛАГО′ЛИЦА, одна из двух древнейших славянских азбук (другая - кириллица). Название образовано от старославянского «глагол» (слово, речь). Глаголица и кириллица совпадают по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, но отличаются формой букв. Глаголица была распространена у юго-западных славян и просуществовала недолго.

ГЛО′ССА (греч. glossa - язык, речь), перевод или толкование непонятного, устаревшего, диалектного слова, написанное в книге над (под) словом или на полях. Греки применяли глоссы при изучении текстов Гомера.