Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, чувство одиночества может возникнуть наедине с собой, в толпе людей и даже рядом с родным людьми. Для решения данной проблемы надо определить, какого именно общения и с кем не хватает, какой информации, чувств, ощущений не хватает, и вследствие чего именно этот недостаток восполнять,

Анализ классических концепций и подходов показывает, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (Н.А. Бердяев, К. Маркс,Ф. Ницше, В.С.Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк и др.) [6, c. 177].

Наибольшую известность получили подходы к пониманию одиночества, которые представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 - Подходы к пониманию одиночества
Проблема психического одиночества представителями различных научных направлений трактуется неоднозначно: от состояния естественного и нормального до патологического. Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов и современных исследований заключается в том, что на основе их анализа стало возможным определение подходов к изучению феномена одиночества как детерминанты деформированного развития личности.

Таким образом, одиночество является всепоглощающим чувством, остро субъективное и индивидуальное переживание, отличающееся стойким и глубоким погружением в свое внутреннее «Я». Одиночество необходимо для саморазвития, рефлексии, самоактуализации при условии «позитивного» переживания. Одиночество можно рассмотреть в качестве кризиса, в результате которого появляется новообразование. Если процесс переживание одиночества проходит с настроем человека на положительный результат, то новообразование решает те факторы, которые и привели к состоянию одиночества. Если же процесс приобретает негативный оттенок и индивид не желает меняться или отделятся от своей привычной социальной среды, то одиночество приобретает отрицательный характер и ощущается индивидом ярко-выраженным и длительное время.

Одиночество может активировать ряд психических процессов и состояний, которые усложняют взаимодействие человека с внешним миром. Однако при определенных условиях оно может становиться фактором самопознания личности и саморегуляции ее активности
, развития и сохранения индивидуальности и стабилизации психофизического состояния, творчества и самосовершенствования, а также способствовать объединению свободы и ответственности в единый механизм саморегуляции активности личности.


    1. 1   2   3   4   5   6

Проявления одиночества в юношеском возрасте


Проблема психологического одиночества становится одной из острых в современном обществе. Несмотря на включение юношества в разнообразные коммуникативные сети, намечается тенденция возрастания уровня субъективного одиночества. Юношеский возраст сталкивается с большими физическими психическими, эмоциональными и социальными изменениями. Процессы глобализации, компьютеризации всех сфер жизнедеятельности, увеличение степени интенсивности жизни затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют субъективному ощущению одиночества юношей и девушек.

Исследование проблемы переживания одиночества в юношеском возрасте носит актуальный характер в связи с тем, что при переходе от детства к юности происходит становление самосознания, развитие познавательной и эмоциональной сферы личности, изменения системы взаимоотношений, с развитием рефлексии, усилением потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Именно в этот период неудовлетворенность потребности во взаимоотношениях с другими людьми и связанное с этим острое переживание своего одиночества может стать причиной развития целого ряда отрицательных черт личности и особенностей поведения.

B. С. Мухина указывает, что юношескому возрасту свойственны тревожность, противоречивые переживания, внутреннее недовольство и метния. В юношестве личность продолжает раскрывать свои особенности через рефлексию, но получают новое развитие механизмы идентификации и обособления [3, c. 70].

C. Л. Вербицкая утверждает: «Переживание одиночества в юношеском возрасте проявляется в совокупности социально-психологических факторов, а эмоциональное отчуждение проявляется в эмоциональной не стабильности, частых депрессивных переживаниях, враждебности. В межличностном общении человек, испытывающий одиночество, является не способным контролировать и устанавливать какое-либо взаимодействие». Юноши сталкиваются с различными коммуникативными трудностями во время общения. Неумение регулировать конфликтные ситуации, сложности во взаимодействии с противоположным полом, налаживать отношения с родителями, низкая самооценка - все это, так или иначе, влияет на межличностное взаимодействие юношей и девушек. Коммуникативная некомпетентность в юношеском возрасте отрицательно сказывается на социализации индивидуума в обществе.


Возникновению чувства одиночества в юношеском возрасте способствуют факторы, представленные на рисунке 2 [1, c. 191].



Рисунок 2 – Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества в юношеском возрасте

Далее рассмотрим основные причины одиночества в юношеском возрасте.



Рисунок 3 – Основные причины одиночества в юношеском возрасте Стереотипность поведения

Проблемы, связанные с коммуникативными умениями (установление, поддержание, затруднение), в большинстве случаев приводят к возникновению состояния одиночества. Взаимосвязь коммуникативных умений и состояния одиночества считается обоюдной. Невозможность или нежелание межличностного взаимодействия с социумом является причиной одиночества индивида, а чувство одиночества, в свою очередь, становится препятствием к установлению коммуникативных взаимодействий с окружающими. Во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых была выявлена данная связь, где в качестве источника одиночества обосновано нарушение коммуникативных умений. Невозможность коммуникации между личностью и окружающим ее социумом является непосредственной причиной зарождения у него чувства одиночества.

Одинокие юноши и девушки в большей мере некомпетентны в межличностном общении. Они не прислушиваться к мнению окружающих, менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения. Неумение поддерживать разговор с группой сверстников или взрослых, неспособность слушать, отсутствие навыка установления контакта с собеседником, рефлексирования и высказывания своего мнения часто приводят к тому, что индивид теряет или не может и вовсе устанавливать межличностные связи. Юноши и девушки, неспособные грамотно, точно и ясно выражать свои мысли, использовать в речи выразительные, образные, яркие средства, имеющие фонетические и экстралингвистические трудности, часто сталкиваются с непониманием окружающих, что впоследствии может привести к их обособленности от общества и одиночеству [9, c. 114].

Некоторые исследователи отмечают взаимосвязь одиночества и самооценки. Они полагают, что низкая самооценка сопровождается системой установок, которая затрудняет социальное взаимодействие, что приводит к одиночеству. Длительное одиночество также может негативно отразиться на самооценке, делая ее более уязвимой. Например, неудачи в общении могут приводить к переживанию чувства одиночества, и тем самым снижать самооценку.


Низкая самооценка оказывает значительное влияние на поведение личности. В ходе социального взаимодействия низкая самооценка ставит барьеры и создает предпосылки для одиночества. Если с детства у ребенка не были установлены доверительные отношения с родителями, мнение родителей будет влиять на самооценку. Следовательно, недостаток опыта социализации в семье с детских лет закладывает фундамент одиночества в зрелом возрасте. При неудачном опыте социального взаимодействия они склонны к самообвинению [12, c. 112].

Человек с низкой самооценкой склонен думать, что окружающие считают его ненужным. Такие люди всегда эмоционально более восприимчивы на отказ или призыв в общении. Люди с низкой самооценкой более пассивны, склонны к внушению и менее популярны. Им свойственна чрезмерная чувствительность к критике.

Люди с низкой самооценкой с трудом воспринимают комплименты и склонны считать себя неполноценными. Все это вызывает страх перед установлением новых взаимоотношений. Низкая самооценка лишает людей того общения, которое они могли бы иметь и подвергает человека одиночеству.

Одиночество также может оказывать сильное влияние на самооценку, в особенности если это острое и длительное одиночество. Положение значительно усугубляется, если это еще связано с недостатками и личностными особенностями индивида. Происходит формирование нового «социального Я» в результате утраченных старых взаимоотношений.

По мнению студентов, быть без друзей и любимого человека - значит быть неудачником. Отсутствие социальных контактов воспринимается как несчастье, т.к. не удовлетворяется потребность в эмоциональной близости. Возникшее одиночество может привести к развитию психотических состояний. Недостаток или отсутствие социальных связей воспринимается личностью как неудача и, следовательно, занижает самооценку [19, c. 368].

Итак, одиночество имеет сильную взаимообратную связь с самооценкой личности, которая приводит к возникновению различных проблем в юношеском возрасте. Решение этих проблем позволит решить проблемы личностного и профессионального самоопределения, повысить самооценку, развить рефлексию и сформировать коммуникативные умения.

Таким образом, можно сделать несколько выводов, способствующих пониманию проблемы одиночества:

- одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека;