Файл: Курсовой проект по дисциплине прогнозирование и планирование.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее, если рассмотреть безработных, которые имеют какое-либо профессиональные навыки, то в среднем, при увеличении степени образования (от начального до высшего профессионального), доля соответствующих лиц, не имеющих работу, уменьшается. Так, в 2013 году безработные с начальным и средним профессиональным образованием составляют 19,5 % от итога; а с высшим профессиональным образованием - 17,4 %.

Таким образом, мы рассмотрели структуру и динамику безработицы по основным социально-демографическим показателям и сделали соответствующие выводы. Изменение динамики безработицы зависит напрямую от экономического состояния государства. Своего пика безработица достигла в 2000г., что, в общем-то, неудивительно, ведь именно конец 20 - начало 21 столетия явились для экономики России переломным моментом. Следствием перехода от плановой экономики к рыночной стали немалые потери жителями страны своих рабочих мест. Высокого уровня безработица достигла и в 2008-2009 гг., когда случился мировой финансовый кризис. Тогда не один миллион человек по всему миру лишились своих рабочих мест [25]. В настоящее время снова наблюдается печальная тенденция роста уровня безработицы. Главная причина этого - замедление темпов экономического роста.

2.2 Анализ динамики безработицы в Орловской области



В данной главе мы рассмотрим состояние безработицы в Орловской области. В 2013г. в данном субъекте РФ снизилось количество зарегистрированных безработных. Согласно официальным данным, сейчас в регионе насчитывается 3,7 тысячи зарегистрированных безработных. В региональном правительстве считают, что снизить уровень безработицы помогла господдержка. В регионе организуют общественные работы, выдают субсидии в рамках программы самозанятости и оплачивают курсы по профессиональной переподготовке. По направлению центров занятости населения в этом году трудоустроено 4,8 тысячи человек, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 680 безработных граждан, в оплачиваемых общественных работах приняли участие свыше 1,4 тысяч человек [26].

По данным за 2013г., Орловская Область находится на 44 месте из 85 субъектов РФ по уровню безработицы , который составил 5,8%, тогда как средний уровень по стране составил 5,5%. Минимальный уровень безработицы 1,5% зафиксирован в г. Санкт-Петербурге, а максимальный в 43,7% - в Республике Ингушетия (Таблица 4, Приложение 6).

Затем сравним уровень безработицы в Орловской области с максимальным и минимальным уровнями, а также средним уровнем по России (Рисунок 3, Приложение 7). Как мы видим из диаграммы уровень безработицы в нашем регионе на 0,3 % больше среднего уровня по стране, и на 37,9% ниже максимального уровня, зарегистрированного в Республике Ингушетия, что говорит о неплохой ситуации в целом по ЦФО.

Далее рассмотрим, как изменялась безработица в Орловской области за период с 2009г. по 2013г. включительно (Рисунок 3, Приложение 7). По графику видно, что за исследуемый период уровень безработицы в данном субъекте РФ неукоснительно снижался и достиг в 2013г. значения 20,9 тыс. чел, что в 2 раза меньше, чем в 2009г. Данная тенденция является положительной как для нашего региона, так и для России в целом.

В соответствии с материалами выборочных обследований населения по проблемам занятности вашему вниманию представлен график, характеризующий соотношение мужской и женской безработицы (Рисунок 4, Приложение 8). Судя по данному графику в Орловской области уровень безработицы мужчин выше, чем женщин в среднем на 3%. Не смотря на дискриминацию женского труда в России, слабый пол успешно справляется с данной проблемой. Также необходимо отметить, что уровни как мужской, так и женской безработиц имеют тенденцию снижения. Это можно объяснить тем, что сокращению числа нетрудоустроенных способствовала так называемая учебная база востребованных профессий. С 2009г. за парты для изучения новых специальностей в учебном центре службы занятости сели почти четыре тысячи человек. Половина из них нашла работу согласно приобретенным навыкам.

Далее рассмотрим состав безработных Орловской области в зависимости от возраста. С этой целью построим таблицу, разделив безработных на возрастные группы (Таблица 5, Приложение 9).

Согласно данным таблицы безработица среди молодёжи до 20 лет держится на сравнительно низком уровне в 3,5% от всей численности безработных. Это связано с тем, что преобладающее число лиц данного возраста заняты в учебных заведениях (школы, колледжи, университеты) и тем самым не может быть отнесено к безработным. Также мы видим, что преобладают безработные среди молодёжи в возрасте от 20 до 24 лет. Молодые люди данной возрастной группы самая ущемленная категория работников на современном рынке труда, т.к. у них не имеется опыта работы. Сейчас у компаний нет ресурсов, чтобы заниматься образованием молодых сотрудников, поэтому предпочтение отдается взрослым коллегам. Минимальное количество безработных в Орловской области наблюдается в возрасте старше 60 лет. Скорее всего, на данное явление оказывает влияние тот факт, что в этом возрасте люди выходят на пенсию и не относятся уже к категории безработных лиц.

Следует отметить, что за исследуемый период тенденцию к увеличению уровня безработицы имели следующие возрастные группы: 25-29 лет, изменение составило 4%, 35-39 лет - 2,2%, 45-49 лет - 6,6%. Остальные возрастные категории имели положительную тенденцию к снижению данного уровня. В отчетном 2013г. средний возраст безработного составил 36,6 лет и остался без изменений по сравнению с 2009г.

Также необходимо проанализировать состав безработицы в Орловской области по уровню образования (Рисунок 5, Приложение 10). Структура безработных по уровню образования в Орловской области по состоянию на 2013г. (данные Орелстата) такова, что на долю специалистов с высшим профессиональным образованием приходится 23,3%, что существенно меньше доли безработных, имеющих начальное профессиональное образование (34,8%), но выше, чем среднее профессиональное образование (17,1%), что свидетельствует о востребованности квалифицированных кадров на рынке труда региона.

Самый низкий процент безработицы зафиксирован в группе с начальным образованием или не имеющим начального образования, на протяжении исследуемого периода данная группа не сильно менялась и в итоге в 2013г. составила 0,3%. Также не высокий процент безработицы мы наблюдаем среди граждан, имеющих только основное общее образование, по сравнению с профессионалами. Все это можно объяснить тем, что данная категория лиц зачастую не испытывают желания работать и не принимают никаких действий по её поиску. Таким образом, они не входят в состав рабочей силы.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели динамику и структуру безработицы в Орловской области по различным критериям и сделали соответствующие выводы.

Далее необходимо охарактеризовать проблемы, связанные с данным экономическим явлением, что мы и отразим в следующем разделе.


2.3 Основные проблемы безработицы на федеральном и региональном уровнях



Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработицы влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в РФ приобретает исключительную актуальность [27].

Достижение высокого уровня занятости является одной из целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, которая создает дополнительное число рабочих мест, имеет целью увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система может работать, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их такой возможности, из - за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

По официальным данным можно определить, что в настоящее время в России преобладает фрикционная безработица, являющаяся не только неотъемлемой, но и необходимой частью экономической жизни. Структурная безработица в большей мере является региональной проблемой. Перераспределение рабочей силы имеет возможность сократить численность безработных.

Региональная безработица является актуальной проблемой современной России и ведет к росту социальной напряженности и региональных конфликтов, развитием преступности и тенденций обособления.

Существует две группы территорий с высокой степенью напряженности рынка труда. Одна из которых охватывает республики Северного Кавказа с недостаточно развитой экономикой и очень высокой долей незанятых граждан трудоспособного возраста, другая обусловлена производственной специализацией регионов и глубокими кризисными явлениями в функционировании некоторых производственных отраслей.

Специфической формой безработицы в России является латентная, или скрытая, безработица, вызванная сохранением чрезмерной занятости на предприятиях в условиях спада производства. Скрытая безработица имеет место в виде неполной занятости и административных отпусков. Она присуща начальному этапу переходного периода от «всеобщей» занятости в условиях плановой экономики к рыночной. Латентная безработица в России является своего рода амортизатором, препятствующим развитию массовой безработицы в условиях экономического спада и неразвитого рынка труда, его инфраструктуры в стране. Она способствует адаптации трудящихся к меняющимся условиям труда, а государству предоставляет время для формирования основных институтов регулирования занятости и безработицы. Нужно обратить внимание, что последствия латентной безработицы больше отрицательные, чем положительные:

являясь формой неэффективного использования трудовых ресурсов общества, она затрудняет формирование эффективной занятости и выходу экономики из кризиса, внедрению новых технологий в условиях дешевой рабочей силы, росту производительности труда и его оплаты, замедляет процесс перемещения трудовых ресурсов в перспективные отрасли народного хозяйства;

из-за невысокого уровня заработной платы в период скрытой безработицы снижается уровень жизни населения;

усиливает имущественное разделение населения, что сказывается на социально-политической напряженности в обществе;

латентные безработные теряют мотивацию к труду, их квалификация снижается, вследствие того, что они подрабатывают. В итоге, экономика утрачивает основной ресурс - высококвалифицированную рабочую силу;

не может существовать долго в крупных масштабах, поэтому переходит в открытую безработицу [20, c. 104].

Подводя итоги, можно выделить основные проблемы безработицы на уровне РФ: 1) структурные сдвиги в экономике, которые состоят в том, что внедрение новых технологий и оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; 2) цикличность (экономические спады, депрессии), вынуждающая работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3) правительственная и профсоюзная политика в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства, а значит, снижает спрос на рабочую силу; 4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики и др.

Далее необходимо охарактеризовать проблемы безработицы на региональном уровне, а именно в Орловской области. Несмотря на улучшение ситуации на рынке труда и прогнозируемое ее сохранение в ближайшей перспективе (Таблица 6, Приложение 11), в его развитии сформировались проблемы, решение которых в 2014 - 2016гг. требует применения программно-целевых методов, а именно: 1) существует значительный разрыв между численностью зарегистрированных безработных граждан и численностью безработных граждан, определяемых в соответствии с методологией Международной организации труда; 2) сохраняются территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, дисбаланс по количественному и профессиональному составу, низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест; 3) остается низким качество рабочей силы - почти 27% зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования; 4) сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 3-х лет, граждан, ищущих работу впервые либо после длительного перерыва, пенсионеров, желающих работать) [15].

Эти проблемы будут стимулировать активное обращение граждан в органы службы занятости населения Орловской области за получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Мероприятия государственной программы нацелены на обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан и предусматривают содействие гражданам в трудоустройстве, повышение их конкурентоспособности на рынке труда, обеспечение социальной поддержки безработным гражданам.

Таким образом, подводя итоги данного раздела можно сказать, что в РФ в настоящее время преобладает фрикционная безработица, также специфической формой безработицы в России является латентная безработица, вызывающая ряд отрицательный последствий. В том числе были выделены основные проблемы безработицы в РФ и охарактеризованы проблемы данного экономического явления на региональном уровне.
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы на федеральном и региональном уровнях
Снижение уровня безработицы - одно из важнейших направлений экономической политики государства. В последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие:

. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости. Так, были приняты следующие документы: 1) Государственная программа "Содействие занятости населения", принятая на 2013-2020гг. и иные программные документы [10]. Среди закрепленных программой мероприятий - дифференцированная политика использования труда мигрантов, стимулирование работодателей к улучшению условий труда и т.д. 2) Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015гг., размещенный на официальном сайте Минтруда России. В соответствии с этим прогнозом в ближайшие два года прогнозируется снижение числа трудоспособных граждан в связи с сокращением численности населения, что, впрочем, будет частично компенсировано повышением количества работающих лиц старше пенсионного возраста и мигрантов [11].

. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости [1].

. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников (пол, раса, цвет кожи, национальность, язык и т.д.) [2]. Предполагается, что такие нововведения позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации.

Еще более актуальными и интересными являются меры, направленные на обеспечение занятости отдельных категорий населения. К последним относятся такие группы граждан, как:

. Пенсионеры по старости. Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных [7]. Недавно регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность [3].

. Инвалиды. Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек [4].

2 июля 2013г. были приняты поправки в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ", которые предоставили регионам устанавливать такие квоты и для организаций, в которых работают не менее 35 и не более 100 человек. В этом случае размер квоты не должен превышать 3% от среднесписочной численности работников [5]. В некоторых субъектах предусмотрены также субсидии работодателям при приеме на работу инвалидов, связанные с оплатой труда инвалидов, оснащением дополнительного рабочего места, в том числе с приобретением специального оборудования и т. д.

. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2012г. регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации для этой группы безработных [6]. Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья.

. Безработные граждане, готовые переехать в другой регион. При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе или согласившись с предложением службы занятости получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей [9].

. Несовершеннолетние граждане и молодые специалисты. Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет [8].

Законодатель уделил внимание и такому способу борьбы с безработицей, как содействие самозанятости. Регионы вправе предусмотреть такие меры, как помощь безработному в составлении бизнес-плана, проведение тренингов и распространение обучающей литературы по организации собственного дела, финансовая поддержка (в том числе возмещение расходов на подготовку документов для регистрации организаций или ИП, их нотариальное заверение, на оплату госпошлины и изготовление печатей и штампов и т. д.).

В общем, в РФ применяются следующие меры по снижению уровня безработицы: общественные работы, создание новых рабочих мест, государственная помощь безработным в создании своего бизнеса (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение, консультации), пособия по безработице, помощь студентам, организация подготовки и переподготовки кадров, проведение стабилизационной политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства, а следовательно массовой безработицы, трудоустройство неконкурентоспособных категорий безработных [17]. Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в оздоровление российского рынка труда.

Затем необходимо рассмотреть перечень мер по снижению безработицы в Орловской области.

В нашем регионе будут реализованы следующие мероприятия: информирование о положении на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, проведение оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, содействие самозанятости безработных граждан, также будет оказано содействие в трудоустройстве незанятым инвалидам на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, многодетным родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан. Кроме того, ежегодно будет организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 140 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. В 2013г. была организована стажировка 100 выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Орловской области и федеральных государственных образовательных организаций под руководством 40 наставников [15].

Очень важно, что под особой опекой службы занятости Орловской области находятся вопросы трудоустройства самых неконкурентоспособных на рынке труда категорий безработных - многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и так называемых людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, в данном разделе мы отразили основные меры по снижению уровня безработицы в Российской Федерации, а также определили основные направления борьбы с данным экономическим явлением в Орловской области.

3.2 Характеристика предприятия



В связи с вышеизложенными в предыдущем разделе мерами, которые направлены на снижение уровня безработицы в Орловской области, мы сделаем упор на одну из них, которая на наш взгляд является очень эффективной как с экономической точки зрения, так и социальной, а именно трудоустройство инвалидов.

Ежегодно в Орловской области трудоустраиваются несколько сотен инвалидов. В последнее время ситуация на региональном рынке труда постепенно меняется в лучшую сторону. Это подтверждает статистика: на 1 января 2013г. уровень фиксированной безработицы в Орловской области составил 1,1%, на аналогичную дату 2012г. - 1,4%, в прошлом году в экономике региона было создано 3,5 тысячи новых рабочих мест - это на 1,7 тысячи больше, чем годом ранее [28].

Практика реализации закона о трудоустройстве нетрудоспособных категорий безработных[16] свидетельствует о том, что он обеспечивает для людей с ограничениями по здоровью существенные дополнительные гарантии трудоустройства. В настоящее время механизм квотирования распространяется более чем на 300 предприятий и организаций Орловской области.

Актуальной также является информация и о существенной государственной поддержке предприятий, создающих специальные рабочие места для инвалидов. На оснащение каждого рабочего места выделяется до 66200 рублей. По этой программе инвалиды работают на Орловском хлебокомбинате, в ЗАО «Металлист-холдинг», колпнянском ООО «Меркурий», кромском ООО «РусСтройПрогресс», мценском ООО «Технопром» и на других предприятиях области [29].

Рассмотрим подробно, как такая мера по снижению уровня безработицы как квотирование рабочих мест для инвалидов оказывает влияние на деятельность предприятия и рынок труда в целом на примере ОАО «Орловский хлебокомбинат».

Открытое акционерное общество «Орловский хлебокомбинат» - является ведущим предприятием в регионе по производству хлебобулочных, кондитерских и сухаробараночных изделий. Отрасль экономики, в которой предприятие осуществляет основную деятельность - производство продовольственных товаров (хлебопечение).

Хлебопекарная промышленность Орловской области представлена крупными предприятиями в Орле - ОАО «Орловский хлебокомбинат», ООО Хлебокомбинат «Юность», ОАО «Орелоблхлеб», пекарни «Союз Орловщины» и ряд других мелких хлебопекарен. Доля ОАО «Орловский хлебокомбинат» на рынке хлебобулочных изделий в г. Орле и Орловском районе составляет более 35%.

К приоритетным направлениям деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат» относятся: дальнейшее повышение качества продукции и расширение ассортимента хлебобулочных изделий за счет технического перевооружения производства; увеличение доходной части за счет расширения ассортимента и улучшения качества продукции; формирование современного рынка мелкоштучных хлебобулочных изделий; обеспечение рынка высококачественной кондитерской продукцией; увеличение продаж через розничную и оптовую сеть.

Коллектив ОАО «Орловский хлебокомбинат» насчитывает более 540 сотрудников. Основная розничная реализация хлебобулочных и кондитерских изделий осуществляется через сеть фирменной торговли, которая оснащена всем необходимым оборудованием. Фирменная сеть предприятия состоит из 10 магазинов и 27 торговых палаток, которые находятся на территории г. Орла.

Предприятие выпускает в сутки в среднем 65-70 тонн продукции, всего около 200 наименований. Продукция «Орловского хлебокомбината представлена более чем в 1000 торговых точках города Орла и Орловской области, а также в Брянской, Курской, Тульской.

Затем охарактеризуем финансово-экономическую деятельность ОАО «Орловский хлебокомбинат». В таблице 7 представлены основные показатели деятельности организации (Приложение 12).

Как мы видим из приведенных данных объем выручки от реализации работ и услуг в ОАО «Орловский хлебокомбинат» за 2013г. при сравнении с 2011г. увеличился на 17,6%. Валовая прибыль также увеличилась на 37,7%. Рост товарной продукции в данном периоде «опережает» рост производственной себестоимости.

Чистая прибыль по итогам 2013г. при этом увеличилась в 2,7 раза. Это произошло, в основном, за счет уменьшения прочих расходов, учитываемых при налогообложении.

Рентабельность собственного капитала за рассматриваемый отчетный период увеличилась также в 2,27 раза, при сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года, что объясняется ростом чистой прибыли гораздо большим, по отношению к росту собственных средств предприятия.

Рентабельность активов, отражающая общую эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия, и заемных средств и показывающая, какую прибыль приносит единица стоимости активов организации, по итогам 2013г. увеличилась в 2,3 раза, при сравнении с аналогичным показателем 2012г.

Коэффициент рентабельности продаж характеризует основную деятельность и показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2013г. по сравнению с аналогичным периодом в 2011г. рентабельность продаж уменьшилась на 6,8%, что объясняется резким ростом коммерческих расходов, по отношению к 2011г.

Стоимость чистых активов в 2013г. по сравнению с 2011г. увеличилась на 2,4%, что обусловлено ростом нераспределенной чистой прибыли в отчетном периоде.

Отношение суммы привлеченных средств к капитулу и резервам за рассматриваемый период уменьшилась на 6,8% по отношению к данному показателю за аналогичный период прошлого года. Капиталы и резервы предприятия возросли, а краткосрочные обязательства на конец 2013г. уменьшились.

Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, начиная с 2010г. по 2013г., совпадает с предыдущим показателем. В рассматриваемый период отсутствуют долгосрочные обязательства. За период 2011-2013гг. просроченная задолженность отсутствует.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией. Рост оборачиваемости дебиторской задолженности по итогам за 2013г. объясняется снижением среднесписочной численности работников и ростом объемов реализации. Оптимизация основного производственного процесса позволила высвободить сотрудников, достигших пенсионного возраста.

В приложении 13 представлена информация и динамике показателей, характеризующих ликвидность хлебокомбината. Мы видим, что по результатам работы за 2013г. произошел рост собственных средств на 31,5%, что объясняется меньшим ростом внеоборотных активов по отношению к капиталам и резервам.

В течение 2013г. показатели ликвидности увеличились, при сравнении с 2012г. наблюдается тенденция снижения краткосрочных обязательств, при этом внеоборотные активы растут.

Индекс постоянного актива за последний отчетный год уменьшился на 9,5%, по сравнению с 2012г.

Коэффициент автономии собственных средств за 2013г говорит о том, что обязательства предприятия общества обеспечены собственными средствами на 83%.

Объем розничного рынка продаж хлебобулочных изделий в 2013г. свыше 500 млрд. руб. По этому показателю он занимает 4-е место среди продовольственных товаров после мясных продуктов, молочных продуктов и кондитерских изделий. В России в соответствии с данными Росстата, в 2011-2013гг. потребление хлебобулочных изделий составляет 49,3-55,2 кг/чел. Для справки, потребление хлеба на душу населения по Франции составляет 67 кг хлеба в год - самый большой показатель по Европе. Особое беспокойство вызывает недостаточное производство диетических хлебобулочных изделий при наметившейся тенденции к его падению. Объемы производства лечебно-профилактических и функциональных сортов составляют не многим 100 тыс. тонн в год, при потребности 600-700 тыс. тонн [21]. Понимая всю важность данной проблемы ОАО «Орловский хлебокомбинат» активно начал развиваться именно в этом направлении. В связи с этим в 2014г. хлебокомбинат планирует осуществление комплекса мероприятий по дальнейшему технологическому перевооружению производства, увеличение объемов производства массовых сортов хлеба и освоение новых видов сдобных и диетических изделий, увеличение рыночной доли предприятия на рынке. В свою очередь, мы предлагаем расширить продуктовый ассортимент, который будет адаптирован к нуждам потребителей. Например, дополнить ассортиментную линию диетическим чизкейком.

Исходя из предложенных мероприятий и планов ОАО «Орловский хлебокомбинат» мы можем сделать вывод о том, что реализация данных мероприятий будет содействовать не только увеличению доходов предприятия и усилению его конкурентоспособности, но и улучшению рынка труда в данном регионе, т.к. предприятие в ходе расширения спектра изготавливаемой продукции создаст новые рабочие места.


3.3 Прогнозирование и планирование на предприятии, как инструмент, способствующий снижению уровня безработицы



В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта. Планирование и прогнозирование как инструменты влияют на выбор наиболее благоприятных путей развития организации к достижению поставленных целей.

Спрогнозируем текущий объем выручки ОАО «Орловский хлебокомбинат» на период 2014-2018гг. Для этого воспользуемся регрессионным анализом, используя линейный тренд. Все расчеты будем проводить в MS Excel. Данные представим на Рисунке 6.


Рисунок 6 - Прогноз выручки в ОАО «Орловский хлебокомбинат» в 2014-2018гг.
Как мы видим по графику к 2018г. в организации выручка вырастет до значения 2044376 тыс. руб., что на 17% больше чем в 2013г.

Далее рассчитаем объем выручки на тот же период, но с учетом выпуска расширенного ассортимента. Приблизительно выручка в 2014г. увеличится на 3,5% от прогнозного значения, тогда линия тренда будет выглядеть следующим образом (Рисунок 7).

Как мы видим по графику линия тренда выручки после выпуска расширенного ассортимента «круче» линии тренда изначального производства и к 2018г. показатель выручки увеличится уже на 32% по сравнению с 2013г.


Рисунок 7 - Прогноз выручки в ОАО «Орловский хлебокомбинат» в 2014-2018гг. после выпуска расширенного ассортимента.
Как мы видим по графику линия тренда выручки после выпуска расширенного ассортимента «круче» линии тренда изначального производства и к 2018г. показатель выручки увеличится уже на 32% по сравнению с 2013г.

Также необходимо отметить, что расширение ассортиментной линии предусматриваем увеличение количества работников на 3%, что составит 20 человек. Необходимо отметить, что из этого количества рабочих мест 4 места будет выделено для инвалидов, т.к. ОАО «Орловский хлебокомбинат» активно принимает участие в государственной программе по трудоустройству граждан данной категории безработных.

В заключение проведем прогнозирование безработицы на уровне Российской Федерации. В качестве исходных данных для прогнозирования возьмем уровень безработицы с 2009г. (Таблица 9). Все расчеты также будут проводиться в MS Excel. Сначала спрогнозируем уровень безработицы до 2016г. построим график и выведем на ней линию и уравнение тренда (Рисунок 6).
Таблица 9 - Уровень безработицы в РФ за 2009-2013гг., %.

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Уровень безработицы, %

8,3

7,3

6,5

5,5

5,5




Рисунок 8 - График уровня безработицы РФ в 2009-2013гг. с линией и уравнением тренда до 2016г., %.
Как видим из полученного уравнения Y = -0,74х+8,84, где Y - уровень безработицы, а X - год, уровень безработицы будет снижаться с каждым годом примерно на 0,8%. Подставляя вместо х значения прогнозных годов, получаем, что в 2014г. уровень безработицы составит 4,4%, в 2015г. - 3,66%, а в 2016г. и вовсе снизится до 2,92% (Рисунок 7).


Рисунок 10 - Уровень безработицы в РФ 2009-2016гг.,%.
Таким образом, несмотря на негативные демографические тенденции, уровень безработицы имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить таким явлением, как повышение числа трудовых мигрантов, числа работающих пенсионеров, инвалидов и детей.

В данном разделе мы рассмотрели, как действует инструмент прогнозирования и планирования на снижение уровня безработицы на примере ОАО «Орловский хлебокомбинат» и построили прогноз уровня безработицы по России в целом.

1   2   3


Заключение



Прогнозирование занятости и безработицы необходимо, главным образом, для решения проблемы социально-экономической политики государства. Выделяют 3 основных показателя безработицы - уровень безработицы, частота безработицы и ее продолжительность.

Прогнозирование безработицы происходит в 3 этапа: аналитическая, расчетная и завершающая.

Безработица населения зависят от многих факторов, которые должны учитываться при разработке органами государственного управления мер регулирования. Самыми важными из них являются динамика состояния безработицы, позволяющая оценить в верном ли направлении осуществляются меры, и структура безработицы по полу, возрасту, образованию или региону проживания. В курсовой работе были рассмотрены перечисленные критерии анализа как на уровне РФ, так и на региональном уровне, а именно на уровне Орловской области.

В РФ в настоящее время преобладает фрикционная безработица, также специфической формой безработицы в России является латентная безработица, вызывающая ряд отрицательный последствий. В том числе были выделены основные проблемы безработицы в РФ и охарактеризованы проблемы данного экономического явления на региональном уровне.

Анализ безработицы в РФ показал, что за последние 5 лет произошли значительные изменения в динамике безработицы, уровень которой снизился в 1,5 раза. Следует заметить, что уровень безработицы на протяжении этого изучаемого периода постоянно снижался. Также анализ безработицы Орловской области говорит о том, что за исследуемый период уровень безработицы в данном субъекте РФ неукоснительно снижался и достиг в 2013г. значения 20,9 тыс. чел, что в 2 раза меньше, чем в 2009г. Данная тенденция является положительной как для нашего региона, так и для России в целом.

Что же касается структуры безработицы населения, то можно отметить, что преобладают безработные среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет, мужская безработица по большей части превышает женскую, а в аспекте образования наибольшую долю безработных составляют лица, которые имеют только среднее (полное) образование.



Наименьший уровень безработицы на 2013г. был зафиксирован в Центральном федеральном округе и составил 3,32%, а наибольший - в Северо-Кавказском федеральном округе - 12,95%.

Для прогнозирования уровней занятости и безработицы в период с 2014 до 2016 гг. мною был выбран такой метод, как регрессионный анализ. С помощью этого метода мною был спрогнозирован уровень безработицы в РФ на указанный период, который показал, что в 2014г. уровень безработицы составит 4,4%, в 2015г. - 3,66%, а в 2016г. и вовсе снизится до 2,92%.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. Социально-экономическое будущее России таит в себе постоянную угрозу увеличения безработицы. Это предопределено характером рыночных процессов. Необходимо предпринять все меры, чтобы российская специфика рыночных отношений не создавала предпосылок для открытых форм массовой безработицы и, тем более, ее хронического характера.

Прогнозирование в сфере безработицы является одной из главных задач правительства, поскольку от уровня безработицы зависит благосостояние и развитие государства в целом.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ".

  2. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации ".

  3. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации ".

  4. ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ".

  5. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской

  6. Кашепов, А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России [Текст] // Вопросы экономики. - 2013. - № 5. - С. 23 - 28.

  7. Рузманова Ю., Чувиляев П. «Безработица в России стала расти» [Текст] // Московский Комсомолец № 26188 от 18 марта 2013 г., С. 19-26.

  8. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. - М.: Экономика, 2012. - 215с.

  9. Писарева О.М. Методы социально-экономического прогнозирования. - Москва, 2012. - 179 с.

  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа:www.gks.ru.

  11. Официальный сайт территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orel.gks.ru/

  12. Уровень безработицы в РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа:

  13. РБК - Российское информационное агентство. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.utro.ru/news/2013/03/05/1105160.shtml

  14. В России начала расти безработица: в марте она выйдет на уровень 6,3%. [Электронный ресурс] Режим доступа:

  15. Российская газета. Статья. Д. Предельский «В Орловской области снизился уровень безработицы». [Электронный ресурс] Режим доступа:

  16. Григорьева И. А. Проблема безработицы и пути ее преодоления на примере России и США // Российская академия естествознания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rae.ru/forum2011/14/607