Файл: Цессия в гражданском праве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 792

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможность передачи прав требования в рамках договора мены подтверждается и судебной практикой. По одному из дел, рассмотренных, было установлено, что право требования уступлено в обмен на объект недвижимости. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о заключении сторонами договора мены. Президиум согласился с таким выводом, так как он соответствует ст. 567 ГК РФ.

Более того, возможны ситуации, когда в качестве встречного предоставления, цессионарий предоставляет цеденту также права (требования), возникшие у него в другом обязательстве, т.е. стороны таким образом, осуществляют взаимную уступку, что также квалифицируется судом как договор мены. В одном из Определений Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ указала, необходимо правильно квалифицировать правовую природу соглашений, на основании которых произошла взаимная уступка прав. Учитывая, что одна сторона по договору предоставляла права требования и взамен получала аналогичные права требования к другим заемщикам, следует признать, что договором, на основании которого производились уступки, являлся договор мены (статья 567 Гражданского кодекса Российской Федерации)27.

Уступка права требования может осуществляться не только на основании договоров купли-продажи и мены, в качестве ее оснований могут выступать также договор дарения, договор комиссии, права требования могут быть переданы и в качестве отступного.

В соответствии с п.1 ст. 572 ГК РФ к числу объектов договора дарения относятся и имущественное право (требование) к третьему лицу. Данная норма свидетельствует о такой позиции законодателя, что не вид имущества (вещь или право требования) при безвозмездной передаче его другому лицу определяет выбор модели правового регулирования подобных юридических действий, а однотипные права и обязанности.

В качестве основания цессии может выступать договор комиссии. Поскольку комиссионер сам становится стороной в сделках, заключенных им для комитента, необходима последующая передача прав и обязанностей по договорам комитенту. В соответствии с п.2 ст. 993 ГК РФ в случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования. Некоторые авторы считают, что основание передачи прав в данном случае является закон
28. Однако с такой точкой зрения соглашаются не все. По мнению, Рыжковской Е.А., основанием здесь выступает сделка - договор комиссии, условием которого в силу закона служит обязанность комиссионера передать комитенту права по сделкам, заключенным с третьими лицами во исполнение указаний комитента, в определенной законом ситуации (п.2 ст. 993 ГК РФ)29.

Отчуждение имущественных прав производится, таким образом, в зависимости от характера взаимоотношений сторон, в рамках традиционных правовых конструкций договоров, направленных на отчуждение (передачу) вещи. Для целей включения в оборот прав требования нет необходимости в создании специальной «зеркальной» системы таких же по конструкции договоров, но имеющих предметом права требования.


2.2 Анализ практических вопросов уступки прав (требований)



Уступка прав требованиям один из институтов обращенных прав, который имеет большое практическое значение. Законодатель не дает четкого определения данного термина, но на основании статьи 382 ГК РФ можно выявить, что цессия – это возможность вычислить закономерность перехода требований к следующему лицу по сделке или на основании следствия. В таком сделке образовано имя цедентом, а третье лицо, охватившее право – цессионарием.

Сделка о передаче права обязательно должна быть оформлена протоколом, в виде отдельного обсуждения или обсуждения об уступке требований как неотъемлемого приложения к договору, из-за которого возникло обязательство должника. Сделка также может являться договором, предусмотренным законом или иными правовыми актами, смешанным договором или договором, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами. Если изначальная сделка между составленным и должником была нотариально заверена или подлежала государственной регистрации, то и цессия должна соответствовать этому требованию30. Несоблюдение цедентом и цессионарием требований о государственной регистрации, а равно и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, если исполнивший свое обязательство должник получил об уступке (ст. 312 ГК РФ). Законом установлен запрет на передачу права, относящийся к личности развивающегося, к ним относятся: требования об алиментах, возмещении вреда, причинного жизни или здоровья человека.

Перед передачей прав цессионарий в случае необходимости следует ожидать в том, что право действительно существует. Для этого необходимо получить все сведения по сделке и изучению оригиналов, например документов, договоров, расписок, накладных и т.д. После чего цедент объявляет свое право цессионарию актом приема-передачи. В настоящее время утеряна возможность предъявлять требования к должнику и выпадает из данных отношений. При смене образована обязательно необходимо направить на должника, причем не важно будет ли это сделано цедентом или цессионарием. В судебной практике такое действие ведется в рамках использования должника, который применяется при наличии протокола ограничения об уступке прав требований, не исполняющих обязательства, принятые к заключению
31. В то же время, для передачи требований не требуется мнение должника.

Практика рассмотрения судебных споров по поводу передачи прав требования представителей между организациями имеет колоссальный объем. Это связано с недостаточным обоснованием и отсутствием строго обозначенных рамок, регулирующих процесс уступки. Из-за устойчивости в новеллах обратные нормы суды часто неправильно истолковывают те или иные нормы. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ пересмотрела итоги спора по банковскому кредиту. Банк передавал право требования обвинения от цессионария к последующей цессионарию, что вызвало негодование должника. Ситуация сложилась подозрительная, банк, выдавший кредит, стал преобразовываться, потом сливаться с другим банком, после чего не один раз, он поменял свое название. выделено, что кредитные клиенты с большим долгом, банк передал высшему финансовому учреждению, к принадлежащему перешло и право требования долга. После чего, банк, купивший, в тот же день передал его в некое ОАО, а это общество спустя буквально пару часов уступило долг гражданам один ООО, а тот - второму ООО. Несмотря на всю сомнительность истории с переходом прав, судебные приставы и апелляционной инстанции имеют место на грани банка, факт наличия недобросовестности должника и то, что личность считается не имеющей существенного значения для исполнения должником обязательств. Хотя договор и не предусматривает возможности передачи, права запрета в Германии также не соблюдаются. На основании исследования материала и Постановления Пленума № 17 от 28 июня 2012 года Верховный суд признает закон о передаче требований по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) другим аспектам, у которых нет лицензии на банковскую деятельность, при предполагаемом, что может быть прописано в договоре между банком и его клиентом и обеими сторонами этого соглашения, заключая договор32. Но в условиях спора состояния соблюдено не было, из-за чего суд отказался в удовлетворении безопасности фирмы33.

В силу статьи 385 ГК РФ должник может выбрать от исполнения решения по существу образованному до предоставления доказательство перехода права или подтверждение перехода права от предполагаемого происхождения. В случае появления признаков возникновения рецидива нового воспаления, определения объема перенесенного заболевания. В этом случае должник реализует обязательство цеденту или приостановит выполнение и представит представление о выражении от предполагаемого возникновения. Должник может выдвигать возражения, которые имели место быть против предполагаемого возникновения, при предположении, что основание для таких оснований возлагается на момент получения обязательства о переходе права по обязательствам к созданному. Должник должен в разумный срок объявить обо всех неудобствах и назначить время избранным для ознакомления с ними. Например, нерешенным остается вопрос о том, необходимо ли указывать точную цену цессии. В судебной практике до сих пор много двойных ответов на суды. Рассматривая дело о страховом случае Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ обсуждала решения суда первой и апелляционной инстанции. В соответствии с прогрессом дел, истец рецидива договора цессии, по необходимости передал права требования недоплаченной части страхового возмещения цессионарию к СПАО «Ингосстрах» по повсеместному страховому случаю. Дело в том, что после проведения независимой экспертизы было выявлено, что страховая компания выплачивала суммы меньше, чем необходимо. Замоскворецкий районный суд и Московский
городской суд признал договор цессии незаконным, ссылаясь на то, что при уступке права было передано защищающее право, так как размер страхового возмещения, протокол о выплате страховщиком, был определен после соблюдения договора. Верховный суд РФ пришел к выводу, что предмет договора цессии определен насыщенностью, таким образом, поскольку в Германии четко указано право, в отношении которого возникла уступка. Отсутствие цены договора не является основанием заявления о том, что было передано продвигающее право, исходя из того, что суд удовлетворил иск истца и признал законной установление уступку права34.

Для регулирования правоотношений, связанных с цессией, большое практическое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ №54, которое позволяет осуществить уступку права требования на основании предусмотренных ГК РФ – договора продажи имущественного права (пункт 4 статьи 454 ГК РФ) или договора дарения (пункт 1 статьи 572 ГК РФ). В таком случае следует учитывать, что неисполнения продавцом (цедентом) обязанности передать требование свободным от прав третьих лиц покупатель (цессионарий) вправе требовать уменьшения цены либо расторжения договора, если не будет доказано, что он знал или должен был знать об этих правах (пункт 1 статьи 307.1 ГК РФ).

Во всех ранее перечисленных случаях рассматривался переход права требования на основании сделки, однако, статья 387 ГК РФ предусматривает случаи перехода права на основании закона. Договор цессии может быть реализован в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, если возможность такого перевода предусмотрена законом; вследствие исполнения обязательства поручителем должника или не являющимся должником по этому обязательству залогодателя; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Российское законодательство предусматривает возможность уступки будущего права. В данном случае цессия начинает действовать с определенного момента, указанного в соглашении между цедентом и цессионарием, который позволит идентифицировать переход прав.