Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества
Проявления одиночества в юношеском возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты
2.2. Рекомендации, направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте
- одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь;
- существует две тенденции одиночества, обусловленные его негативной и позитивной направленностью;
- переживание одиночества наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода юноши на новый уровень самосознания.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты
Эмпирическое исследование было проведено на базе Тольяттинского государственного университета. В исследовании приняли участие 20 студентов.
Методика исследования - «Одиночество», опросник составленный С. Г. Корчагиной (Приложение 1).
Назначение методики: диагностика глубины переживания одиночества.
Инструкция к методике: предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них.
Испытуемому необходимо отметить тот, который наиболее соответствует представлению о себе.
Обработка результатов и интерпретация. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.
Ключ для измерения выраженности одиночества такой:
12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;
17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;
28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;
39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Далее рассмотрим результаты проведенной диагностики (Приложение 2).
Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос №1: «Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?»
Рисунок 5 - Результаты ответов на вопрос №2: «Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?»
Рисунок 6 - Результаты ответов на вопрос №3: «Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?»
Рисунок 7 - Результаты ответов на вопрос №4: «Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?»
Рисунок 8 - Результаты ответов на вопрос №5: «Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?»
Рисунок 9 - Результаты ответов на вопрос №6: «Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?»
Рисунок 10 - Результаты ответов на вопрос №7: «Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?»
Рисунок 11 - Результаты ответов на вопрос №8: «Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?»
Рисунок 12 - Результаты ответов на вопрос №9: «Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?»
Рисунок 13 - Результаты ответов на вопрос №10: «Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?»
Таким образом, на основании результатов проведенной диагностики, можно сделать вывод, что большинство испытуемых 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;
17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;
28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;
39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Далее рассмотрим результаты проведенной диагностики.
Рисунок 14 - Результаты ответов на вопрос №11: «Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?»
Рисунок 15 - Результаты ответов на вопрос №12: «Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?»
Таким образом, на основании проведенной диагностики проявления одиночества в юношеском возрасте, можно сделать следующие выводы:
- у испытуемых проявляется неглубокое переживание возможного одиночества и у большинства опрошенных прослеживается глубокое переживание актуального одиночества;
- одиночество студентов может быть вызвано появлением больших перемен в их жизни. Поступая, после школы, в учебные заведения юноши и девушки испытывают стресс. Они
постоянно находятся в напряжении, так как, покидая дом, оказываются в новой для них обстановке, где им приходится:
- Заводить новые социальные контакты;
- Учиться самообслуживанию (готовить, стирать и тд.);
- Привыкать к предъявляемым требованиям;
- Учиться самостоятельности.
А также происходит расставание со своими школьными друзьями. Переживая все эти изменения, студенты часто чувствуют себя одинокими.
Таким образом, юноши и девушки, поступающие в учебное заведение больше подвержены одиночеству, чем те, кто его оканчивает. Это вызвано их социальной ситуацией развития. Многие юноши и девушки, поступающие в учебное заведение, не готовы к самостоятельной жизни, они испытывают перед ней страх и тревогу. Этот страх со временем усиливается и перерастает в чувство одиночества.
2.2. Рекомендации, направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте
Важно отметить, что одиночество – переживание субъективное, нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.
Рисунок 16 - Способы преодоления одиночества в юношеском возрасте
Важно помнить, что чувство одиночества можно использовать, как положительный фактор: найти себя, своё хобби, развиваться, заняться делами.
Психолог, социальный педагог и по совместительству автор статьи «Как избавиться от одиночества — советы психолога» Светлана Трошина дает советы.
Рисунок 17 – Советы по избавлению от одиночества
Итак, в ходе проведенного исследования были разработаны правила борьбы с одиночеством в юношеском возрасте, на основании научной информации.
Личность, испытывающая одиночество по причине нарушения коммуникаций, как правило, не владеет четкими представлениями о существующих средствах и методах его преодоления. Необходимость справляться с одиночеством мотивирует к развитию социальных качеств, помогающих человеку преодолеть отчуждение, вернуться в общество, найти собственное место в мире, а благодаря нашим рекомендациям этот процесс может стать проще.
Рисунок 18 - Правила борьбы с одиночеством в юношеском возрасте
Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.