Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Заключение


Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери, в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Переживание одиночества свойственно всем возрастам, но наиболее остро оно переживается в юношеском возрасте. Это, прежде всего, связано с развитием рефлексии, потребностями в самоутверждении, принятии и признании, изменением структуры межличностных отношений и переходом на новый уровень самосознания.

Обобщая полученные данные, необходимо отметить, что в переживание одиночества - это системное, динамическое образование и определяем его как особую форму субъективного отражения своего положения в системе «Я-другие», которое состоит из следующих компонентов:

- когнитивного (обеспечивает подготовительную функцию в переживании одиночества и имеет такие формы проявления, как представление о собственных переживаниях, образ «Я» во время переживания одиночества и форма отождествления с другими людьми);

- эмоционального (обеспечивает оценочную функцию и имеет такие формы проявления, как эмоциональная оценка и принятие непринятие собственных переживаний);

- поведенческого (обеспечивает регулятивную функцию и содержит такую форму проявления, как действия на переживание одиночества);

- мотивационно-волевого (обеспечивает стимулирующую функцию в переживании одиночества и имеет две формы проявления: мобилизующую и демобилизующую).

Проведено эмпирическое исследование.

Переживание чувства одиночества студентов 1-3 курсов у большей части принимает вид управляемого одиночества. Из этого следует, что одиночество юношами и девушками может быть использовано как уединение, необходимое для того, чтобы осмыслить свои действия и поступки наедине с самим собой.

Эффективным способом преодоления чувства одиночества в юношеском возрасте является расширение собственных интересов, круга общения, развитие коммуникативных навыков и умений, в познании себя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявление факторов, оказывающих влияние на переживание состояния одиночества у студентов, поможет определить спектр работы, направленной на ослабление его интенсивности и последующее устранение. Результаты данного эмпирического исследования могут быть полезными не только для последующих исследований, но и для анализа феномена переживания состояния одиночества. Приведенные результаты требуют детализации в ходе более глубоких исследований и в теоретическом, и в практическом аспектах, в том числе с целью разработки психолого-педагогических
рекомендаций для юношей, родителей и педагогов.

В настоящее время одиночество является серьезной социальной проблемой, требующей пристального внимания специалистов. Одиночество как социальный феномен связано с происходящими социально-экономическими, политическими и другими общественными преобразованиями, поскольку кроме созидательных моментов они имеют и разрушительные последствия, такие как индивидуализм, ослабление и разрыв социальных связей, трансформация межличностных отношений, ломка традиций и т. д. Следствием этого является неспособность личности адаптироваться к быстроменяющимся ритмам жизни, инновационным формам общения и взаимодействия.



Список использованной литературы




  1. Болдижар Е.В. Особенности проявления одиночества в юношеском возрасте // Теория и практика модернизации научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2019. С. 190-193.

  2. Буданцев Д.В. Одиночество как выбор в современном социуме // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. Тезисы докладов. Курган, 2021. С. 111-112.

  3. Вязникова Л.Ф. Особенности переживания одиночества в студенческом возрасте (периоде поздней юности) / Вязникова Л.Ф., Амосова О.Н. // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. сборник научных трудов. Хабаровск, 2020. С. 69-74.

  4. Звонарева Ю.А. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / Звонарева Ю.А., Максимова Н.Л. // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. в 2 ч.. Чебоксары, 2019. С. 221-225.

  5. Калабина Е.С. Понятие одиночества в психологической литературе // Студенческий вестник. 2021. № 8-1 (153). С. 53-56.

  6. Колесников С.Ю. Одиночество как психологический и философский феномен // Молодежная наука. Труды XXV Международной студенческой научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Красноярск, 2021. С. 176-179.

  7. Леоненко Н.О. Социально - психологический тренинг как средство преодоления одиночества в юношеском возрасте / Леоненко Н.О., Гордеева А.С. // Личность в современном мире. сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2017. С. 175-181.

  8. Максимова В.А. Одиночество – одна из основных проблем современного общества // Контекст и рефлексия. Сборник статей по итогам проведения III студенческой научно-теоретической конференции Департамента фундаментальной подготовки и Центра гуманитарных исследований РГУТИС. 2018. С. 151-154.

  9. Мироненко А.В. Подходы к определению феномена одиночества // Наука и практика: преемственность, традиции, инновации. сборник научных статей преподавателей, магистрантов, студентов Кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Уфа, 2018. С. 114-119.

  10. Муртазина И.Р. Представления об одиночестве и особенности его переживания в разные периоды взрослости // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 3.

  11. Нагишева С.С. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте // Лики любви. Материалы V Городского студенческого фестиваля. Под редакцией О.О. Андронниковой. 2019. С. 80-82.

  12. Никифорова Е.А. Одиночество в юношеском возрасте / Никифорова Е.А., Конева О.Б. // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования. сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Высшая медико-биологическая школа Факультет психологии Кафедра психологии развития и возрастного консультирования. 2020. С. 110-114.

  13. Огурцова И.А. Проблема переживания одиночества юношами и девушками, имеющими домашних питомцев // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде. Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Г. Шатюк (гл. ред.) [и др.]. Гомель, 2021. С. 430-434.

  14. Палагина Н.С. Определение и понимание понятия "одиночество" в современных науках / Палагина Н.С., Морозова А.А., Новоселова О.В. // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 235-237.

  15. Панченко Е.Е. Половые различия в переживании одиночества у обучающихся учреждений высшего образования / Панченко Е.Е., Яценко Т.Е. // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона. материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической междисциплинарной конференции. 2020. С. 152-161.

  16. Психическое одиночество студента: проблема, поиск путей решения / Овсянникова О.А., Федорова М.А. // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. материалы VIII Международной научно-практической конференции. Орёл, 2021. С. 242-247.

  17. Сухарева Н.Ф. Взаимосвязь состояния одиночества и коммуникативных умений в юношеском возрасте / Сухарева Н.Ф., Серегина С.Ю. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2020. № 1. С. 62-69.

  18. Тюрина Ю.М. Позитивное и негативное рассмотрение понятия одиночества в психологии // Молодые учёные России. сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 165-167.

  19. Шевцова Ю.А. Проблема переживания одиночества в юношеском возрасте / Шевцова Ю.А., Ковалёва А.В. // Россия и славянские народы в XIX-XXI вв. сборник статей. Материалы международной научной конференции. Брянск, 2020. С. 366-370.

  20. Южанов С.А. Феномен чувства одиночества в психологии и особенности его переживания // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-21. С. 18-21.


Приложение 1

«Одиночество»

опросник С.Г. Корчагиной

Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.

а) всегда;

б) часто;

в) иногда;

г) никогда.

Опросник

  1. Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?

  2. Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?

  3. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?

  4. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?

  5. Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?

  6. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?

  7. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?

  8. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?

  9. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?

  10. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?

  11. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?

  12. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?

Обработка результатов и интерпретация

Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.

Ключ для измерения выраженности одиночества такой:

- 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;

- 17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;

- 28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;

- 39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.


Приложение 2

Результаты опросника «Одиночество»

№ испытуемого

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

Вопрос №5

Вопрос №6

Вопрос №7

Вопрос №8

Вопрос №9

Вопрос №10

Вопрос №11

Вопрос №12

Количество баллов

Общий уровень

1

3

4

3

2

2

2

3

4

4

2

3

2

34

Глубокое переживание актуального одиночества

2

4

3

4

2

3

4

2

3

3

4

3

3

38

Глубокое переживание актуального одиночества

3

2

2

3

3

2

3

4

2

2

1

4

4

32

Глубокое переживание актуального одиночества

4

3

3

2

3

1

2

4

3

4

3

1

3

32

Глубокое переживание актуального одиночества

5

2

2

2

2

3

4

3

2

1

4

3

2

30

Глубокое переживание актуального одиночества

6

4

4

3

4

2

2

4

4

2

2

4

3

38

Глубокое переживание актуального одиночества

7

3

2

2

1

2

2

2

3

4

3

4

4

32

Глубокое переживание актуального одиночества

8

3

3

4

2

3

4

4

2

3

2

2

2

34

Глубокое переживание актуального одиночества

9

2

2

3

2

2

2

2

1

1

2

1

3

23

Неглубокое переживание возможного одиночества

10

4

4

2

3

2

2

1

3

4

2

4

2

33

Глубокое переживание актуального одиночества

11

3

3

4

1

4

4

3

4

3

1

3

3

36

Глубокое переживание актуального одиночества

12

2

2

1

2

2

3

3

2

2

3

3

4

29

Глубокое переживание актуального одиночества

13

1

1

1

1

2

2

2

3

4

1

4

4

26

Неглубокое переживание возможного одиночества

14

2

3

3

3

3

3

1

1

3

2

3

3

30

Глубокое переживание актуального одиночества

15

4

3

2

1

2

1

3

3

3

3

4

4

33

Глубокое переживание актуального одиночества

16

2

2

3

3

4

3

3

4

4

2

4

4

38

Глубокое переживание актуального одиночества

17

1

2

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

28

Глубокое переживание актуального одиночества

18

2

2

1

1

2

2

1

1

2

4

2

2

22

Неглубокое переживание возможного одиночества

19

1

1

2

2

2

1

3

3

4

3

2

1

25

Неглубокое переживание возможного одиночества

20

1

1

2

3

2

3

2

4

3

2

2

1

26

Неглубокое переживание возможного одиночества