Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 9

§1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II 9

§2. ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ СОСЛОВНЫХ ПРЕГРАД 17

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II (1782-1786 ГГ.) 25

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ В СИБИРИ. 47

§ 1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩАХ СИБИРИ 47

§ 2. УЧИТЕЛЯ ГЛАВНЫХ И МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИБИРИ 55

§ 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧИЛИЩ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71

Состав учащихся малых народных училищ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72

Динамика численности учащихся в Тобольском и Иркутском главных народных училищах 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 74

Ведомость о состоянии народных училищ, находящихся в Тобольском наместничестве за 1792 г. 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77

Дело: Об открытии Иркутского и Колыванского, в последствии Тобольского главных и других училищ, и о снабжении оных училищными чиновниками и учебными пособиями. 77

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования заключается в том, что в XXI веке информационных технологий, вопросы о том, как обучать новое поколение, какие изменения следует ввести в системе образования, остаются в России очень злободневными. После распада советского союза в декабре 1991 г. российское образование потерпело множество изменений, и они продолжаются по сей день.

Присутствует множество разногласий о надобности различных нововведений в сфере обучения, в частности современные образовательные реформы в большей степени касаются именно школьного образования. Изучение и анализ исторического опыта важны для понимания современных реалий. Впервые в истории России школа начинает относиться к сфере государственной политики при Петре I. Однако в то время школы в большей мере имели не общеобразовательный, а профессиональный уклон. Школа как общественный образовательный институт начинает свое существование со времен правления Екатерины II1. Важным фактором в реформировании школьной системы в Российской империи в данный период, является распространенность на все регионы без изменений, в частности, на Сибирь. Этот регион является территорией с довольно специфическими условиями, соответственно организация училищ на данной территории имела свои особенности.


Государственная педагогика» довольно подробно рассмотрел все реформы и изменения, проводимые императрицей в данном вопросе, уделив внимание и школьной реформе. В частности, в труде достаточно подробно рассмотрены документы школьной реформы, указывается на то, что в дальнейшем мало кто следовал обозначенным в них правилам. Автор делает вывод о том, что Екатерина Великая переняла образовательную систему России с австрийского образца, но сделала это с пропусками и недочетами. Австрийская система предполагала распространение обязательного образование повсеместно (и в городах и в деревнях) и для всех, в Российской империи реформа носила ограниченный характер. Также автор, сравнивая роль духовенства в образовании во времена Петра I и Екатерины II, приходит к выводу, что в период правления императрицы эта роль возросла.

В советской историографии реформам Екатерины II внимания уделялось сравнительно немного, для большинства работ этого времени характерен классовый подход и негативная оценка деятельности императрицы в целом. Работ, посвященных школьной реформе 1782-1786 гг., написано не было.

В современный период происходит достаточно активное изучение деятельности Екатерины Великой в целом и школьной реформы, в частности. М. А. Зуев в своей работе «Создание и деятельность народных училищ при Екатерине II» рассмотрел все документы, принятые комиссией, большое внимание, уделяя «Уставу народным училищам Российской империи». Автор считает, что данный Устав умело сочетает в себе достижения европейской педагогики того времени с требованиями российской действительности.

Так же интересна статья Л. М. Артамоновой, которая рассматривает школьную реформу как неотъемлемую часть всего процесса реформирования страны. Эта реформа, по мнению автора, закономерный процесс в системе образования России2. Л. М. Артамонова обращает внимание на то, что до данной реформы деятельность Екатерины II в области школьного дела не отличалась взвешенностью и эффективностью. В частности, большой ошибкой автор считает идею о воспитании «новой породы людей», так как эта идея наносила ущерб массовому образованию и несла колоссальную угрозу культурного отчуждения между различными сословиями. Артамонова делает вывод - благодаря школьной реформе Екатерины II государственная власть в России и в дальнейшем не прекращала быть «просвещенной», то есть понимающей необходимость широкого распространения образования и берущей на себя ответственность за это.



Г. А. Коваленко в своей статье рассмотрел развитие образования в России начиная с эпохи Петра I и заканчивая современным периодом, затронув школьную реформу Екатерины Великой как один из важнейших аспектов истории российского образования3. Автор подчеркивает, что именно в этот период впервые в России была создана система единообразно устроенных школьных заведений, с единой методикой преподавания и классно-урочной системой.

Фрагментарные сведения о школьной реформе можно найти в работе А. С. Иощенко. Автор уделяет большое внимание взглядам императрицы на воспитание. Указывается на то, что развитием системы образования Екатерина Великая занималась на протяжении всего периода своего правления, апогеем этого развития и явилась школьная реформа. Автор считает, что основным недостатком реформы было то, что «императрица открывала учебные заведения для сословий, на поддержку которых она рассчитывала». Соответственно это дворяне и мещанское сословие, для крестьян образовательная система так и не была внедрена4.

М. П. Стародубцев посвятил множество статей теме образования в период правления Екатерины II: «Реформы системы образования России середины XVIII в.», «Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей», «Педагогические размышления и проекты организации образования во время правления Екатерины II» и т.д. В своих трудах Стародубцев рассматривает изменения в системе образование с деятельности И. И. Бецкого и заканчивает идеями Ф. И. Янковича де Мириево5. Автор внес большой вклад в изучение как истории образование XVIII в., так и изменения взглядов на просвещение Екатерины II, в частности. В целом автор достаточно высоко оценивает образовательную политику российской императрицы, подчеркивая, что данная реформа - это типичное мероприятие просвещенного европейского монарха. Однако ее достоинства были ограничены сословно-крепостнической реальностью, господствовавшей тогда в Российской империи.

Н. И. Павленко в своей монографии «Екатерина Великая» уделяет внимание «последней значительной мере в политике просвещенного абсолютизма». Наряду с основными документами реформы рассматривается сочинение императрицы «О должностях человека и гражданина», которое должно было изучаться в училищах6. Не смотря на немалое количество трудностей, с которыми была связана организация училищ по всей России, автор считает, что забота Екатерины о распространении образования заслуживает похвалы. Н. И. Павленко считает, что результаты реформы кажутся незаметными, но если учесть, что это только первые шаги в установлении всеобщего образования в Российской империи, даже эти результаты становятся впечатляющими.


Можно сделать вывод о том, что в разные периоды времени деятельность Екатерины Великой, в частности школьная реформа изучалась по-разному и оценивалась не всегда однозначно. Отдельные труды по политике в сфере образования в данный период появились лишь в современное время.

Изучением организации и проведения школьной реформы в Сибири занимались видные ученые-историки, изучающие историю самого крупного региона России. Работы, связанные с этой темой начали публиковаться с начала XX в., соответственно можно разделить историю изучения данной темы на два периода: советский и современный7.

Наиболее фундаментальным трудом рассматривающим историю просвещения в Сибири, является труд Н. С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири». Автор начинает повествование с духовных школ начала XVIII в., и заканчивает историей сибирских общеобразовательных школ XIX в. Н. С. Юрцовский отводит целую главу8 для освещения Екатерининской школьной реформы, и даже приводит текст именного указа Императрицы от 3 ноября 1788 г., на имя Тобольского и Пермского генерал-губернаторов, по поводу открытия в названных губерниях народных училищ9. Также автор рассматривает условия осуществления реформы в Сибири, обеспечения школ учителями, количество учащихся и материально-техническое обеспечение. Автор делает очень важный вывод о том, что история просвещения в Сибири есть в тоже время история просвещения в России. По мнению Юрцовского, екатерининское правительство терпит крах, натолкнувшись на незрелость тогдашнего среднего общества для идеи общего образования.

А. Н. Копылов в первой главе, своей работе «Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в.», рассматривая вопрос просвещения, уделяет внимание частным школам, их преимуществам и влиянию на всю систему просвещения. Свое повествование автор начинает от специальных школ Петра I и заканчивает екатерининскими главными и малыми училищами. К достоинствам данной монографии следует отнести большое количество фактологического материала, а именно численности обучающихся в разные годы, как в главных, так и в малых училищах. Для большей наглядности этот материал оформлен в таблицы. Автор приходит к заключению о том, что просвещение Сибири, как и всей дореволюционной России, было скованно рамками феодально-крепостнической системы, грамотность русского населения Сибири была не ниже общероссийского уровня. Данный труд является довольно информативным источником изучения как всего образовательного процесса в Сибири, так в частности и вопрос о реализации школьной реформы Екатерины II.


В XXI в. изучением организации в Сибири реформы в области просвещения последней российской императрицы продолжают заниматься ученые-историки. В данный период на первый план выходит изучение школьной реформы Екатерины II в отдельных регионах России, в том числе и в Сибири10.

В статье Ю. П. Прибыльского подробно излагается история народного образования Тюменского края, в частности Тобольска, так как автор считает, что именно отсюда берет свое начало система образования огромной Сибири11. В статье указывается на положительное влияние Тобольского главного народного училища на культурный уровень всего населения Тобольска, так как при училище выходил литературный журнал, а библиотека училища располагала большим книжным фондом, которым было позволено пользоваться всем жителям города.

О том, какое влияние оказывала система образования на русскую художественную культуру Западной Сибири, выясняет Л. В. Нечаева в своей диссертационной работе. Автор делает очень важный вывод о том, что, не смотря на все недостатки и сложности проведения реформы в Западной Сибири, народные училища к концу XVIII в. стали центром притяжения культурной жизни западносибирских городов12.

Безусловный интерес представляет монография В. Ю. Софронова «Культурное наследие Западной Сибири». В главе посвященной просвещению автор подробно уделяет внимание Тобольскому главному народному училищу, начиная от здания в котором оно располагалось и, заканчивая аттестацией учащихся.

Некоторые сведения об образовании в Сибири в эпоху Екатерины II можно найти в диссертации Н. Л. Хаит. Этой теме в работе посвящен параграф под названием «Трансформация системы образования с Сибири в эпоху Екатерины II». Автор начинает рассмотрение вопроса с духовных школ, также затрагивает существование в Сибири специальных школ при Петре I и достаточно подробно останавливается на проведении школьной реформы Екатерины II в Сибири. В частности, подробно исследуются положения Устава народных училищ, а также недостатки данной реформы на примере Сибири.

В коллективная монографии «Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.)» можно найти материал, касающийся организации и деятельности Красноярского и Енисейского малых народных училищ.